Появится ли повод признать предстоящие выборы нелегитимными? - Exclusive
Поддержать

Появится ли повод признать предстоящие выборы нелегитимными?

Все эти дни новости о том, что кого-то сняли с предвыборной гонки сменяются с сообщениями о восстановлении регистрации в качестве кандидатов. Выборы, как таковые еще не наступили, а суды уже работают, как конвейер. Что происходит? Это неуверенность властей или, наоборот, их хорошо забытые методы борьбы с неугодными кандидатами? Или же это неопытность кандидатов и попытка заработать очки, если не можешь заработать голоса?

Точечная «справедливость»

На сегодня вряд ли кто-то может точно сказать, сколько кандидатов в депутаты мажилиса и маслихатов стали «бывшими», сколько находятся в подвешенном состоянии и уж тем более, сколько будет лишено регистрации в ближайшие день-два. Поэтому у нас нет цели объять необъятное и перечислить все подобные факты. Одновременно следует отметить, что упомянутые в материале фамилии и (или) названия политических партий не являются какой-либо агитацией, равно как и контрагитацией. Просто мы их приводим в пример, как показатель того, что попадает под понятие «Сайлау-2023»

14 марта, Специализированный межрайонный суд по административным делам признал кандидата в депутаты мажилиса Армана Шураева виновным по статье 104 КоАП и постановил выплатить штраф в 20 МРП (пресловутые 69 тысяч тенге, но без мата). Вообще, заявление подала кандидат от НПК Балтабайкызы, но инициатором иска называют главу «народников» (бывших коммунистов) Ермухамеда Ертысбаева, который обиделся за эпитет «предатели», а сам Арман в ходе слушаний подчеркнул, что это определение он адресовал именно председателю партии.

Отметим, что упомянутая статья Адмкодекса напрямую касается и предусматривает наказание за «распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершение иных действий, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, в целях влияния на исход выборов». Но судебное решение не вступило в законную силу и поэтому его не имеют права лишать регистрации. При этом необходимо напомнить о том, что Шураева одним из первых хотели лишить регистрации из-за того, что он не указал в декларации право на интеллектуальную собственность.

По нашим подсчетам, в целом по стране эту тактику потом применили к паре десятков независимых кандидатов, в том числе и Асылбеку Кожахметову, который баллотировался в Северно-Казахстанской области. Когда подобные факты стали повсеместными, создалось впечатление, что некоторых кандидатов специально зарегистрировали, чтобы потом отозвать эту регистрацию, а обществу показать, что, мол, не только условные Шураев с Кожахметовым попадают под раздачу, но и другие. Якобы закон суров, но это закон и он один для всех. Есть случай, когда один из таких экс-кандидатов чуть ли не обрадовался, когда у него отозвали регистрацию, заявив, что хорошо, когда законы работают, справедливо.

Про дырки в законодательстве

Что касается правосудия, то согласно законодательству, все решения, так или иначе касающиеся выборов, должны приниматься в кратчайшие сроки. Так, в принципе, и происходит, хотя закрадывается подозрения, что власти стараются как можно дольше оттянуть удовольствие посудиться с наиболее ретивыми кандидатами. При этом некоторые из кандидатов умудряются судиться сразу по несколько раз (не по своей воле, конечно).

Например, это гражданские активисты Айгерим Тлеужан и Косай Маханбаев, которые сейчас являются подозреваемыми по разным эпизодам Январских событий, но умудрились зарегистрироваться кандидатами (мажилис и маслихат, соответственно). У них дважды или трижды отзывали регистрацию, и сейчас они больше ходят по судам, чем занимаются агитацией. Да и домашний арест накладывает определенные ограничения, хотя в случае с Айгерим удалось добиться права на выездную агитацию.

Стоит отметить деятельность юриста Альнура Ильяшева, который находит и использует все лазейки в законодательстве, доказывая свою правоту и правоту кандидатов. Во многом это делается по принципу «Что не запрещено, то разрешено», и исходя из него получилось, что находящиеся под следствием и домашним арестом могут спокойно баллотироваться в депутаты.

Это, несомненно, будет учтено при дальнейшем редактировании закона о выборах, в котором обнаружилось сразу несколько брешей. В том числе и абсурдный, но фактически не запрещенный момент, когда одно лицо одновременно может стать кандидатом и в маслихат, и в мажилис. Кстати, этот факт демонстрирует не только непрофессионализм и спешку законотворцев, но и то, что некоторые кандидаты, мягко говоря, не знают, что хотят и относятся к выборам, как к походу в кино – если не успею на один фильм, то пойду на другой.

Власти явно следовало бы ввести ряд уточнений во многие нормативно-правовые акты, касающиеся выборной кампании. В том числе и по отношению к интеллектуальной собственности, авторскому праву и другим пунктам, которые потенциально могут стать поводом для лишения кандидатства. По большому счету, такие вещи должны тщательно прорабатываться на момент первичной регистрации, указывая потенциальному кандидату на недоработки и давая ему возможность восполнить пробелы в той же декларации. Если же человек был зарегистрирован, то недочеты в его документах должны быть проблемой не кандидата, а окружной избирательной комиссии или самого Центризбиркома.

Однако власти эти бреши, похоже, латать не собираются – ведь им нужно пространство для маневра. И для этого они, конечно же, будут использовать суды, председателей избиркомов на местах, а также рядовых их членов, особо не заботясь об их чувствах и усталости.

