Почему Жумангарин вдруг заговорил про МФЦА?
Недавнее заявление министра экономики, назвавшего Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) чуть ли не «внутренним офшором», вновь указало на довольно очевидные, но не всегда публично обсуждаемые сложности на фондовом рынке Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев уже много лет последовательно продвигает МФЦА на международной арене, но из правительства идут противоречивые сигналы, пугающие инвесторов. Особенно если учесть долгую и странную историю несостоявшегося слияния МФЦА и Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Выступая в Сенате 23 июня во время рассмотрения проекта нового Налогового кодекса, Серик Жумангарин неожиданно резко высказал свои опасения по поводу налогового режима МФЦА. Он заявил, что льготы могут использоваться для налоговой оптимизации, которая приводит к значительным потерям бюджета.
Министр привёл пример: одно некое предприятие, название которого Жумангарин почему-то отказался называть, «увело головной офис в МФЦА через холдинг, и бюджет в результате потерял более 200 млрд тенге по КПН и НДС». В связи с эти он заявил о намерениях пересмотреть подходы к фондовой бирже, подчеркнув, что чиновники «не должны превращать МФЦА во внутренний офшор».
Точно также неожиданно Жумангарин вскользь обвинил Комитет по инвестициям МИДа и НК Kazakh Invest, – которые как раз-таки ответственны за привлечение финансов иностранных компаний в Казахстан, и причём в основном на базе МФЦА, – в том, что они менее заинтересованы в привлечении инвестиций, чем отраслевые министерства. По словам вице-премьера, он лично сопровождал крупного инвестора в сахарную промышленность и только участие Минсельхоза довели его до подписания контракта.
Впрочем, в тот же день риторика Жумангарина несколько изменилась. Уже в кулуарах сената он сказал журналистам, что «МФЦА – не офшор», а озвученные потери в 200 млрд тенге – «единичный случай». Министр заверил, что правительство не собирается менять правила МФЦА и согласно с его важной ролью в привлечении инвестиций. Но тогда вопрос: а к чему тогда было такое громогласное выступление перед депутатами?
Столь быстрая смена позиции лишь усилила ощущение неопределённости и отсутствия единой линии в регулировании финансового центра.
К слову, спикеру Сената Маулену Ашимбаеву слова министра не понравились. Он, отвечая на заявление Жумангарина, призвал подходить к реформам системно, помня о важности доверия инвесторов и недопустимости постоянного пересмотра существующих механизмов.
– Мы столько лет лелеем МФЦА, столько ему даем возможностей, а теперь вы одним, можно сказать, решением сводите к тому, что роль МФЦА, как главной площадки для привлечения инвесторов, несколько нивелируется, потому что, чтобы получить льготы по соглашению об инвестициях, компания должна быть резидентом Республики Казахстан, но не резидентом МФЦА. Нам сейчас вот просто работающую систему демонтировать, вместо неё не создать что-то эффективное – это для нас будет чревато, учитывая в целом тенденции с инвестициями в стране. В нынешних условиях необходимо быть особенно внимательными при работе с инвесторами – как внутренними, так и зарубежными. Нам очень важно делать реформы не ради реформ, а ради того, чтобы резко улучшить инвестиционную ситуацию в нашей стране, – выступил Ашимбаев.
Отчасти Жумангарин в своей речи всё же был прав. Дело в том, что с момента создания в 2018 году МФЦА часто критиковали за сомнительную эффективность и большие бюджетные расходы при низкой отдаче.
Причём точная сумма, уходящая из госбюджета на поддержание биржи, неизвестна.
В конце декабря нынешний управляющий МФЦА Ренат Бектуров называл в интервью изданию Forbes Kazakhstan значение 107 млрд тенге с 2016 года и даже заявлял о том, что «объём финансирования ежегодно сокращается» и что бирже «закручивают гайки при достаточно серьезно растущем объеме работы». Однако в октябре 2023 года авторитетный экономический Telegram-канал TENGENOMIKA, автором которого на тот момент был аналитик Галымжан Айтказин, называл куда большую сумму.
– В период 2017-2022 гг госпомощь для МФЦА из бюджета составила в совокупности 261 млрд тенге или 43,6 млрд тенге в среднем в год. В 2022 году госпомощь МФЦА составила почти 10 млрд тенге или свыше $21 млн по текущему курсу, а в 2020 г. была направлена рекордная сумма в 116,9 млрд тенге или почти $250 млн., – отмечал он.
То есть, данные менеджмента биржи и независимые оценки отличаются в 2,5 раза.
