Почему Токаев не сможет выполнить свои предвыборные обещания? - Exclusive
Поддержать

Почему Токаев не сможет выполнить свои предвыборные обещания?

В нашей суперпрезидентской стране каждое слово президента воспринимается госорганами буквально, как истина в последней инстанции. Предвыборная программа президента стала главным документом по политическим и экономическим реформам на следующие 7 лет. Однако она вызывает очень много серьезных вопросов.

Систему ломать надо

Система, когда все более или менее важные решения в стране замыкаются на президенте, начала приводить к анекдотическим ситуациям. На сегодня предвыборная программа президента стала своеобразным «священным писанием» для чиновников. Во многом это связано с тем, что сразу после выборов указом президента был утвержден «План действий по реализации предвыборной программы Президента». Однако чиновники решили пойти еще дальше и, непонятно зачем, премьер-министр создал «Республиканский штаб по реализации Предвыборной программы Президента», куда включили всех министров, всех акимов областей, председателя Нацбанка, председателей всех ключевых государственных агентств и государственных компаний. Хорошо еще, что в штаб не включили наши так называемые «независимые» парламент и судебную систему.

Спрашивается, зачем нужно было создавать такую имитацию бурной деятельности (республиканский штаб), если все государственные органы и так обязаны выполнять План действий, утвержденный президентом, где по каждому пункту указан ответственный орган? И вообще, зачем Казахстану нужно правительство, если его единственная роль – это беспрекословно исполнять поручения президента? По сути, на сегодня правительство и другие государственные органы и госкомпании представляют собой расширенную администрацию президента, где все ключевые и стратегические решения принимает сам президент.

Такая суперпрезидентская система, сложилась в «Старом Казахстане», и мы все прекрасно видели к чему привело отсутствие сдержек и противовесов. К сожалению, в «Новом Казахстане» такая система власти был сохранена с лишь небольшими косметическими изменениями.

Какую новую экономику хочет построить президент?

В предвыборной программе было сказано: «Олигополистический капитализм в Казахстане породил социальное неравенство и дисбаланс внутреннего рынка. Недобросовестная деятельность монополистов препятствовала росту реальных доходов граждан, загоняла их в «ловушку бедности», не давала укрепиться среднему классу. Мы кардинально изменим модель развития экономики.»

Такое определение накопившихся проблем в экономике Казахстана вызывает много вопросов и в конечном итоге приводит к неверным планам действий. Получается, что в сырьевой зависимости экономики, в низкой производительности труда, в отсутствии технологического развития, в крайне медленным росте малого и среднего бизнеса и среднего класса населения виновато только деятельность монополистов?! При этом не понятно о каких монополистах идет речь – о государственных или о частных? И самый главный вопрос – почему из предвыборной программы пропали прошлые заявления президента о чрезмерном вмешательстве государства в экономику и о дальнейшем развитии рыночных отношений в стране?!

В результате такого расплывчатого и неполного описания проблем экономики Казахстана появляются очень противоречивые планы действий, которые могут привести только к ухудшению ситуации. Например, в программе говорится, что «в настоящее время доходы граждан на фоне экономического потенциала страны несоизмеримо малы, во многом это связано с отсутствием масштабной переработки сырья в Казахстане». Поэтому, Планом действий (пункт 44) правительству было поручено обеспечить поставки доступного сырья бизнесу для создания конечных товаров. Такие поручения президента вызывают ряд очень серьезных вопросов.

Во-первых, за чей счет правительство обеспечит скидку в цене на поставки базовых материалов, добываемых и производимых на территории страны так, как это говорится в Плане действий? Здесь только три источника финансирования такой скидки (субсидии) для бизнеса: за счет Нацфонда, за счет налогоплательщиков (за счет налоговых доходов бюджета), или за счет прибыли производителей сырья. В любом случае, таких скидок на поставки базовых материалов на всех желающих не хватит. И тут возникает следующий вопрос: кто будут эти «новые избранные», получившие скидки? «Старых избранных» мы прекрасно знаем, и сейчас хорошо видно, как их постепенно оттесняют от государственной кормушки, заменяя на «новых избранных».

И наконец, самый главный и фундаментальный вопрос: как такие планы по государственным скидкам на базовые материалы для «избранных» отечественных производителей согласуются с прошлыми заявлениями президента о снижении вмешательства государства в экономику и о дальнейшем развитии рыночных отношений в стране?! И этот вопрос можно задать по очень многим пунктам, утверждённого Плана действий.

Когда власти начнут жить по средствам?

С точки зрения макроэкономических реформ в первую очередь необходимы кардинальные реформы бюджетной политики и управления государственными финансами. Однако и по этому пункту в предвыборной программе и в Плане действий сплошные противоречия.

Так, до конца 2029 года планируется увеличение активов Национального фонда до 100 млрд долларов США. Это крайне амбициозный план, который практически невыполним из-за предстоящих в ближайшие годы внутренних и внешних кризисных факторов. По информации Нацбанка, наибольший размер Нацфонда был в августе 2014 года – 77,2 млрд USD, а наименьший – в сентябре текущего 2022 года – 51,6 млрд USD.