Бюллетень – на весь день

Заметим, если того или иного кандидата все же снимут с предвыборной гонки, но к тому времени избирательные бюллетени будут отпечатаны, то встает вопрос – что делать с «лишней» фамилией в ней? Или же наоборот – кандидата лишили регистрации, бюллетени опечатаны без него, но он восстановился через суд. Все перепечатывать заново, тратя миллионы налогоплательщиков?

Вспомним парламентские выборы образца 2012 года, которые впервые прошли по партийным спискам и вызвали хоть какой-то электоральный интерес. Тогда, кроме прочего, мощно себя представила партия «Руханият», приобретенная и раскрученная Серикжаном Мамбеталиным. Когда «зеленые» перед самыми выборами приобрели явный национал-патриотический (в правильном понимании) оттенок, а их лидеры стали делать громкие заявления по поводу расстрела в Жанаозене, власти очухались и нашли повод лишить партию выборного мандата. Всю и сразу. Но дело в том, что избирательные бюллетени были уже отпечатаны (9 миллионов 400 тысяч штук), и тогда десятки тысяч учителей и врачей по всей стране, часами сидели и вычеркивали из них «Руханият».

Вроде бы, все правильно (с точки зрения режима), но по закону о выборах любая отметка партии на бюллетене расценивается как голос избирателя, а если отметок две и более, то бюллетень считается недействительным. Коротко говоря, парламентские выборы того года с правовой точки зрения можно было считать недействительными только потому, что все бюллетени оказались испорченными.

Власти одумались только в 2018 году – накануне входа операции «Транзит» в практическую фазу. Центризбиркомом было принято постановление, которое утверждало «Правила внесения изменений в избирательные бюллетени в случаях снятия кандидатуры, отмены решения о выдвижении кандидатом, отмены решения о регистрации кандидатов, партийных списков». Конечно, можно было поспорить относительно того, что это нормативный, а не правовой акт, поэтому как-то противоречит Конституционному (подчеркиваем) законы «О выборах в РК», но не станем сотрясать воздух, равно как и напоминать, что сей документ подписал и.о. председателя ЦИК Петров, а не Берик Имашев (он в отпуске, вроде бы, был). В общем, исходя из постановления, теперь, если кандидат или партия выбывают, то члены избиркомов должны будут вполне официально вычеркивать из бюллетеней ровной линией, ставить свою фамилию с инициалами и расписываться. Отметим, что в одном округе в среднем около 400 тысяч избирателей.

Конкуренты-единомышленники

Но головные боли и дополнительную работу для рядовых членов избиркомов (подчеркнем, людей «со стороны» они уже не могут привлекать – ведь надо будет расписываться) могут добавить не только власти в виде судов и окружных комиссий, но и сами кандидаты. Например, когда возьмут самоотвод, на что имеют полное право с единственным ограничением – не позднее двух суток до дня голосования. То есть, до этой пятницы еще есть время. А что касается причин отзыва своей кандидатуры, то она может быть любой: от «передумал» до «заболел», хотя это совершенно не обязательно указывать в заявлении в ОИК.

А вот избирателям своим говорить что-то надо. Например, что благородно уступаешь место (и голоса) кому-то другому на своем участке. На сегодняшний день зафиксировано уже несколько таких случаев – по крайней мере тех, о ком говорилось в прессе (не исключаем, что кто-то тихо-мирно взял самоотвод). Так, Кайрат Нуркадилов отозвал регистрацию, попутно призвав голосовать за Рысбека Сарсенбайулы (в одном из округов Алматинской области). А буквально вчера было зафиксировано еще три-четыре таких случая. В Алматы кандидат Толеугали Туателеев снялся с выборов в пользу Ермурата Бапи, «уступив старшему дорогу», в столице Самал Нугманова «встала на сторону Дуалета Турлыханова», в СКО Мереке Мухмедьяров восхитился предвыборной программой Еркебулана Мамбетова и «спрыгнул» с гонки. Кстати, закон не оговаривает, возвращается ли при этом ушедшему кандидату взнос с миллион тенге и возвращает ли он государству средства, выделенные бюджетом на его агитацию. И это тоже недоработка, от которой страдают налогоплательщики и, опять-таки, бедные рядовые избиркомовцы.

Кстати, почти на старте избирательной кампании ряд кандидатов объединился для совместной борьбы. Они даже совместный ролик выпустили, в котором агитировали друг за друга, даже находясь в одном округе. Так вот, они тоже предполагали, что могут отдать свои голоса другим, если решат, что кто-то имеет больше шансов победить. Но особых проявлений этих инициатив мы не видим. Может быть, это даже хорошо – меньше работы по вычеркиванию фамилий из бюллетеней для учителей и врачей будет.

Ведь они, простые и безмолвные исполнители, прошедшие через «выборы» эпохи Назарбаева, будут делать все, что им скажут. По крайней мере, мы особых протестов не видим, кроме единичного случая, когда председателя ОИК №2 (в Астане) вынудили покинуть свой пост. А вот в этом, на наш взгляд, заключается главное отличие Нового Казахстана от Старого. Дело даже не в законах. Например, прежде выборное законодательство по части наблюдателей было очень даже неплохим. Дело в административном ресурсе, исполнителях на местах и привычке подтасовать, сфальсифицировать и так далее.

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.