Финансист, почётный член FCCA Мурат Темирханов ещё в июле 2020 года подробно критиковал в публикации для нашего издания непрозрачность деятельности МФЦА, указывая на отсутствие чётких данных о доходах и дивидендах биржи и неэффективность расходования 90 млрд тенге, выделенных в 2019 году. Он называл МФЦА «образцом недостатков экономической политики правительства».
И довольно долгое время после этого ситуация с управлением Международным финансовым центром не менялась. В декабре 2022 года Темирханов, комментируя результаты IPO КазМунайГаза, всё также называл МФЦА «провалом в части привлечения иностранных инвесторов», обозначая низкие показатели эффективности работы. В частности, он тогда отмечал, что МФЦА привлёк лишь 4,3% от общего объема иностранных заявок, в то время как KASE – 90% от общего объема заявок от казахстанских инвесторов.
Схожие оценки давал в интервью председатель антикоррупционного фонда «Транспаренси Интернэшнл – Казахстан», член Рабочей группы по возврату активов при Коалиции Конвенции ООН против Коррупции Айдар Егеубаев, который, оценивая уже не экономическую, а юридическую составляющую МФЦА, называл данную биржу «мертворождённой идеей, которую Кайрат Келимбетов продал Нурсултану Назарбаеву» и «предательством по отношению к правовой и судебной системе страны».
– Пробелы в регулировании МФЦА стали одной из основных причин того, что Казахстан в 2018 году в Лихтенштейне на Форуме налоговой прозрачности получил негативную оценку о несоответствии нашего законодательства от ОЭСР. Многие налоговые льготы и устаревшие институты, которые разрешены в МФЦА давно считаются плохим вкусом. Об этих недостатках в регулировании ОЭСР выпустило целый отчет. То есть все налоговое законодательство всей страны получило негативную оценку и среди главных причин был фактор МФЦА. И любой инвестор на Западе и Востоке это сразу видит, когда наводит справки о том, что такое Казахстан и МФЦА, – отмечал эксперт.
В отличие от МФЦА, Казахстанская фондовая биржа (KASE) под руководством Алины Алдамберген имела хорошую репутацию у финансистов, стабильно росла и была прибыльной. Только за пять лет, с 2019 по 2024 годы, чистая прибыль данной биржи увеличилась в девять раз.
Эксперты отмечали, что KASE функционирует на самоокупаемости и не требует бюджетных средств, в то время как МФЦА существует во многом за счет государственных вливаний. К примеру, в 2019 году совокупный объём торгов на KASE составил 118,1 трлн тенге ($308,9 млрд), что значительно превышало даже ВВП страны, тогда как объём привлеченного акционерного капитала на AIX в 2019 году составил лишь $216 млн..
Тем не менее, пока независимые экономисты критиковали МФЦА, в официальной риторике данная биржа критике практически не подвергалась. И даже после намерений провести госаудит в 2022 году, бирже удалось избежать наковален: независимый аудит компании Deloitte дал положительную оценку, заявив о соответствии освоению бюджетных средств целевому назначению и о выполнению поставленных в Стратегии развития Центра до 2025 года KPI. В декабре 2022 года делегация Высшей аудиторской палаты РК также дала свою «высокую оценку» деятельности МФЦА, указав на рост объёма налогов от центра и его участников (однако каких-либо подробностей этой оценке в пресс-релизе приведено не было).
Впрочем, всё это никак не означает, что критики были не правы, – просто они вели речь по сути о разном. Финансисты комментировали глобальную эффективность и соответствие заданной цели, для которой МФЦА изначально создавался и получал деньги из госбюджета, а аудиторы – те поставленные задачи, параметры и обоснования, на которых госбюджет выделялся, то есть юридические прописанные характеристики.
И всё же ситуация с независимой оценкой эффективности МФЦА начала меняться в 2023 году, когда у него сменился руководитель. Под новым управлением центр действительно стал активно развиваться и привлекать внимание за рубежом.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев также не раз отмечал успехи МФЦА и призывал госорганы усилить работу по привлечению инвестиций через инфраструктуру центра: например, на днях он в ходе заседания Совета иностранных инвесторов указал на первое место в Восточной Европе и Центральной Азиатской в Индексе глобальных финансовых центров (GFCI) и на лидерство в регионе по зелёным и цифровым финансам. А год назад Акорда, размещая пресс-релиз о приёме президентом главы биржи, подчёркивала, что за первое полугодие 2024 года через площадку центра было привлечено более 12 млрд долларов инвестиций, превысив целевой показатель к 2025 году, и количество участников выросло почти до 3000.
