Почему в Алматы один дизайн-код на Золотой квадрат и Большую станицу? - Exclusive
Поддержать

Почему в Алматы один дизайн-код на Золотой квадрат и Большую станицу?

Несмотря на очевидные преимущества дизайн-кода в городском планировании, его некорректная реализация может нести серьезные риски. Без эффективных механизмов контроля и системы поощрения соблюдения правил возможно искаженное толкование принципов дизайн-кода. Это может привести к обратному эффекту – вместо улучшения архитектурного облика города произойдет его деградация и утрата уникальных особенностей городской среды.

Такое мнение высказал известный отечественный архитектор Нурлан Камитов, основатель INK Architects, почетный член Королевского института британских архитекторов, академик IAAM и почетный член AIA (Американский институт архитекторов).

Нурлан Камитов

По его словам, отсутствие строгих требований в оформлении новых жилых комплексов нередко приводит к хаосу даже при наличии общих требований дизайн-кода города. Это можно заметить, к примеру, и в новых кварталах Алматы и Астаны. К примеру, пояснил архитектор, владельцы бизнеса могут заклеивать рекламой целые витражи, создавая так называемый «визуальный шум» и «эффект Бангкока». Это может негативно влиять как на культуру граждан, так и на психоэмоциональное восприятие мира. В эстетичной среде, где соблюден баланс между порядком и креативностью, как правило, развиваются творческие и разносторонние люди.

«Обычно в дизайн-коде указываются детали, как то: реклама, вывески, навигация, освещение и реновация исторических зданий. Но при этом на градсовете у архитекторов и застройщиков не требуют показать концепт дизайна навигации, освещения, ландшафта и вывесок. В итоге все это застройщики либо владельцы коммерческих помещений обычно оформляют по своему усмотрению. То есть условно можно выполнить все вывески в палитре и в том формате, что регламентируется кодом, но из-за отсутствия локального дизайна комплекса это может в целом выглядеть хаотично», – пояснил Нурлан Камитов.

По его мнению, для решения данного вопроса необходим контроль надзорных органов за единым стилем оформления на разных этапах проектирования и реализации объекта. Также утвержденный застройщиком у соответствующих госорганов дизайн-код условно крупного комплекса должен иметь легальную силу, чтобы можно было ссылаться на него при возникновении каких-либо вопросов. 

В качестве положительного примера применения дизайн-кода Нурлан Камитов привел всемирно известный район Майами (США) Coral Gables, известный своей уникальной исторической архитектурой, привлекающей туристов со всего мира, с зелёными бульварами. Здесь свой подход к новым проектам, сохраняющим дух и атмосферу района. В его дизайн-коде указаны палитра и стили архитектуры, и также все детали, вплоть до лестниц. Каждый проект детально рассматривается на градостроительном совете. При этом регламентируются материалы, и положительные примеры поощряются советом архитекторов.

«Поэтому считаю важным, чтобы градостроительные советы в Казахстане расширили свои полномочия и включили в регламент не только проверку проектов на соответствие базовым нормативам, но также их оценку на соответствие требованиям дизайн-кода, – говорит Нурлан Камитов. – Перспектива возможного отклонения проекта создала бы действенную мотивацию для проектировщиков учитывать требования дизайн-кода на ранних этапах разработки».

Также для мотивации владельцев недвижимости и проектных организаций архитектор предлагает внедрить систему поощрений и экономических льгот. Это могут быть, к примеру, специальные экономические стимулы за качественное озеленение территорий, внедрение современных графических решений и рекламных носителей, установку инновационных систем освещения. Подобная мотивация могла бы сподвигнуть владельцев бизнеса на активное участие в улучшении городской среды, заключил Нурлан Камитов.

Кроме того, добавил он, затраты на соблюдение дизайн-кода, облагораживание среды могут быть довольно ощутимыми для представителей малого бизнеса. Поэтому можно рассмотреть возможность льгот и поощрений для данной категории предпринимателей.

Архитектор затронул ещё один важный аспект городского планирования.

По его мнению, дизайн-код может в некоторых случаях чрезмерно унифицировать городское пространство. Поэтому после внедрения единых стандартов оформления со временем уникальная идентичность и характер разных районов города могут размыться, превращая некогда разнообразные кварталы в однообразные территории. 

«К примеру, какой-то исторически сложившийся район мог бы естественно развиваться в своей особенной, яркой цветовой палитре, как знаменитые разноцветные дома Голландии, или постепенно его могут украсить современные граффити и муралы от местных художников. Может появиться интересная реклама на весь витраж или фасад здания. В этом случае важно помнить, что даже небольшие, но характерные элементы городского дизайна не только создают точки притяжения для туристов и путешественников, но и формируют глубокое чувство принадлежности и привязанности к месту у местных жителей, делая район по-настоящему живым и самобытным. Поэтому необходимо рассматривать дизайн городской среды относительно уникального характера контекста, района, жителей. Нужен баланс между унификацией и сохранением уникальности. А для этого, возможно, стоит разрабатывать отдельную документацию в каждом случае», – заключил Нурлан Камитов.

С этой точки зрения интересным примером местного дизайн-кода является еще один район в Майами (США) – «Винвуд Уоллс». Раньше это была индустриальная зона, а сейчас – музей современного искусства под открытым небом, собравший работы лучших мастеров стрит-арта со всего мира, новая точка притяжения. У района есть свой локальный дизайн-код, позволяющий сохранить его идентичность. Адаптация дизайн-кодов под каждый район позволяет сделать Майями интересным с точки зрения архитектуры и открывает новые туристические возможности.

Похожей политики придерживаются, к примеру, и в Дубае, отмечает Нурлан Камитов. Здесь мастер-девелоперы разрабатывают свои уникальные дизайн-коды для отдельных крупных участков под застройку. В коде все регламентировано – от рекламы до освещения и ландшафта, а также стиля архитектуры и т.д. Это позволяет сделать единый по видению район, который будет отличаться от других районов Дубая. В то время как в том же Алматы один дизайн-код как на район Орбита, так и на Золотой квадрат, Большую станицу и др. Хотя каждый из них имеет свою уникальность. Поэтому можно было бы рассмотреть возможность применения такого опыта и в Казахстане, говорит архитектор.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *