Политика замедлила темпы роста экономики Китая - Exclusive
Поддержать

Политика замедлила темпы роста экономики Китая

Экономические показатели Китая в последнее время внушают значительный пессимизм. Во втором квартале 2023 года рост китайской экономики составил всего 6,3% по сравнению с предыдущим годом – что является неутешительным показателем из-за низкой базы во втором квартале 2022 года, когда пандемические ограничения все еще продолжали подавлять экономическую активность. А в июле индекс потребительских цен (ИПЦ) Китая впервые с 2021 года вошел на отрицательную территорию, вызвав опасения дефляционной спирали.

Оправдан ли весь этот пессимизм, в конечном счете, зависит от ответа на один важный вопрос: отражает ли недавнее снижение темпов роста ВВП Китая фундаментальные изменения в экономических условиях, такие как старение населения, уменьшение отдачи от масштаба, ухудшение «преимущества опоздавшего» и рост экологических издержек – или же эту проблему можно решить с помощью более эффективной макроэкономической политики?

На самом деле несмотря на то, что эпоха устойчивого роста, выражаемого двузначными цифрами, закончилась, у Китая есть все шансы в обозримом будущем достичь более высоких темпов роста, чем у большинства развитых стран. В конце концов, ВВП на душу населения в Китае все еще составляет менее четверти ВВП США.

Ключ к успеху лежит в политике: сохраняя курс реформ и открытости, Китай должен использовать фискальные и монетарные рычаги для реагирования на данные о росте и ценах. Если и рост, и инфляция будут вялыми, то фискальная и монетарная политика в порядке. И наоборот, если инфляция резко возрастет, за этим должно последовать ужесточение мер, даже если это приведет к снижению темпов роста.

На данный момент, если не сложится ситуация «черный лебедь», всплеск инфляции представляется маловероятным. С мая 2012 года индекс потребительских цен Китая колеблется в районе 2%, а индекс цен производителей был отрицательным на протяжении большей части прошлого десятилетия. Индекс цен производителей перешел на отрицательную территорию в марте 2012 года и оставался там в течение 54 месяцев. Затем он был отрицательным в течение 16 из следующих 17 месяцев, начиная с июня 2019 года. Начиная с октября прошлого года, он по сей день остается на отрицательной территории.

Между тем, темпы роста ВВП Китая последовательно снижаются, упав с 12,2% в первом квартале 2010 года до 6% в четвертом квартале 2019 года. С 2020 по 2022 год среднегодовые темпы роста Китая составляли около 4,6%. В условиях ослабления темпов роста и низкой (или даже отрицательной) инфляции возникает необходимость в стимулирующей рост фискальной и монетарной экспансии.

Однако за последнее десятилетие китайские власти придерживаются осторожного подхода к экономическому росту, устанавливая ежегодные целевые показатели на несколько базисных пунктов ниже фактических темпов роста за предыдущий год. Правительство утверждает, что сохранение консервативных целевых показателей роста предоставляет ему больше возможностей для проведения реформ, направленных на модернизацию модели роста Китая и повышение качества и эффективности экономического развития. Однако вопрос о том, будет ли стремление к повышению темпов роста ВВП препятствовать этим усилиям, остается предметом для споров.

Очевидно, что правительство Китая стремится к ограничению фискального дисбаланса. Это означает, что объем государственных облигаций не должен превышать уровень 60% ВВП, а дефицит бюджета не более 3% ВВП, причем зачастую со значительным отрывом. Несмотря на то, что в 2009 году соотношение бюджетного дефицита к ВВП составляло 2,8% ВВП, в 2011 году оно было сокращено до 1,1%, поскольку правительство поспешило завершить цикл стимулирования экономики в размере 4 триллиона юаней (555 миллиардов долларов США). Многие китайские экономисты и правительственные чиновники гордятся тем, что они лучше, чем большинство европейских стран, соблюдают фискальные правила, установленные Маастрихтским договором. Хотя нельзя отрицать, что условные обязательства китайского правительства высоки из-за долгов местных органов власти, фискальная позиция Китая все же намного сильнее, чем у большинства западных стран.

Безусловно, соотношение дефицита бюджета к ВВП Китая выросло с 2015 года. Однако это в основном является результатом снижения налогов, а не увеличения государственных расходов. Несмотря на то, что немногие западные наблюдатели признают это, экономика предложения в Китае более влиятельна, чем в США.

Поскольку правительство проводит осторожную фискальную политику, Народный банк Китая вынужден жонглировать множеством задач: экономический рост, занятость, внутренняя и внешняя стабильность цен, финансовая стабильность и даже распределение финансовых ресурсов. В частности, ему приходится реагировать на циклические изменения индекса цен на жилье: если индекс резко возрастает, НБК оттягивает назад вожжи денежно-кредитной политики. В более широком понимании, НБК взял на себя обязательство не проводить «паводковое орошение» – то есть наполнять экономику ликвидностью – а придерживаться подхода «точного капельного орошения».

Безусловно, Китай мог бы добиться более высоких темпов роста за последнее десятилетие при более агрессивном подходе к макроэкономической политике. Хотя прошлое уже слишком поздно менять, Китай все еще может добиться более динамичного будущего, но только при условии проведения тщательно продуманной фискальной и монетарной экспансии, направленной на стимулирование эффективного спроса и, в конечном счете, роста.

К счастью, есть основания надеяться, что китайские директивные органы пойдут в этом направлении. Правительство недавно определило недостаточный спрос ключевым макроэкономическим вызовом, стоящим перед Китаем, и объявило, что Китай должен «воспользоваться улучшающейся динамикой, активизировать корректировку макроэкономической политики и четко и решительно проводить разумную денежно-кредитную политику».

Это, пожалуй, самое важное изменение в руководящих принципах макроэкономической политики Китая за последние годы. Если китайские власти претворят это в эффективную политику, за этим последует более высокий и стабильный рост.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Юй Юндин

Бывший президент Китайского общества мировой экономики и директор Института мировой экономики и политики Китайской академии социальных наук, с 2004 по 2006 год работал в Комитете по денежно-кредитной политике Народного банка Китая.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *