Почему в Казахстане опять преобразовали министерство культуры?
Мало кто обратил внимание – но недавним назначением нового министра культуры и информации Республики Казахстан был поставлен своеобразный рекорд: Аида Балаева стала третьим (!) министром культуры за год. Напомним: мы встретили 2023-й с Дауреном Абаевым, продолжили с Асхатом Ораловым, идем дальше с Аидой Балаевой. Но еще не вечер и далеко не предел: как показывает опыт казахстанских учреждений культуры, руководителей можно менять очень часто – достаточно вспомнить Казахскую государственную филармонию имени Жамбыла, где начальство приходит, уходит и иногда возвращается. Как, например, нынешний директор Акан Абдуалиев – это его второй заход в филармонию, равно как и у Аиды Балаевой – второй заход в министерство информации, к которому теперь присоединили культуру. Опять же – не в первый раз, и не просто так, а по делу – «в целях модернизации и повышения эффективности системы государственного управления», как сказано в Указе президента РК.
Предлагаем вспомнить «этапы большого пути» и все названия главного культурного органа страны, одно перечисление которых заставляет задаваться вопросом: а правительство точно знает, что ему делать с культурой?
— К моменту обретения независимости в Казахской ССР не было министерства культуры, но был Госкомитет по культуре, который в 1990-1991 гг. возглавлял Канат Саудабаев (в будущем – министр иностранных дел и госсекретарь), и, в 1991-1992 гг. – композитор Еркегали Рахмадиев.
— В феврале 1992 года было образовано министерство культуры Республики Казахстан во главе с Еркегали Рахмадиевым, потом чуть больше года (1993-1994) министром был будущий депутат парламента Серик Ашляев, и, с 1994 по 1997 – Талгат Мамашев, тот самый, кто лет через 15, будучи первым заместителем Всемирного общества казахов, крепко выругается по-казахски на круглом столе о проблемах казахской репатриации. «А имел бы я это все…» (или, как вариант – «а плевал бы я на…»), – скажет чиновник. Правда, потом извинится. Но ему это долго будут вспоминать, в том числе – попрекая министерско-культурным прошлым. Дескать, руководителю культуры, даже «экс», негоже употреблять такие выражения. Публично.
— Да, самое главное: это все были «чисто» министерства культуры. Первый «гибрид» появится весной 1997 года – это будет министерство культуры и образования РК, и возглавит его Имангали Тасмагамбетов. В прошлом – комсомольский вожак, потом – аким, министр, премьер-министр, в настоящем – Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Впрочем, в таком виде – культуры и образования – и под его руководством министерство просуществует меньше года.
— Осенью 1997-го в стране появится еще более сложное образование – министерство образования, культуры и здравоохранения. «Проживет» больше года, и столько же им будет руководить Крымбек Кушербаев (длинный послужной список – аким, министр, руководитель администрации президента и т.д.). Когда в январе 1999-го министерство вновь реорганизовали, Кушербаев остался министром образования и здравоохранения, плюс – спорт.
— А культуру в первый раз присоединили к информации: министерство культуры, информации и общественного согласия – так будет называться орган, которым сначала будет руководить Алтынбек Сарсенбаев, потом – Мухтар Кул-Мухаммед. В таком виде министерство просуществует без малого пять лет.
— Почти ровно год – с сентября 2003-го по сентябрь 2004-го – у нас снова будет просто министерство культуры, и руководить им будет музыкант Дюсен Касеинов. Но так же неинтересно!
— И осенью 2004-го в Казахстане создадут министерство культуры, информации и спорта – несмотря на кажущуюся нелогичность, это образование просуществует полтора года, под руководством, сначала, Есетжана Косубаева, потом – Ермухамета Ертысбаева.
— Весной 2006 года спорт из этой конструкции уберут, но министра оставят – Ермухамет Ертысбаев будет на этой должности до мая 2008-го, когда его сменит Мухтар Кул-Мухаммед: будущий госсекретарь станет первым и пока единственным человеком, который будет руководить культурой дважды.
— Хотя, если строго следовать документам, даже трижды: когда в 2010 году министерство опять преобразуют, позволив ему остаться «только» культурным, его возглавит Мухтар Кул-Мухаммед.
— В 2012 году (уже даже неинтересно) снова сделают министерство культуры и информации. Министры: Дархан Мынбай (2012-2013) и Мухтар Кул-Мухаммед (январь 2013 – март 2014).
— Весной 2014-го (опять неинтересно) информацию опять отделят, культура аж на пять месяцев останется в одиночестве, а министром станет Арыстанбек Мухамедиулы – надолго.
— Он останется им и когда у нас снова появится министерство культуры и спорта – летом 2014 года, и будет возглавлять его до июня 2019-го, когда его заменит его бывший заместитель, композитор Актоты Раимкулова (Мухамедиулы, к слову – тоже музыкант по первому образованию, а именно – виолончелист). После Актоты Раимкуловой, первой женщины на посту министра культуры (хотя в советские времена минкультуры Казахской ССР шесть лет руководила режиссер и актриса Ляйля Галимжанова), пришел Даурен Абаев, которого больше знают как министра информации («и общественного развития» или «и коммуникаций» – в зависимости от года и правительства). Он пробыл на этом посту год без недели, с 11 января 2022-го по 4 января 2023-го, но еще меньше времени дадут его преемнику Асхату Оралову – восемь месяцев. Тем не менее, 33-летний министр написал в своем «завершающем» посте в социальных сетях, что «за прошедшие несколько месяцев мы проделали большую работу, результаты которой мы несомненно увидим в будущем».
А дальше – все уже знают. У нас опять министерство культуры и информации (в последний раз оно у нас такое было восемь лет назад) и опять новый министр – Аида Балаева. Новый – для культуры, и знакомый – для информации.
И, наверное, не стоит даже задаваться вопросом, как долго просуществует это министерство в таком виде, как не стоит пытаться понять алгоритм преобразований: министерство культуры – министерство культуры и спорта – министерство культуры и информации – и так в свободном порядке уже 30 лет. Впрочем, одна закономерность есть – она в самой политике этих структур, независимо от названия: минимально поддерживать и строго оценивать «неинтересные» (неугодные?) чиновникам художественные произведения, и максимально навязывать обществу «правильные» памятники и фильмы, которые ваяют и снимают «правильные» скульпторы и режиссеры. На наши налоги, разумеется.
И вот здесь – любимая цитата многих казахстанских журналистов, пишущих о культуре: «Эти фильмы позорят Казахстан!» – сказал в 2015 году один из самых многолетних министров культуры Арыстанбек Мухамедиулы, назвав картины Адильхана Ержанова и Эмира Байгазина, отмеченные наградами на международных фестивалях. А через год на экраны вышел один из самых правильных фильмов в истории казахстанского кино – «Так сложились звезды» Сергея Снежкина. Одна серия пятой части киноэпопеи о первом президенте РК обошлась в 1 млрд 200 миллионов тенге государственных средств, — честно сообщил министр культуры.
Комментариев пока нет