Планы по увеличению Нацфонда почти в два раза в течение 7 лет означают, что, начиная со следующего года, должно быть очень резко снижено использование Нацфонда для государственных расходов и инвестиций внутри Казахстана. Однако трудно понять, как это может произойти, когда власти хотят снизить налоговую и социальную нагрузку на бизнес и население, и, в то же время, в предвыборной программе планируется резкое увеличение государственных расходов на следующее 7 лет.  

Помимо обеспечения государственных скидок на базовые материалы для отечественных производителей (как было описано ранее) президент пообещал следующее.

– Направление 1 трлн тенге на развитие сельскохозяйственной кооперации.
– Модернизация энергетической инфраструктуры, включающей в том числе: строительство 3,7 гигаватт электрогенерирующих мощностей и теплоэлектроцентралей.
– В течение 7 лет строительство 111 млн квадратных метров жилья.
– Продолжение ипотечного кредитования по программе «7-20-25».
– Снижение показателя износа сетей тепло– и водоснабжения, водоотведения до 40%.
– Обеспечение качественного строительства и реконструкции 8 тысяч км автодорог республиканского значения и 14 тысяч км автодорог областного и районного значения.
– Обеспечение внутреннего рынка основными видами нефтепродуктов путем наращивания объемов переработки до 21 млн тонн в год.
– Удвоение общей площади орошения сельскохозяйственных земель.
– Достаточно резкое увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, пенсии, здравоохранение, и образование.

Это не полный список статей будущих расходов на триллионы и сотни миллиардов тенге, которые практически целиком будут финансироваться за счет государства, поскольку из-за экономической политики властей частные инвестиции не идут в эти сектора экономики. Спрашивается, откуда власти возьмут деньги на это всё, не повышая налоги? В Казахстане у властей есть несколько внебюджетных источников денег – это Нацфонд, печатный станок Нацбанка, и прибыль Самрук-Казына (которая почти целиком состоит из прибыли Казмунайгаза). Ниже даны два примера того, как правительство использует для этого Нацбанк и Самрук-Казына.

Отсутствие независимости регуляторов и госкомпаний – большая проблема

В развитых рыночных экономиках монетарный и банковские регуляторы, а также государственные коммерческие компании должны быть независимы от политического или правительственного влияния так, чтобы исполнительная власть не могла использовать их в своих часто непрозрачных целях. К сожалению, такие примеры лучшей мировой практики не относятся к Казахстану. В «старом» и «новом» Казахстане всё, как всегда, решает президент.

Например, по Нацбанку в Плане действий говорится, что наш монетарный регулятор вместо государственного бюджета обязан продолжить финансирование ипотечного кредитования по госпрограмме «7-20-25», несмотря на то, что это напрямую противоречит мандату любого монетарного регулятора, особенно когда он использует политику «инфляционного таргетирования». Такое использование печатного станка Нацбанка (вместо налоговых доходов бюджета) для финансирования государственных программ наносит очень большой вред экономике со всех точек зрения, а также сводит на нет усилия Нацбанка по проведению политики «инфляционного таргетирования».

Помимо этого, финансирование экономики за счет печатного станка Нацбанка идет ставкам гораздо ниже базовой. То есть, создается абсурдная ситуация, когда из-за высокой инфляции Нацбанк устанавливает высокую базовую ставку, при этом одновременно кредитует экономику (финансирует госпрограммы) по очень низким процентным ставкам, разгоняя инфляцию. Также, низкие процентные ставки по государственным программам разрушают рыночные механизмы на финансовом рынке, что приводит к деградации финансовой системы уже очень много лет.

Другая сторона отсутствия независимости — это использование прибыли группы компаний Самрук-Казына для осуществления государственных расходов, которые должны финансироваться только через госбюджет. Например, в конце прошлой недели было объявлено о том, что «ФНБ «Самрук-Казына» должен обеспечить финансирование для АО «Агентство Хабар» с целью повышения его рейтингов и увеличения доходов за счет привлечения рекламодателей. В пояснительной записке указывается, что разрешение на это финансирование снова дал президент страны согласно какой-то там резолюции.

Еще раз – испльзование прибыли госкомпаний для финансирования государственных расход – это плохо со всех точек зрения. Во-первых, это ухудшает финансовое здоровье госкомпаний, снижает их инвестиции в свое развитие, и в конце концов приводит к кризисной ситуации, которую правительство будет заливать деньгами из бюджета или Нацфонда. Во-вторых, это означает, что исполнительная власть скрывает часть своих расходов от законодательной власти, которая утверждает государственный бюджет. И в-третьих, такое сокрытие расходов приводит к тому, что информация по дефициту государственного бюджета искажена в лучшую сторону, что приводит к неверной макроэкономической политике в стране.

Фиктивная демонополизация

В предвыборной программе говорится, что «Экономика будет демонополизирована, а государство заметно сократит свое присутствие в бизнесе». Фактически, главным отличием «Новой экономической политики» от «Старой» является слово «демонополизация». Остальные главные лозунги текущей экономической политики государства остаются прежними. Однако, несмотря на новые лозунги, власти продолжают работать по старой схеме – говори одно, а делай, что хочется.

Например, Казахтелеком – яркий пример того, что очень часто государство и национальные холдинги говорят и планируют одно, но делают полностью противоположное. В этом случае частные инициативы и конкуренция были заменены на государственный монополизм, в результате чего страдают потребители и развитие экономики Казахстана. Так было в «Старом Казахстане», а теперь то же самое делается в «Новом».

Демонополизация телекоммуникационного рынка (а это означает демонополизация Казахтелекома) имеет долгую историю. Она была запущена в конце 2003 года после принятия программы либерализации рынка связи. В 2006 году власти вообще собирались разделить КТ на несколько частей (по аналогии с тем, как это делалось в США), чтобы устранить монополию во всех сегментах рынка, либерализовать рынок, и дать легкий доступ на него частным инвесторам. Однако, этого так и не было сделано.

Затем, начиная с 2010 года, в Казахстан начали активно заходить частные иностранные операторы по мобильной телефонной связи. В результате выросла конкуренция, что привело снижению тарифов, росту качества связи, и быстрому расширению сети сотовой связи – без какого-либо участия государства. В то время сектор мобильной связи стал прекрасным примером того, как рыночные отношения позитивно влияют на рост и технологическое развитие экономики.

Однако, в полном противоречии с антимонопольным законодательством и программой приватизации и разгосударствления экономики, в конце 2018 Казахтелеком неожиданно приобрел 75% акций Kcell. А в мае 2019 года эта госкомпания заключил соглашение с Tele2 на покупку 49% в совместном предприятии. В результате доля рынка Казахтелекома в мобильной связи сразу же после этих сделок стала в районе 80%. Как результат, начался быстрый рост тарифов и ухудшение качества связи.

Теперь, в «Новом Казахстане», вместо того, чтобы демонополизировать сектор сотовой связи, правительство решило углубить монополию Казахтелекома. Так в конце прошлой недели было объявлено, что консорциум операторов сотовой, которые контролируются Казахтелеком, выиграли торги на радиочастотные диапазоны для технологии 5G. То есть, вместо демонополизации, объявленной президентом, Казахтелеком сосредоточил у себя ещё больше монополии, став единственным обладателем частот 5G.

В чем заключаются фундаментальные проблемы экономики Казахстана?

По моему мнению, главной фундаментальной проблемой является то, что в Казахстане вместо рыночной была построена командно-административная экономическая система.

Казахстан успешно строил рыночную экономику начальном этапе своего развития. Однако, после того, как начали быстро расти нефтяные доходы государства, первый президент, его семья, и связанные с ними лица, стали перестраивать экономику Казахстана по принципу «своим можно всё, а остальным по закону». Этот принцип разрушал основы рыночной экономики и верховенства закона и стимулировал коррупцию в стране. Вместо рыночной экономики в Казахстане была построена государственно-олигархическая экономическая система, которая основывается на распределении нефтяной ренты и характеризуется следующими особенностями:

– Использование «ручных» и антирыночных методов (командно-административных методов) управления экономикой и распределения природных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов.
– Был создан чрезвычайно раздутый государственный аппарат, который активно и негативно вмешивается в рыночные отношения в экономике. В стране господство государственной бюрократии, регулирования и контроля.
– Крупнейшие и ключевые компании в стране находятся в государственной или олигархической собственности. Они доминируют в экономике, и именно они получают подавляющую часть субсидий, льгот и преференций от государства.
– В стране крайне малая доля малого и среднего бизнеса и среднего класса населения, которая уменьшается, а не растет в последние десять лет. Это очень плохо для развития экономики.
– Государство стало заменять собой банковскую систему и фондовый рынок, предоставляя льготные кредиты в «приоритетных» отраслях экономики и распределяя эти финансовые ресурсы нерыночным путем для «избранных».

Такая государственно-олигархическая экономическая система привела к тому, что в последние 10 – 15 лет в Казахстан наблюдается некачественный рост экономики и отсутствие прогресса в её диверсификации и технологическом развитии. Громадные средства, потраченные на госпрограммы по индустриализации, развитию сельского хозяйства, региональному развитию и так далее не дали результатов. Триллионы тенге, потраченные на оздоровление банков, были просто разворованы, и банковская система продолжает снижать свою роль в финансировании бизнеса. В стране наблюдается крайне медленный рост малого и среднего бизнеса и среднего класса населения. У населения и бизнеса появилось искаженное понимание роли государства в экономике – у них выросли иждивенческие настроения по отношению к государству, что тормозит развитие эффективного предпринимательства в стране. В стране постоянно высокая инфляция и высокие процентные ставки, а также курс тенге, склонный к постоянной девальвации.

Трагические январские события привели к разрушению принципа «своим можно всё, а остальным по закону» и наконец-то появилась возможность реального перехода от командно-административной к рыночной экономике. Однако, судя по содержанию предвыборной программы президента и по утверждённому Плану действий, у текущей власти нет четкой и понятной цели по реальному изменению модели развития экономики на ближайшие 7 лет.

Мурат Темирханов

FCCA, Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.