Почему в Казахстане невыгодно расширять бизнес?
В Астане на встрече с представителями МСБ правительство презентовало новое видение налоговой политики в стране. На данный момент оно предлагает ставку НДС уже не 20%, а 16%, а для сферы здравоохранения, которая раньше не облагалась налогом на добавленную стоимость, дифференцированную ставку в размере 10%. Однако эти меры, призванные залатать бюджетные дыры, по мнению экспертов, не спасут экономику страны от нарастающей инфляции и массовой безработицы.
– Еще больше удивило то, что в специальном налоговом режиме, который у нас на данный момент существует как розничный налог, ставка налога, если осуществляются продажи или оказываются услуги конечному потребителю, планируется на уровне 4%, и 8% – для B2B (бизнес для бизнеса»), – недоумевает председатель общественного объединения «Асыл Ниет», член налогового альянса республики Жанар Сулейменова. – То есть правительство хочет данный режим оставить только для B2C (Business-to-customer), продающего свои услуги услугу конечному потребителю. Простой пример: если какая-нибудь крупная компания, пожелавшая накормить приехавшую к ней по делам бизнеса делегацию в конкретном ресторане, попросит выдать ей документы, подтверждающие это, то хозяин заведения наверняка ответит, что не может этого сделать, так как согласно предложенного налогового режима, услуги предоставляются только конечному потребителю, то есть частному лицу. Судя по этому странному, если не сказать – абсурдному решению, становится понятно, что правительство не имеет конкретной концепции своей экономической политики.
– Вы согласны тем, что сегодня основной бедой нашей экономики стал теневой бизнес?
– Это действительно так. Сейчас в Казахстане выгодно быть маленьким бизнесом, когда ИП платит всего 3% от дохода по упрощенной декларации, законный налоговый режим позволяет платить налоги легко и просто, а вот НДС с его 12%, который не идет в зачет, невыгоден, поэтому у нас и существует огромный теневой рынок.
И если мы говорим о селлерах – предпринимателях, которые занимаются электронной коммерцией, то большинство из них завозит товары карго (логистические услуги по доставке груза из других стран). Так как они не платят официальные таможенные пошлины и НДС, то возникает ситуация, когда добросовестный казахстанский налогоплательщик становится неконкурентным по отношению к бизнесу, который не то чтобы нелегален, но отчасти укрывается или уходит в тень, используя некие инструменты, уводящие от налогообложения.
И когда государство поднимает налоги, то оно ставит в еще более тяжелое положение именно добросовестного налогоплательщика. Бизнес, который платит налоги, под этим тяжелым бременем становится еще менее конкурентоспособным по сравнению с теневым бизнесом. Это как раз тот момент, когда покупатель может найти один и тот же товар и за 15 тыс. тенге, и вдвое дешевле. Нетрудно догадаться, что дороже товар тот, с которого оплачены все виды налогов при ввозе – таможенные пошлины и НДС. Этот дисбаланс и приводит к тому, что заниматься добросовестным бизнесом у нас невыгодно.
И если раньше разница была в 12% чистого НДС, то теперь, если ставка будет 16%, она еще больше увеличится. А, следовательно, рост стоимости снизит продажи. Дело в том, что рентабельность нашего МСБ и без того низкая, в среднем 5%, и призывать его «срезать маржу» за счет покупателя не получится. Говоря проще, то, что сейчас предлагается правительством (увеличение ставки НДС), ляжет на плечи конечного потребителя и добросовестного налогоплательщика, а теневой рынок будет процветать и дальше. Поэтому сегодня бизнесу проще держать свободные деньги на депозите под 13% годовых, либо вкладываться в другие финансовые инструменты. А тем временем, экономика задыхается от недостатка оборотного капитала.
– А как быть с иностранными маркетплейсами, которые тоже не платят налоги, а потому цены у них такие же, как у контрафактного товара?
– Первый этап конкуренции – это противостояние добросовестного селлера, который привозит официальный товар, и недобросовестного теневого бизнеса (контрафакта). Следующий этап – и тот, и другой бизнес находится в конкуренции с иностранными маркетплейсами. Когда мы покупаем у них дешевый товар, то практически не платим никаких налогов – ни таможенных пошлин, ни НДС. Казалось бы, приобретать на иностранном маркетплейсе, выгодно, но это вывод наших денег за границу. Поэтому, как минимум, нужно сравнять условия для здоровой конкуренции и, как максимум, защитить МСБ РК. А что касается текущей ситуации с налогами, когда планируют закрывать дефицит бюджета поднятием НДС, то, на наш взгляд, такой подход нецелесообразен. НДС – это неизбежный рост инфляции.
Кроме того, собранные со всех казахстанцев дополнительные средства через институты развития могут быть выделены определенному кругу лиц (бизнесменам), которые имеют доступ к ним. Но в таком случае первоисточник (налог) теряет свой смысл. Ведь теоретически он должен перераспределять средства от более состоятельных к более бедным слоям населения для оказания им дополнительных услуг – обеспечения безопасности, обучения, медицинского обслуживания и т.д.
Но в данном случае эта функция теряется, потому что НДС – это регрессивный налог, который больше отражается на жизни уязвимых слоев населения, так как в их структуре затрат базовые потребности составляют практически 95-100% дохода, тогда как у более состоятельного человека они значительно ниже.
Поэтому НДС, который предлагается увеличить, выбран, на наш взгляд, неправильно. Если Казахстан позиционирует себя, как социальное государство, и планирует, перераспределяя средства, поддерживать уязвимые слои, то это можно делать другими способами.
– Какие перспективы, на ваш взгляд, ожидают страну после поднятия НДС?
– Уровень инфляции, безусловно, повысится, а покупательная способность населения снизится. Следовательно, бизнес будет меньше зарабатывать, а работники с учетом инфляции будут требовать повышения заработной платы. Отсюда нетрудно прогнозировать рост безработицы, поскольку бизнесу неоткуда брать деньги. А значит, ни о каком экономическом росте не может быть и речи, но вырастет социальное неравенство и напряженность.
Вообще основной тезис сегодняшнего дня – это то, что налоговая политика используется в качестве сильнейшего инструмента для залатывания бюджетного дефицита, хотя по идее к нему нужно прибегать в последнюю очередь при решении данной проблемы.
Если мы хотим говорить о каких-то структурных реформах, то нам необходимо определиться, какую модель экономики хотим видеть у себя – государственную или частную, какие отрасли будем поддерживать в первую очередь и какого инвестора страна готова приветствовать – отечественного или иностранного. Определившись с целью, нужно заняться научно-технической, инвестиционной, торговой, денежно-кредитной и бюджетной политиками и только потом уже думать о налоговой политике.
У нашего правительство, которое мечется из стороны в сторону (то оно предлагает ввести 20% НДС, то – 16%), на сегодня есть только краткосрочная цель – залатать бюджет, но долгосрочная стратегия отсутствует.
Комментариев пока нет