English version

Поступления в Нацфонд упали на 40%.

Общество — 14 июля 2025 14:00
0 -1

Вопреки всем конфликтам, торговым войнам и другим событиям в мире, способствующим сокращению спроса на энергоресурсы, цены на углеводородные сырье не рухнули. Хотя по сравнению с началом года снизились примерно на 10%. Более того традиционный летний пиковый спрос в этом году получился необычайно высоким. И это несмотря на рост предложения на рынке нефти. Казахстану, чья экспортная выручка более чем наполовину формируется за счет продажи нефти, можно было только радоваться. Однако сегодняшние рыночные цены ниже, чем заложены в бюджете. Тем не менее, у республики еще остаются варианты пополнения казны.

«Слухи о моей смерти немного преувеличены», – сказала бы нефть словами Марка Твена, если бы умела говорить. Последние годы все больше прогнозов о том, что век нефти прошел, что мир постепенно переходит и должен перейти на другие виды энергоресурсов. Основная причина этого – изменение климата, которому способствует сжигание углеводородного топлива. Но на сегодня, к сожалению, нет альтернативы нефти и газу, которая могла бы стабильно обеспечивать людей энергией. Эксперты считают, что спрос на нефть будет и дальше расти. По прогнозу Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в течение ближайших 25 лет спрос на нефть вырастет почти на 20%. При этом потребности в углеводородах увеличатся не только в развивающихся, но и в развитых странах.

Казахстану, где нефтегазовая отрасль обеспечивает почти 30% поступлений в бюджет, такой прогноз вселяет оптимизм. Хотя никто не гарантирует, что цены будут высокими, как сегодня. Последние годы ее стоимость неуклонно падает, и этому способствует увеличение добычи в мире, открытие новых нефтегазовых месторождений, а также замедление спроса со стороны Китая, самого крупного импортера углеводородного сырья.

Цены пока стабильны, спрос увеличится

В пятницу, 11 июля цены на нефть оставались стабильными. Фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 19 центов, до $68,83 за баррель, а на американскую West Texas Intermediate выросли на 25 центов, до $66,82. Оба контракта практически не изменились за неделю, отмечает Reuters.

Пиковая загрузка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) летом, связанная с необходимостью удовлетворения спроса на топливо со стороны транспорта и электростанций, пока держит рынок напряженным. Еще одним признаком быстрого роста спроса на нефть стала перспектива поставки Саудовской Аравией в августе около 51 млн баррелей сырой нефти в Китай. Это будет крупнейшая поставка такого рода за последние два года, отмечает агентство. Однако в долгосрочной перспективе спрос со стороны КНР замедлится, ожидают в ОПЕК. Организация 10 июля опубликовала свой прогноз о перспективах мирового нефтяного рынка до 2050 года.

Так, согласно прогнозу ОПЕК, мировой спрос на нефть в среднесрочной перспективе продолжит уверенно расти – в период с 2024 по 2030 год он увеличится на 9,6 млн баррелей в сутки (б/с) или со 103,7 до 113,3 млн б/с. Основной причиной этого станет сильный рост спроса на нефть – на 8,6 млн б/с, до 66,7 млн б/с – в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом ожидается, что спрос вырастет и в странах ОЭСР – на 1 млн б/с или до 46,6 млн б/с.

В долгосрочной перспективе – в 2024-2050 годы – мировой спрос на нефть увеличится более чем на 19 млн б/с, до 123 млн б/с, полагают в ОПЕК. В государствах, не входящих в ОЭСР потребности в нефти вырастут на 28 млн б/с, а в странах ОЭСР – на 8,5 млн б/с.

Основными драйверами долгосрочного роста потребления нефти, как ожидается, будут Индия, другие регионы Азии, Ближний Восток и Африка, где совокупный спрос увеличится на 22,4 млн б/с. Только Индия нарастит спрос на 8,2 млн б/с. Тогда как в Китае он вырастет менее чем на 2 млн б/с.

По данным ОПЕК, в 2024 году на транспортный сектор пришлось более 57% мирового спроса на нефть. И ожидается, что эта доля сохранится на протяжении всего прогнозируемого периода. Наибольший прирост спроса на нефть ожидается в автомобильном и авиационном транспорте, а также в нефтехимии. Мировой автопарк увеличится с 1,7 млрд автомобилей в 2024 году до 2,9 млрд в 2050-м, в основном за счет развивающихся стран. При этом автомобили с двигателями внутреннего сгорания продолжат доминировать в мировом автопарке и к 2050 году составят около 72%.

