Повысит ли прогрессивный налог кредитование бизнеса?
С начала осени в Казахстане разворачивается очередной сезон мыльной оперы под названием «Как заставить банки кредитовать бизнес». Правительство решило начать с того, чтобы повысить налогообложение банков. Безусловно, это гораздо легче, чем создать новые рабочие места и повысить доходы населения.
Банки успешно занимаются кредитованием, вот только основным ссудополучателем выступает население, а не предприятия реального сектора. За девять месяцев этого года кредиты бизнесу выросли на 6,6% до 10,9 трлн тенге. При этом основной вклад в рост кредитования обеспечила выдача денег индивидуальным предпринимателям, их кредиты за 9 месяцев увеличились на 42,2% до 1,4 трлн тенге. Кредиты населению за это же время выросли на 20,2% до 17 трлн тенге, причем рост обеспечили потребительские займы.
Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков в пресс-релизе по итогам работы банковского сектора в сентябре 2023 года списало сдержанное кредитования бизнеса на высокие процентные ставки по кредитам (20,3% в сентябре), а также на 25% рост объема плановых погашений по действующим займам, которые были выданы в прошлом году на срок менее 1 года. Далее, по мнению Агентства, на замедления роста кредитования корпоративного сектора повлияло снижение доли займов, просубсидированных в рамках государственных программ. С июня 2023 года было приостановлено одобрение заявок бизнеса на субсидирование процентных ставок ввиду полного освоения выделенных на эти цели бюджетных средств.
Снижение кредитов крупному бизнесу с начала текущего года, по информации Агентства, связано со снижением спроса на заемные средства по причине приостановления капиталоемких и долгосрочных проектов на фоне неблагоприятных макроэкономических условий.
Как видно из сообщения Агентства, причины снижения кредитования реального сектора не везде напрямую связаны с банками. Что же предлагают чиновники от финансов, а вместе с ними и активные депутаты для развязки кредитного угла?
Как всегда – метод кнута, где в этот раз «предложений, от которых нельзя отказаться», больше обычного. Первый шаг – ужесточение налогов. Давно не секрет, что банки хорошо зарабатывают на покупке госбумаг вместо того, чтобы больше рисковать на выдаче кредитных денег. Поэтому от депутатов поступило предложение ввести налог на сверхдоходы банков. Но в этом случае сложно предсказать последствия.
В Италии, например, введение подобного налога обрушило акции итальянских банков. Не исключено, что и у нас может возникнуть аналогичная ситуация, поэтому против такого решения выступает много финансистов.
Национальный банк подготовил более взвешенное предложение: облагать по более низкой ставке корпоративного подоходного налога доходы от кредитования бизнеса с повышением ставки КПН по иным доходам, включая доходы от потребительского кредитования. Предложение грамотное, но как говорится, есть нюансы.
Кредитование бизнеса зависит не только от настроения банков, но и от экономической ситуации. Публикуемый Национальным банком Индекс деловой активности бизнеса остается по итогам октября в отрицательной зоне. Бизнес не активен, а приостановление государственных субсидий делает спрос на деньги минимальным. Но при этом и коммерческие банки, и Национальный банк считают необходимым сокращения участия государства в экономике. Хотя с кредитованием МСБ связь очевидна: нет субсидий – нет большого спроса на кредиты. У роста кредитования должна быть экономическая база. Если в стране, во многом за счет потребительских кредитов, стабильно развивается одна торговля, и не создаются в большом количестве рабочие места хотя бы на отверточных производствах, кого должны кредитовать банки? Все платежеспособные бизнес-клиенты давно «засватаны».
Ситуация с налогом на ценные бумаги может принести как пользу, так и вред. Правительство впускает госбумаги для финансирования дефицита бюджета. Банки создают основной спрос и покупают прежде всего бумаги сроком до года, ориентируясь на годовые депозиты своих клиентов. Минфину проще было бы увеличить срок облигаций и банки сами перестали бы их покупать в большом количестве. Но ситуация такова, что никто не знает, что будет завтра и мало кто готов покупать даже государственные облигации на срок 10-ти и более лет. Налог на гособлигации приведет к запросу банков на более высокий доход по таким облигациям. И в этом случае сложно просчитать, смогут ли намеченные налоговые поступления от ввода налога перекрыть возможный рост затрат на обслуживание госдолга.
Второй шаг для кредитования банками бизнеса – это снижение выдачи потребительских займов, которое Национальный банк увязывает с мерами по снижению закредитованности населения. Сейчас проговариваются разные варианты. Прежде всего в Агентстве намерены снизить до 44% предельную годовую эффективную ставку вознаграждения (ГЭСВ) по необеспеченным кредитам, сейчас «потолок» составляет 56%. Кредиты станут более дешевыми, но получить их смогут не все желающие, так как опять будут повышены требования к заемщикам – физическим лицам. В частности, может быть введен запрет на новый кредит для лиц с просрочкой более 90 дней.
Предложенные Агентством меры вряд ли будут иметь высокий эффект. Недополучив в процентах, банки займутся валом и станут больше выдавать потребительских кредитов. Население не сбавит темпы кредитования, привычка жить в долг прочно вошла в поведение казахстанцев. И наконец, низкий доход не оставляет выбора для большой части населения. Стране нужны в большом количестве высокооплачиваемые рабочие места, но их мало и они в основном в сырьевых отраслях. Без решения этой базовой причины борьба с ростом потребительских кредитов будет носить косметический характер.
К тому же их рост поддерживает, помимо акционеров банков, торговлю, сферу услуг и развлечений, туризм и другие виды приложения предпринимательской инициативы МСБ. Наряду с бюджетными вливаниями потребительское кредитование – второй крупный источник финансирования спроса. Но пошуметь про закредитованность нужно, таковы законы жанра. Шоу должно продолжаться.
Комментариев пока нет