Полиция посреди ночи доставила журналиста в участок и заставила подписать адмпротокол за видео с мнением о запрете работы в паводковых зонах ЗКО
Журналист Рауль Упоров рассказал о привлечении его к административной ответственности за размещение им видео с выражением нецензурного мнения о введенном запрете на работу журналистов в паводковых зонах Западно-Казахстанской области и непонятных действиях работников полиции, передает Exclusive.kz.
Пришел участковый Марат Баярсианов, заполнил протокол допроса. Оказывается руководству ДЧС ЗКО не понравилось мое видео в сторис. Они обиделись и накатали жалобу. В видео я после того, как вылез из маленькой лодки, снимая репортаж о паводке, высказал напрямую всё то, что я думаю о глупом запрете на работу журналистов в зоне паводка.
– рассказал Рауль Упоров 25 апреля.
Как сообщает друг Рауля Упорова известный журналист, гражданский активист, правозащитник Лукпан Ахмедьяров, после состоявшегося 25 апреля допроса вчера, 29 апреля, в 11:00 журналиста по телефону вызвали в Управление полиции города Уральск для составления протокола об административном правонарушении. Ему вменили нарушение статьи 434 ч.1 «Мелкое хулиганство». Однако после того, как Рауль Упоров явился в горотдел в назначенное время явился в горотдел, к нему за 40 минут ожидания никто не вышел.
Не дождавшись сотрудников полиции, он отправился домой, но в 15 часов два сотрудника полиции прибыли к нему домой и без повестки забрали его в опорный пункт. В 15:39 Рауль Упоров опубликовал публикацию «Везут в опорный пункт, будут заводить административное дело», а в 16:22 разместил фото составленного участковым инспектором полиции рапорта, на основании которого заводится и передаётся в суд дело.
Докладываю Вам, что 25.04.2024 года в ходе мониторинга социальных сетей установлена видеозапись, заснятая гр. Упоровым Р. в районе поворота 2 дачного общества близ затопленных дач, в котором выразил свое мнение по поводу запрета освещения журналистами паводковой ситуации с применением ненормативной лексики. В связи с изложенным прошу зарегистрировать данный факт в КУИ УП г.Уральска.
– говорится в рапорте, составленном майором полиции Байарстановым на имя начальника УП города Уральска.
Лукпан Ахмедьяров, прибывший в опорный пункт вместе со своим другом, рассказывает, что в момент составления протокола инспектор полиции безапелляционно и в резкой форме попытался нарушить права Упорова.
В полицейском участке когда Раулю дали ознакомиться с протоколом, мы обратили внимание на то, что полицейский не разъяснил права и обязанности Раулю и не спрашивая Рауля поставил галочку напротив строки «В защитнике не нуждается».
И вот только мы хотели уже было вносить свои замечания в протокол, сотрудник полиции отбирает у нас планшет и не даёт вносить возражения. Полицейский начинает лихорадочно и сбивчиво пытаться объяснить Раулю его права и обязанности, но после напряженной работы мысли смог выдать лишь:
– Вы имеете права на адвоката.
– Это все его права и обязанности? Других нет?, – поинтересовался я.Ещё раз поморщив мозг, полицейский неуверенно выдал:
– Нууу… Вы можете ознакомиться с материалами дела.
– Ну тогда может вы отдадите нам планшет и мы внесем свои замечания?Полицейский наотрез отказался и заявил, что продолжит заполнять протокол только в присутствии адвоката.
– рассказал Ахмедьяров в 17:48.
По результатам посещения опорного пункта и отказа на продолжение заполнения протокола со стороны самого участкового инспектора, стороны договорились продолжить заполнение на следующий день в 10:00. Но уже в тот же вечер, в 21:40, к дому Рауля Упорова прибыл наряд полиции в составе двух участковых инспекторов, один из которых до этого заполнял протокол, начальника управления полиции города Уральск и начальника отдела местной полицейской службы. Они потребовали, чтобы журналист тут же поехал с ними в отдел полиции для составления протокола.
Ахмедьяров отмечает, что на вопрос, почему процессуальные действия проводятся в ночное время суток и гражданина доставляют в участок без повестки, сотрудники полиции ответили, что они обязаны по закону составить материал в течении суток после поступления рапорта и передать дело в суд. В результате выяснилось, что основанием для составления протокола стал уже другой рапорт – написанный 29 апреля сотрудником отдела по противодействию экстремизму управления полиции города Уральск.
Я, оперуполномоченный ГПЭ УП г.Уральска капитан полиции Хамбетов Д.Ж., при исполнении своих должностных обязанностей получил сведения о следующем: 25.04.2024 года в ходе мониторинга Интернет пространства и социальных сетей установлена видеозапись, снятая гр. Упоровым Р., в районе поворота дачного общества близ затопленных дач, в котором выразил свое мнение по поводу запрета освещения журналистами паводковой ситуации с применением ненормативной лексики. В ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками УП г.Уральска, УПЭ ДП ЗКО установлено лицо, осуществившее указанную видеозапись – Упоров Рауль Дмитревич, 26.11.1980г.р., прож по адресу <…>. В действиях гр. Упорова Р., имеются признаки административной ответственности по ст.434 часть 1 КоАП РК (Мелкое хулиганство), в соответствии со ст.ст.179, 180, 184 УПК РК данный факт подлежит регистрации в КУИ УП г.Уральска, для последующей передачи материалов в ОМПС УП г.Уральска для принятия законного процессуального решения.
– говорится в новом рапорте, составленном оперуполномоченным ГПЭ УП Уральска капитаном полиции Хамбетовым на имя начальника УП города Уральска.
Журналисты отметили, что автор рапорта вопреки законодательству ссылается на нормы Уголовно-процессуального кодекса РК, несмотря на то, что речь идет об административном правонарушении, к которым должен применяться Кодекс РК об административных правоотношениях.
По итогу Рауль Упоров был доставлен в городской отдел полиции ночью в районе 23:00 и подписал протокол об административном правонарушении в поступлении государственного (дежурного) адвоката ночью. В 00:34 он сообщил, что покинул отделение полиции и суд пройдет сегодня до обеда. Стороной обвинения в процессе будет выступать полиция.
Напомним, 21 апреля стало известно, что журналистам запретили работать в зонах затопления в Западно-Казахстанской области и использовать дроны, фактически обязав тем самым писать о паводковой ситуации лишь по пресс-релизам МЧС и комментариям на брифингах. 22 апреля Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» сделал заявление по поводу данного решения, указав, что ограничение доступа представителей СМИ является чрезмерным и незаконным. В тот же день министр информации Аида Балаева, отвечая на вопросы журналистов, заявила, что не видит в этом цензуры, и стала утверждать, что у ДЧС имеются «законодательные нормы об ограничениях», в то время как в действительности законодательные нормы по закону «О гражданской защите», напротив, запрещают вводить ограничения, противоречащие другим законам РК, а в законе «О СМИ» напрямую прописано право журналистов присутствовать в районе стихийных бедствий. 25 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время заседания Ассамблеи народа Казахстана в резкой форме высказался по поводу информации СМИ и блогеров об ошибках государственных органов во время паводков, назвав её «нагнетанием истерии, идущим во вред консолидации общества», и заявил, что власть в отношении авторов данных публикаций будет принимать меры правового воздействия.
Фото: Рауль Упоров Facebook
Комментариев пока нет