ОПЕК+ осторожничает

Тем не менее, несмотря на оптимистичные прогнозы, ОПЕК и еще девять стран (в том числе и Казахстан), не входящих в организацию, образовавшие альянс ОПЕК+, продолжают регулировать рынок нефти, сдерживая добычу, и пытаясь добиться приемлемых для себя нефтяных цен. На эти 18 государств приходится около 35-40% общемирового производства нефти.

С мая этого года альянс постепенно возвращает на рынок, сокращенные ранее объемы нефти, вернее увеличивает квоту на добычу нефти для своих участников, установленные до этого. Если в апреле группа добывала в среднем 35,06 млн б/с, то в мае этот показатель уже вырос до 35,19 млн, а в июне до 36,21 млн б/с, согласно подсчету Международного энергетического агентства (МЭА). При этом альянс способен производить до 40,85 млн б/с.

Однако, несмотря на увеличение добычи со стороны ОПЕК+, стоимость нефти не упала. Цены немного дрогнули в апреле-мае – на пике торгового противостояния между США и Китаем, из-за страха экономической рецессии, когда эти две страны ввели взаимные высокие импортные пошлины. Но затем стабилизировались. Хотя по сравнению по сравнению с началом года, когда Brent продавался в среднем по $76,7 за баррель, цены снизились примерно на 10%.

5 июля восемь стран ОПЕК+, такие как Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман, вновь встретились, чтобы подкорректировать производство. В 2023 году эти страны добровольно взяли на себя обязательства сократить добычу на 2,2 млн б/с, дополнительно к 1,6 млн б/с сокращений, действовавшим до этого, и которых придерживались все 18 членов альянса.

Так вот, теперь участники сделки имеют возможность нарастить добычу. Уже в августе вышеназванные восемь стран могут увеличить производство на 548 тыс. б/с. Однако это не значит, что эти объемы сразу же появятся на рынке. Кроме того, они договорились встречаться чаще и чутко реагировать на происходящее на рынке, и в случае чего подкорректировать производство.

Не качеством, так количеством

Казахстану, чья квота на добычу вырастет с 1,37 млн б/с в июне до 1,53 млн б/с в августе, решение ОПЕК+ очень кстати. Хотя в последнее время республика все чаще не соблюдает ее. А в феврале нарастила производство сразу на 14% и добывает с тех пор в пределах 1,7-1,8 млн б/с. В июне добыча нефти в стране, по оценке МЭА, составляла 1,86 млн б/с, хотя квота была в районе 1,37 млн б/с.

Дело в том, что в конце января компания «Тенгизшевройл» (ТШО) завершила проект расширения Тенгиз, благодаря чему добыча нефти на месторождении выросла. Уже в первом квартале оператор увеличил добычу до 9,37 млн тонн, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если предприятие будет придерживаться таких темпов, то уже в этом году оно может выйти на проектную мощность в 39-40 млн тонн в год.

Но это только на руку правительству Казахстана. Несмотря на заверения властей придерживаться квоты ОПЕК+, они не могут повлиять на производственную деятельность ТШО и других операторов крупных месторождений, где доминируют иностранные нефтяные компании. Сегодня Тенгиз, Кашаган и Карачаганак дают около 65% от всей добываемой в стране нефти. При этом практически вся нефть с этих трех месторождений продается за рубеж. А это значит, что, несмотря на снижение цен, выручка от экспорта нефти, которая резко вырастет благодаря Тенгизу, упадет не сильно, и даже может быть сравнимой с прошлогодней.

Министерство национальной экономики заложило в бюджет 2025 года цены на нефть в районе $70 за баррель. Но стоимость нефти падает с начала года и уже четвертый месяц подряд не доходит до «бюджетной» отметки: в апреле Brent в среднем продавалась по $63,12 за баррель, в мае – $63,90, в июне – $67,61.

При этом эксперты JP Morgan считают, что в 2025 году средняя цена нефти будет в районе $60-65 за баррель. А Управление энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США, прогнозирует, что стоимость Brent упадет до среднего значения $61 за баррель к концу этого года и составит в среднем $59 за баррель в 2026 году.

Между тем, если за январь-апрель прошлого года в Национальный фонд, который формируется в основном за счет выплат предприятий нефтегазового сектора, поступило 1,47 трлн тенге, то за четыре месяца этого всего 854,5 млрд тенге – почти на 42% меньше, чем годом ранее. Остается надеяться, что пополнить казну удастся за счет продажи дополнительных объемов нефти, так как по стоимости мы уже в пролете.


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.