Поликризис требует обновленного гуманизма
В 1999 году один из нас (Морин) ввел термин «поликризис», чтобы описать паутину взаимосвязанных катастроф, угрожающих нашему миру. В то время это понятие служило предупреждением, но с тех пор оно стало нашей реальностью. Мы столкнулись со стечением обостряющихся экологических, политических, экономических, технологических и экзистенциальных кризисов, каждый из которых усиливает другие.
Поликризис лучше всего понимать как каскад: клубок переплетенных нелинейных причин и пульсирующих эффектов. Изменение климата ведет к перемещению людей и вынужденной миграции, что подпитывает ксенофобию и национализм, ослабляя глобальное сотрудничество и еще больше ускоряя экологический коллапс. Экономическое неравенство подрывает доверие, подпитывая авторитаризм и насилие. Технологические инновации предлагают решения, но в то же время порождают новые проблемы: расколотые сообщества, дестабилизированные модели работы и искаженное общественное мнение. Пандемия COVID-19, новые войны, нарастающие кризисы психического здоровья и откат демократии – это не отдельные явления, а скорее симптомы более глубокого системного разрыва.
Чтобы справиться со столь сложными проблемами, мы должны сначала отказаться от редуктивного мышления. Наши институты, разделенные жесткими дисциплинами и линейными причинно-следственными моделями, больше не подходят для этой цели. Нам нужен подход, который признает сети и взаимосвязи, принимает противоречия и признает границы нашего понимания; подход, который сочетает критическую строгость с творческой интуицией, а научную ясность с поэтическим видением. Мы должны встречать сложность со смирением, а не с отрицанием.
Нам также нужно нечто более глубокое: новая перспектива, в центре которой – наша общая человечность. Назовем это обновленным гуманизмом. Зародившись в эпоху Возрождения, гуманизм поставил достоинство в центр художественных и интеллектуальных поисков. Но по мере того как Просвещение продвигало ценности разума, свободы, равенства и прогресса, гуманизм сбился с пути, возвысив личность над планетой, оправдывая колониальные завоевания и постоянную коммодификацию, а также вычеркнув духовное измерение из нашего общего сознания.
Обновленный гуманизм вернет себе ценность смирения. Он будет основывать достоинство на родственности, признавая, что каждый человек связан со всеми остальными в общем сообществе. Он будет действовать глобально, поощряя экологическое благоразумие, духовный диалог и культурное разнообразие. Она не отвергает науку, но основывает научные дисциплины на общей этике. Она не будет относиться к технологиям с опаской, но будет активно направлять инновации.
Смысл не в том, чтобы отступить в ностальгию, а в том, чтобы открыть новые пути в будущее. Сегодняшние экологические кризисы, упадок демократии и эрозия смысла – это не препятствия, а возможности переосмыслить, что значит быть человеком.
Это не наивный оптимизм. Наша надежда прочно основана на осознании нынешнего затруднительного положения человечества. Как писал Вацлав Гавел, «надежда – это не убежденность в том, что все сложится хорошо, а уверенность в том, что что-то имеет смысл, независимо от того, как оно сложится». Даже перед лицом тьмы мы можем нести свет, потому что гуманистические ценности заложены в самой человеческой природе. Они включают в себя понимание сложности, взаимозависимости, достоинства, ответственности, которая сопровождает свободу, взаимопонимание, духовность, политику цивилизации и целостную экологию.
Вместо того чтобы бороться с теми, кто действует разрушительно, мы должны выражать несогласие с любовью. Мы должны принять их, веря в то, что каждый человек обладает потенциалом для того, чтобы прийти к гуманистическим ценностям. Мы уже видим это пробуждение по всему миру, особенно среди молодежи. Они используют имеющиеся в их распоряжении инструменты, чтобы выступать за климатическую справедливость, сохранять мудрость коренных народов, строить феминистскую экономику, заниматься восстановительным сельским хозяйством и развивать межконфессиональный диалог. Отвергая ложные дихотомии между разумом и эмоциями, анализом и эмпатией, человечеством и природой, они воплощают обновленный гуманизм.
Поликризис нельзя решить изолированными мерами или лозунгами. Он требует культурной и этической метаморфозы, возрождения коллективного сознания, институтов и ценностей. Именно поэтому мы глубоко воодушевлены открытием Всемирного форума гуманизма- встречи представителей разных поколений, мыслителей, мечтателей, лидеров и хранителей мудрости. Вместо того чтобы просто сетовать на опасности, с которыми мы сталкиваемся, они будут спрашивать, что значит быть человеком в израненном мире и что мы можем исправить, переосмыслить и возродить.
И хотя мы не получим окончательных ответов, мы сможем хотя бы задуматься над теми же вопросами. Например, как мы можем основать образование на любопытстве и сострадании? Как мы можем построить экономику, которая утверждает жизнь, а не эксплуатирует ее? И какие истории мы можем рассказать, чтобы восстановить связь человека с окружающей средой?
В мире, где техническая рациональность превалирует над эмоциональной глубиной, возвращение к страстям – это не признак слабости, а источник силы. Нам нужны умы, которые чувствуют, и сердца, которые думают. Нам нужно набраться мужества, чтобы позволить страданиям других людей тронуть нас. Эмоции и разум – не враги. Когда они объединены, их комбинация гораздо мощнее, чем любая из них сама по себе.
Мы не преодолеем поликризис без многостороннего подхода, но мы также не можем придерживаться технократического подхода, который доминирует на глобальных встречах. Нам нужна гуманистическая многосторонность, основанная на доверии и общей ответственности. Действия в области климата должны выходить за рамки финансов и науки. Сокращения выбросов недостаточно. Мы должны восстановить экосистемы, защитить биоразнообразие и изменить наш образ жизни на Земле.
Климат – это в конечном итоге метрика нашего планетарного сознания. Возрожденный гуманизм не решит всех проблем, но он даст нам компас. После столетий попыток завоевать мир мы должны научиться заботиться о нем. Это означает принятие сложности и возвращение лучшего из того, что делает нас людьми.
Эдгар Морин – ведущий французский философ и социолог. Среди его многочисленных книг – «О сложности», «Метод» и «Воображаемый человек».
Клаудио Педретти – основатель и председатель Всемирного форума гуманизма, автор книги «Дорогой Эдгар: обновленный гуманизм» (2026).
Авторское право: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.