Почему Санжар Бокаев уверен в своей правоте в конфликте с правительством? - Exclusive
Поддержать

Почему Санжар Бокаев уверен в своей правоте в конфликте с правительством?

Борьба за утильсбор переходит в драматическую фазу. Лидер движения «Нет утильсбору» Санжар Бокаев идет на конфронтацию с властями, а последние не собираются уступать. Почему утильсбор вызвал такой резонанс в обществе? Почему конфликт продолжается даже после того, как Алия Назарбаева уже не главный бенефециар? Есть ли шанс на достижение компромисса?

Скандал из-за петиции в Минпроме

В начале июля должен был состояться первый прецедент с момента введения закона о петициях, когда власти вынуждены рассматривать спорный вопрос. Петиция за отмену утильсбора легко и быстро набрала необходимые для этого 50 тысяч подписей. Но заседание не состоялось – инициаторам петиции не разрешили пронести на встречу свои телефоны, чтобы вести прямую трансляцию, и они отказались участвовать. В минпроме заявили, что это стандартная практика для стратегического объекта, а саму встречу в любом случае записали бы и передали инициаторам петиции.

– Без телефонов мы не заходим, потому что нам нужно транслировать обществу, мы представляем интересы общества. Мы не хотим с ними в кулуарном порядке о чем-то договариваться, мы – переговорщики от народа, – сказал автор петиции политик Санжар Бокаев в своем видеообращении.

Через неделю заседание все-таки состоялось, а активисты согласились на условия властей. Правда, результата это так и не дало.

– Не договорились ни о чем. Они не приняли наши требования, изложенные в петиции. Мы выражаем этой комиссии свое недоверие. Теперь будем готовиться к референдуму, – прокомментировал заседание Бокаев.

Ранее политик заявил, что, если компромисс с властями не будет достигнут, активисты «Нет утильсбору» создадут петицию за проведение референдума по этому вопросу. Чем закончится эта история пока неизвестно, но вряд ли градус противостояния снизится сам собой. Чтобы понять, почему введение утильсбора вызвало протест в обществе, обратимся к тому, с чего началась вся эта история – экокомпании младшей дочери Назарбаева.

Краткая история утильсбора: как Алия Назарбаева заботилась об экологии

В 2015 году была создана компания «Оператор РОП» (расширенная ответственность производителя), которая касалась только тех товаров, которые ввозятся в страну из-за рубежа. «Расширенная», потому что предполагает, что производитель товаров или сами импортеры должны вкладываться в их будущую утилизацию. Некоторые товары требуют дополнительной инфраструктуры для безопасной переработки/утилизации, а значит и дополнительного ресурса. В Казахстане это главным образом относится к транспортным средствам и спецтехнике. Дополнительный ресурс и будут обеспечивать производители/импортеры. На практике они разово платят утилизационный сбор «Оператору РОП». Также утильсбор платят и покупатели автомобилей, когда ставят ввезенные машины на первичный учет в госорганах. Затем «Оператор РОП» должен был распределять эти средства на развитие инфраструктуры для утилизации машин, а также на другие «зеленые» нужды.

Размер утильсбора зависит от объема двигателя машины и варьируется от почти 280 тысяч тенге (до 1000 куб. см) до около двух миллионов (более 3000 куб. см). Тогда же ввели сбор за первичную государственную регистрацию. Та самая петиция, запущенная Бокаевым, призывает отменить и его. Размер этого сбора зависит от давности автомобиля – если машине меньше двух лет, платеж составит всего около 900 тенге, но если больше трех – почти два миллиона. Для электрокаров сумма немного ниже, но не значительно. Причина введения первичной регистрации примерно та же – уменьшить число старых автомобилей, сильно загрязняющих воздух. Помимо забот об экологии система утильсбора и первичной регистрации должна была способствовать развитию отечественной автомобильной промышленности.

В итоге за утильсбор и первичную регистрацию потребитель платит дважды – при постановке ввезенных машин на учет в госорганах и за наценку, которую включают производители или импортеры в конечную стоимость.

Общую логику инициативы можно описать так. Надбавка за старые (и не только) иностранные автомобили делает их менее доступными. Вырученные средства через «Оператор РОП» идут на развитие казахстанского автопроизводства и на инфраструктуру для переработки. В результате цены на автомобили отечественного производства должны стать выгоднее для потребителя, параллельно появляются заводы по переработке. Казахстанская промышленность развивается, экология улучшается. Вот только реальность оказалось совсем другой – коррупция и некомпетентность снова победили стремление к прогрессу.

Система начала работать в январе 2016 года. Первым учредителем «Оператора РОП» была Алия Назарбаева, младшая дочь первого президента. Потом официальные учредители сменились, но Алия все равно осталась в доле – через ряд дочерних предприятий, занимающихся непосредственно утилизацией автокомпонентов и упаковок, а также оснащением регионов контейнерами и мусоровозами. СМИ писали, что на самом деле она оставалась реальной владелицей всей компании.

В своем выступлении перед мажилисом сразу после Кантара Токаев поручил остановить передачу утильсбора «Оператору РОП», а также пересмотреть его ставку. Уже в феврале Скляр отчитался о снижении ставки для легковых автомобилей в два раза. В 2023 году суд приговорил к тюремному заключению несколько связанных с утильсбором лиц, оценив общий ущерб государству от деятельности компании в 26,8 миллиарда тенге. В частности, бывших директоров Светлану Коротенко и Медета Кумаргалиева, а также бывшего вице-министра экологии Ахметжана Примкулова осудили на семь лет. Последний учредитель «Оператора РОП» Шнар Муктарова тоже получила семь лет, правда условно. Алия Назарбаева, как несложно догадаться, к процессу не привлекалась. Хотя несколько фигурантов отмечали, что она была главным бенефициаром деятельности компании.

Функции по регулированию утильсбора теперь выполняет государственная компания «Жасыл даму». Премьер-министр Олжас Бектенов отмечает, что в последний год благодаря этой системе начал хорошо развиваться сектор автомобилестроения, рост производительности которого составил 44,3%. При этом утильсбор за автомобили отечественной сборки платить не нужно, а первичная регистрация стоит всего около 900 тенге. Он также заявил, что министерство экологии и природных ресурсов в 2024-2026 годах направит 200 миллиардов тенге с утильсбора на экологические мероприятия. Однако недовольство системой у общества никуда не делось.

«Автопарк страны катастрофически постарел!»: чем недовольны критики

Движение «Нет утильсбору» появилось в 2021 году. Его лидер Санжар Бокаев считает, что расход средств новой компанией не стал более эффективным, зато стал более закрытым. По его мнению, даже «Оператор РОП» вел более открытую и четкую документацию своей деятельности. То есть заинтересованные в вопросе казахстанцы не могут узнать, на что конкретно тратит деньги «Жасыл даму». Известно только общее соотношение средств, которые направляют на развитие автопромышленности (98%), и экологические цели (2%). Приоритет властей очевиден. Возможно, они действуют стратегически и планируют сначала сделать более доступными авто отечественной сборки, а уже потом развивать переработку? Логика не самая безупречная, но по крайней мере ее можно оправдать. Увы, о действительных планах государства можно судить только по косвенным данным и ограничиваться догадками. Рассказывать гражданам конкретно – что, куда, в каком количестве и в течение какого времени будет тратиться – явно не входит в их планы.

Кстати, «Оператор РОП» тратил на экологию около 10%. Правда, не очень эффективно. За шесть лет работы формально был создан только один завод по утилизации автомобилей в Караганде, но и он не работает. Заводов по утилизации автобусов и сельхозтехники нет вообще.

Хотя в развитие казахстанского автопрома были вложены значительные средства, машины отечественной сборки дешевле не стали. Бокаев считает, что выгоду от утильсбора и первичной регистрации получают главным образом владельцы казахстанских автомобильных заводов. Для граждан лучше ситуация не стала – иностранные авто теперь стоят дорого, а цены на «отечественные» не снизились. «Отечественные» – это иностранные автомобили, которые собирают из готовых деталей в Казахстане. Хотя изначально планировалось локализовать производство комплектующих автомобилей и создать производство полного цикла.

По мнению сторонников движения «Нет утильсбору», все это привело к значительному устареванию казахстанского автопарка – за 8 лет средний возраст авто вырос с 12 до 22 лет. Власти, наоборот, отчитываются о снижении среднего возраста авто. Бокаев называет это манипуляцией, потому что статистика, которую называют в Минпроме, отсчитывают с 2015 года, когда в общее число автомобилей включались также вышедшие из эксплуатации. А в 2016 году стали учитываться только поставленные на учет и действующие авто, в результате их общее число снизилось, как и старых автомобилей. А уже после 2016 все больше становилось автомобилей сроком службы более 10 лет. Ситуация с техникой для сельского хозяйства не лучше.

– Рост цен на казахстанские авто за восемь лет составил от 330% до 400%. <…> Стоимость комбайнов и иной сельхозтехники выросла более, чем в два раза, – такие цифры приводит Бокаев.

В целом, аргументы сторонников движения «Нет утильсбору» можно обобщить так: правительство обещает, что утильсбор пойдет на пользу экологии и национальному автомобилестроению, но за восемь лет фактически никаких результатов нет, а за весь этот беспорядок продолжают платить граждане.

Решение возможно, но нежелательно

Как можно решить проблему? Прежде всего, предоставить объективную и полную информацию. И прежде всего это должно сделать государство с его административными и финансовыми ресурсами. Но как бы то ни было – ситуация на рынке говорит о том, что введенная программа не работает, как хотелось бы. И нет никаких гарантий, что она когда-нибудь заработает.

Во-вторых, начать реальный диалог. Поговорить с представителями всех заинтересованных групп, послушать, какие у них есть варианты решения проблемы, сформулировать общий план, представить его в СМИ. Бокаев на пресс-конференции заявил, что у его движения есть несколько конкретных предложений. Почему бы не обсудить их открыто, так чтобы всем все было видно и понятно, почему принимается решение? Тем более, что с критикой утильсбора выступали и некоторые депутаты мажилиса. Даже если решение будет неидеальным и устроит не всех, люди хотя бы будут понимать, почему оно принимается.

Но, как показала ситуация с петицией, власти не готовы к полноценному диалогу. Это говорит о том, что она не чувствует себя достаточно уверенно. Они даже решили показать, что народная поддержка находится на их стороне и после запуска петиции Бокаева запустили альтернативную – «За рост доходов народа. За развитие отечественной промышленности». Появились даже видеоролики, где работники нескольких крупных предприятий записывают видеообращения в поддержку инициативы. Потом правда появились сведения, что на этих работников оказывалось давление. Руководство это, конечно, отрицало.

Сейчас схема принятия любых реформ выглядит так: какие-то эксперты в кулуарах о чем-то договариваются, а потом власти оправдывают новую инициативу любой ценой. Решение выдается за безальтернативное: «У нас не было выбора», «Это было необходимо», «Иначе будет хуже». У всей государственной системы комплекс неполноценности – если признаешь, что был неправ, все поймут, что ты некомпетентный и нелигитимный. Впрочем, для этого действительно есть основания.

Понятно также, что власти далеко не всегда (мягко говоря) проводят реформы для реального улучшения жизни граждан. Несмотря на риторику Токаева, олигархия никуда не делась. У каждого принятого решения почти всегда есть те, чьи интересы это решение обслуживает. Хотя все всё знают, открыто об этом говорить не принято.

Основные требования движения «Нет утильсбору» – снизить максимальную ставку утильсбора на легковые автомобили до 100 тысяч тенге, и полностью отменить на сельхозтехнику. В последнее время Бокаев смягчил свою критику и стал более аккуратно призывать к «конструктивному» диалогу. Бокаев все еще надеется на благоразумие Миппрома и поддержку президента. А если активисты не будут услышаны, они дальше готовы запускать петицию за референдум и требовать отставки правительства. Политик отметил, что они будут действовать только легальными методами. Кажется, лучше подумать заранее, что делать, если они иссякнут.

Руслан Ибрагим




21 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Это не конфликт бокаева с правительством, это конфликт поавительства с народом.
    Они как иностранные оккупанты — грабят и унижают наседение всеми любыми способами

  2. Утиль сбор и первичная регистрация должны быть отменены. Это нечто иное как дополнительный налог в размере 20-30% на нашу заработную плату, все налоги с которой мы уже заплатили.

  3. Также хотел обратить внимание почему вод.удостоверение и тех паспорт (свидетельство регистрации транспортного средства) стоит дороже удостоверения личности один и тот же пластик а цена разная

  4. Здесь дело не только в утильсборе. В бюджете нет денег. Других способов, как брать у народа, правительство не способно придумать. Тут интересна позиция президента, который как бы не при делах. Возможно это продуманная политика. Но тогда нужно бы объясниться. Или мы тварь дрожащая?

  5. У нас абсолютный бардак. Таким, как Санжар, хода не дают, потому что он работает на результат, желаемый народом, а не кучкой толстосумов, от которых, как не странно, чиновничий аппарат зависит больше, чем от народа. Надо было валить отсюда ещё по молодости, теперь годы — тяжеловат на рывки.

  6. С.Бокаевтың жүргізіпижатқан жұмыстары дұрыс деп санаймын ал биліктегілер сіз біз деген көке жәке деген елді өлтіретін болды.

  7. С.Бокаевтың жүргізіпижатқан жұмыстары дұрыс деп санаймын ал биліктегілер сіз біз деген көке жәке деген елді өлтіретін болды.

  8. Зп пусть подымут, все дорого , все злые и недовольные, народ устал от такого отношения, сами производим пшеницу и хлеб дорогой ну куда это годиться, обещания только обещания, что-то невариться с такой политикой мы получим хорошее будущее. Наверное надо все менят на корню. Машины дорогие слишком, дороги быт-шыт даже в столице.

  9. Санжар очень грамотно всё доказал молодец. А,эти грамотей разные шарлатаны не хотят признавать свои ошибки Вот и устраивают цирк клоуны

  10. Санжар очень грамотно всё доказал молодец. А,эти грамотей разные шарлатаны не хотят признавать свои ошибки Вот и устраивают цирк клоуны

  11. Доиграется власть,первая петиция набравшая нужное количество голосов, а они рассматривают как им удобно. Потом когда злость народа достигнет апогея будет поздно,и это будет хуже қаңтара. Народ уже на пределе и это будет на руку силам, которые против суверинета и безопасности Казахстана.