На фоне этого развития, в 2023 году президент Токаев в своём послании предложил объединить KASE и AIX (биржа МФЦА), так как они «дублируют друг друга, а иногда и конкурируют между собой». В недавнем интервью Exclusive.kz исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) Данияр Темирбаев отмечал, что KASE и AIX имеют «зеркальный листинг» по большинству «голубых фишек», фактически подтверждая слова главы государства.
Долгое время основным сценарием такого объединения считалось включение KASE в состав МФЦА путём полного поглощения второго первым.
Даже управляющий МФЦА Ренат Бектуров в сентябре 2023 года открыто высказал мнение об объединении бирж в рамках единого холдинга, где AIX будет развивать фондовый рынок (акции, облигации) благодаря своей технологии NASDAQ и мировым банкам-кастодианам (J.P. Morgan, BNY Mellon, BlackRock), а KASE – валютный и денежный рынок. И досрочный уход Алины Алдамберген с должности главы KASE в марте 2025 года увеличил ожидания, что рано или поздно объединение произойдёт именно таким образом, как предсказывали финансисты.
Тем не менее, хотя с поручения президента и прошло почти два года, объединение двух бирж пока не может состояться. Основная причина – санкции против Московской биржи (MOEX), являющейся одним из акционеров KASE. Как заявил глава Национального банка Тимур Сулейменов, «вопрос поставлен на стоп, пока объединение мы не можем завершить и не можем даже об этом думать». Так будет происходить до тех пор, пока Мосбиржа остаётся под санкциями и пока она остаётся акционером KASE, не отказываясь от своей доли.
И всё же, даже без такого объединения ситуация с МФЦА как будто бы стала развиваться как нельзя лучше. Казалось бы, с большим трудом он всё же смог доказать свою эффективность. Президент также стал самостоятельно продвигать данную биржу. Но именно в этот момент правительство вдруг начало «тянуть к МФЦА свои ручонки», – а именно, пытаться продавить свои изменения в госрегулировании центра.
Главное, что теперь вдруг стало не нравиться Миннацэкономики, – налоговые льготы для резидентов МФЦА.
Напомним, конституционный закон о МФЦА, принятый в конце 2015 года, прямо установил, что до 1 января 2066 года участники и инвесторы освобождены от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налога по доходам от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, акций участников-юридических лиц, а также дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся в официальных списках биржи. Это служит мощным стимулом для привлечения капитала.
Однако ранее, в июле 2024 года, Министерство экономики, разрабатывая новый Налоговый кодекс (ещё тогда, когда его хотели внедрить с 2025 года, а не перенесли на 2026) уже попыталось отменить налоговые льготы для KASE и AIX, вписав в проект единый пятипроцентный налог на дивиденды. Но это предложение ожидаемо вызвало резкую критику Национального банка и миноритарных акционеров, так как прямо ущемляло бы гарантированные Конституционным законом права инвесторов и могло подорвать доверие к финансовой системе Казахстана. В результате глава государства сам фактически запретил правительству внедрять такие изменения во время заседания Совета по управлению МФЦА.
Но теперь вдруг вновь со стороны миннацэкономики прозвучала прямая критика центра. Не мудрено, что спикер Сената удивился, откуда возникли вдруг эти концептуальные изменения, если они нивелируют роль МФЦА как площадки для привлечения инвесторов. Ну а Жумангарин ответить на это ничего толком не смог.
В итоге ситуация вокруг МФЦА и KASE ясно показывает отсутствие единой, чёткой и долгосрочной стратегии развития финансового рынка Казахстана. «Наезд» Жумангарина на МФЦА, который он же сам затем быстро скорректировал, несостоявшееся объединение бирж и постоянные дебаты о налоговых льготах создают впечатление несистемных, противоречивых решений и смешанных сигналов.
С одной стороны, у госаппарата есть стремление развивать МФЦА как международный финансовый хаб с особым правовым и налоговым режимом для привлечения жизненно важных иностранных инвестиций. С другой – правительство, фактически подрывая инвестиционный климат, уже не скрывает свои желания получать от центра побольше денег путём такого рода громких обвинений и попыток пересмотра уже закреплённых льгот.
Пока не будет выработан единый и согласованный подход к развитию центра, пока продолжаются «битвы» между ведомствами и пока заявления чиновников так и не оказываются подкреплены последовательными и предсказуемыми действиями, казахстанский финансовый рынок будет оставаться в состоянии глубокой неопределённости, подобно лебедю, раку и щуке, тянущим воз в разные стороны без видимого прогресса. А потому мы в очередной раз должны повторить прописную истину, что для устойчивого развития и эффективного привлечения инвестиций Казахстану необходима чёткая, предсказуемая и, главное, согласованная политика, основанная на выполнении данных обещаний и формировании прочного доверия со стороны инвесторов.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.