Повышаем налоги, а считать эффект будем потом? - Exclusive
Поддержать

Повышаем налоги, а считать эффект будем потом?

Правительству Казахстана хватило всего два выходных дня, чтобы принять решение о новых значениях НДС после заявления президента, что предложенная на расширенном заседании ставка 20% завышена и к этому вопросу необходим дифференцированный подход. Ещё 10 дней информацию о новых налогах будут объяснять бизнесменам, а затем её внесут в мажилис. Такая стремительная скорость принятия решений, которые повлияют на долгосрочное будущее страны, крайне поражает и идёт вразрез с призывами Токаева.

Подытожим ключевую информацию по налоговой реформе, появившуюся в течение этой недели.

В пятницу Касым-Жомарт Токаев совместно с премьер-министром Олжасом Бектеновым провёл встречу с представителями крупного бизнеса, и публично объявил: «Ставка по НДС должна быть дифференцированная. Предложенная правительством ставка всё же была завышена». Уже в понедельник вице-министр нацэкономики Азамат Амрин обозначил новые предлагаемые ставки НДС на другой встрече с представителями бизнеса в Астане, а во вторник информацию про проект Налогового кодекса огласил на заседании правительства вне повестки уже сам министр нацэкономики Серик Жумангарин.

Взамен предыдущего предложения о единой ставке НДС 20% правительство предложило следующую систему: 16% – базовая ставка, освобождение от НДС – для производителей сельскохозяйственной продукции, 10% – для «отдельных отраслей». Примечательно, что обозначить конкретно какие именно это будут отрасли, министерство сейчас не может. Пока что была названа только одна.

– Мы предлагаем пониженную ставку 10% для сферы здравоохранения. На кого она будет ещё распространена? Этот вопрос требует дополнительного обсуждения. Какие ещё виды деятельности – мы соберем все предложения, посчитаем и совместно с экспертами и бизнесом решим, – сказал Жумангарин на заседании правительства.

Только один фактический вариант дифференциации, по словам министра нацэкономики, был предложен из-за «сложности администрирования для бизнеса и налоговых органов». Мол, «когда много ставок – усложняется учёт, усложняется составление деклараций, накапливается дебетовое сальдо».

При этом, пояснений, почему именно такие варианты ставок были предложены, со стороны правительства не последовало. Детальных расчётов или анализа влияния на экономику реформы государство опять не представило, – так же, как и не делало это ранее при объявлении о планах по ставке 20%. Жумангарин лишь голословно заявил на заседании правительства, что от увеличения налогов инфляция повысится только на 2,5-3 п.п. и этот эффект «будет краткосрочным и исчерпается в течение года». На чём основана такая уверенность, непонятно.

Подобное упрямство, – предоставление обществу лишь одного варианта без демонстрации какой-либо прозрачности в политике принятия решений, – идёт в разрез с требованиями главы государства, который настаивал на том, что «любые нововведения должны проводиться на основе всестороннего анализа и продуманной стратегии».

– Нужно проработать разные варианты, учитывающие специфику отраслей экономики. Решение по верхней планке НДС должно быть принято правительством на основе точных расчетов, с учетом мнения квалифицированных экспертов, предпринимателей и, конечно же, депутатов, – говорил президент в пятницу. Но, несмотря на эти требования, анонсированные изменения, по словам премьер-министра Олжаса Бектенова, планируют внести в парламент уже к 20 февраля.

В среду информацию о новых ставках, согласно публикациям пресс-службы правительства и НПП «Атамекен», стремительно успели обсудить уже с предпринимателями семи регионов: Абайской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Туркестанской, Кызылординской, Павлодарской областей и Алматы.

При этом, что примечательно, в открытом доступе публичных анонсов мероприятий нигде не было, – узнать про время и место запланированного события могли только те, кому Нацплата прислала приглашение. Фактически, выходит, что обсуждения проходили за закрытыми дверями. Это идёт вразрез с принципами открытого диалога с бизнесом, о котором говорит власть. Более того, в социальных сетях уже появились критические публикации о том, что во «встречах с бизнесом» (по крайней мере, как минимум в одном из указанных регионов) на самом деле участвовали не столько предприниматели, сколько сотрудники органов госдоходов.

Такой стремительный подход и желание Кабмина закрыть вопрос налоговой реформы впопыхах вызывает больше вопросов, чем ответов. Ключевой из них: был ли изначальный анонс 20% лишь инструментом манипуляции, чтобы общество в итоге восприняло снижение до 16% как победу?

Подобная тактика широко используется в политике: сначала предлагается максимально непопулярное решение, которое вызывает шок и негатив, затем его «смягчают», и в сравнении с первоначальным вариантом оно уже кажется компромиссным. В итоге налоговую нагрузку всё равно повышают, но вместо возмущения возникает облегчение, что «могло быть и хуже». И тот факт, что аналитическая работа, на которой настаивал президент, так и не была публично продемонстрирована (хоть и, по утверждениям Жумангарина, проводилась «на макрофинансовой модели национального банка»), лишь усиливает это предположение.

Ещё один важный момент, который оказался в тени обсуждений налоговой реформы помимо ставок, – чрезмерное снижение порога для обязательной регистрации по НДС.

Если сейчас компании обязаны становиться плательщиками этого налога при обороте от 78 млн тенге в год (в среднем 6,5 млн в месяц), то теперь планируется снизить этот порог до 15 млн (или всего лишь 1,25 млн тенге в месяц). Ещё в конце января после расширенного заседания правительства многие экономисты указали на то, что это значение крайне маленькое и, вкупе с новыми ставками, может привести к массовому закрытию неготового к появлению такой нагрузки малого бизнеса или к его уходу в тень. Но правительство эти замечания решило проигнорировать.

Даже после заявления президента о недостаточно продуманных подходах к налоговой реформе значение порога в 15 млн тенге в год было сохранено. По словам Жумангарина, это снижение предложено, потому что «сегодня многие компании искусственно дробят бизнес, чтобы избежать налогообложения». Указанная проблема, действительно, существует, – но предложенный метод является лишь борьбой с её последствиями. Где гарантии, что от снижения порога без реформ, направленных на создание выгодных условий для «обеления» бизнесменов, не станет хуже? Почему министерство не учитывает первопричины этого явления и даже не рассматривает вероятность того, что бизнес из-за возросшей нагрузки начнёт использовать другие схемы укрытия своих доходов вместо дробления?

А ведь налоговая нагрузка на бизнес возрастёт неизбежно. Тем более, что правительство отказалось от одной из ключевых компенсирующих мер, которая хотя бы немного могла бы смягчить последствия налоговой реформы. Как стало известно в среду из пресс-релиза о встрече с представителями бизнеса в Алматы, Миннацэкономики вместе с решением о вводе дифференцированной ставки НДС отказалось от другой предложенной ранее идеи – отменить социальный налог и ОПВР. Хотя всего двумя неделями ранее именно отмена этих налогов была одним из аргументов того, что «эта реформа не про повышение НДС, она более серьёзная». Примечательно, что в выступлении Жумангарина на заседании правительства во вторник об отмене отказа от этих налогов ничего не говорилось. 

Все эти события в очередной раз демонстрируют системную проблему, про которую мы уже писали ранее в предыдущих публикациях: реформы продолжают проводиться хаотично, без должной прозрачности. Это подрывает доверие общества, заставляя воспринимать все осуществляемые изменения не как шаг к развитию государства, а как непоследовательные и непродуманные решения, принимаемые в режиме ручного управления. Правительство явно надеется, что предприниматели примут новые правила игры молча и «с пониманием», но без демонстрации обоснованных расчётов этому не бывать.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *