Почему смена главы Национального банка не приведет к росту кредитования экономики - Exclusive
Поддержать

Почему смена главы Национального банка не приведет к росту кредитования экономики

Особенность казахстанской фискальной политики в том, что задача Национального банка по сдерживанию уровня инфляции и задача правительства по обеспечению экономического роста оказались противоположными.

Основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций – экономике нужны деньги, заявил президент Токаев, выступая 1 сентября с очередным Посланием народу Казахстана.

В качестве примера он привел цифру о том, что в прошлом году вложения в основной капитал составили всего 15% от ВВП. Это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики, но при этом получили рекордную чистую прибыль в 1,5 трлн тенге по итогам 2022 года и в 1 трлн тенге в первой половине этого года. Такая сверхдоходность – не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией, – констатировал президент и поручил правительству и парламенту рассмотреть возможность более справедливого перераспределения банковской прибыли с учетом интересов государства. Такая постановка вопроса вызывала недоумение экономистов. Ведь это – то самое государство, которое декларирует защиту прав собственников и инвесторов и предполагает снижение роли государства в экономике. Банки, кстати, быстро ответили на критику главы государства, пытаясь купировать угрозу справедливого распределения их доходов. 12 сентября Halyk Bank первым сообщил о социальной инициативе. Он направит на социальные проекты Жанаозена более 1,3 млрд тенге из чистой прибыли за полугодие в размере 365,2 млрд тенге. Но принципиальный вопрос остался – каким образом справедливым использованием прибыли частного сектора займется государство?

Вслед за критикой неэффективности банков, как следствия высокой базовой ставки, последовала внезапная смена руководства Национального банка 4 сентября. Президент прекратил полномочия назначенного в феврале 2022 года Галымжана Пирматова и назначил новым руководителем Национального банка замглаву своей администрации Тимура Сулейменова. Это кадровое решение однозначно связано с желанием президента видеть от Национального банка более жесткую политику по снижению базовой ставки, поскольку, как оказалось, г-н Пирматов занимал крайне консервативную и осторожную позицию ен в этом вопросе. В августовском докладе Национального банка о денежно-кредитной политике, подготовленном при участии Пирматова, продвигается мысль, что замедление инфляции продолжится, однако обозначенные проинфляционные факторы требуют готовности сохранять более жесткую денежно-кредитную политику для достижения к концу 2025 года цели по инфляции 5%.

Тогда же, в августе, Национальный банк впервые в этом году в качестве незначительной уступки снизил ставку (с 16,75% до 16,5%), несмотря на призывы депутатов и бизнес-сообщества сделать это раньше в условиях тенденции снижения годовой инфляции. При этом Нацбанк дал понять, что реальная причина в негативном влиянии на инфляцию фискальной политики правительства и отсутствия структурных реформ в экономике. Видимо, Сулейменову придется быть сговорчивей в вопросе понижения базовой ставки. Еще до своего утверждения он успел отметиться мнением, что, если для снижения инфляции будут созданы соответствующие условия, ставку можно снижать. Условия для снижения ставки множатся, и появился банкир, готовый взять на себя смелость планомерного смягчения денежно-кредитной политики.

Но аналитики говорят, что решение проблемы роста инфляции лежит вне плоскости управления процентными ставками на финансовом рынке. В стране несбалансированная структура экономики с зависимостью от экспорта сырьевых товаров, огромное количество субсидий и льгот, мешающих рыночному ценообразованию и оторванных от конкретных результатов производительности труда. С 2015 по 2021 годы размер государственной поддержки МСБ в 7 трлн тенге превысил налоговые поступления от поддержанных компаний в размере 4,5 трлн тенге. У правительства низкая финансовая дисциплина, выражающаяся в том, что при высоких ценах на нефть увеличиваются расходы бюджета, а при снижении экспортных цен – растут транши из Национального фонда. И бороться с инфляцией нужно, в первую очередь, наращивая выпуск товаров и услуг. Казалось бы, снижение базовой ставки должно решить вопрос, но, по мнению банкиров, оно не приведет к росту корпоративного кредитования, поскольку в стране мало качественных и рентабельных заемщиков из числа МСБ.

А для появления новых рентабельных предприятий нужны рынки сбыта, платежеспособный спрос и уверенность в будущем. Практическое решение этих вопросов, однако, не носит системный характер и к тому же упирается в годами устоявшуюся практику получения быстрых и легких денег от импорта, часто серого.

Никуда не делись и разногласия между задачей Национального банка сдерживать уровень инфляции и задачей правительства обеспечения экономического роста. Увы, особенность казахстанской фискальной политики в том, что эти цели оказались противоположными. Базовая ставка призвана бороться с инфляцией, снижая денежную массу в экономике, а правительство наращивает субсидии – денежную массу для МСБ. Правительство готово отказаться от субсидирования, но как после этого поддержать МСБ? Один из вариантов – это снижение налогов, и сейчас как раз идет лоббистская борьба за новый Налоговый кодекс. Она идет не только между правительством и предпринимателями, но и между министерством финансов и министерством национальной экономики. И вновь экзистенциальной конфликт – стимулировать рост экономики через снижение налогов для бизнеса или пополнять бюджет за счет роста налоговых отчислений? Ситуация крайне непростая, ведь 80 процентов уплачиваемых налогов поступает от 260 компаний при том, что по состоянию на 1 июля 2023 года зарегистрировано 414 821 действующих юридических лиц.

Клубок противоречий интересов государства, частного бизнеса, разных министерств вряд ли получится размотать, не ущемляя интересы отдельных сторон. Сохранится ли старая система сдержек и противовесов, не позволяющая кардинально изменить правила фискально-финансовой игры?

Ольга Тятина




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *