Правда о добыче нефти в Казахстане - Exclusive
Поддержать

Правда о добыче нефти в Казахстане

В этом году стало ясно, что нефть – не только наше богатство, но и уязвимость. Тем не менее, не все знают о том, как нефть добывается, какие этапы происходят в процессе, – а без этого понять значимость сферы трудно. Чтобы выяснить это поподробнее, журналист Exclusive.kz посетил одно из наиболее крупных нефтяных месторождений нашей страны – Тенгиз – источник самых основных налоговых поступлений в бюджет страны.

Где добывается нефть

Месторождение Тенгиз находится в степи на юго-востоке от города Атырау. Оно было найдено и начало эксплуатироваться в конце 1970-х годов благодаря американской корпорации «Chevron». С 1993 года на этой территории получает нефть совместное предприятие «Тенгизшевройл», в которое входят компании «Chevron» (50%), «ExxonMobil Kazakhstan» (25%), «КазМунайГаз» (20%) и «ЛукАрко» (5%).

Масштабы месторождения настолько огромны, что там был установлен аэродром и возведен комплекс зданий, образовавших поселок для вахтовых сотрудников. В общей сложности территория Тенгиза занимает 2500 кв. км – это как три наших столицы. Благодаря аэродрому сюда ежедневно прилетает самолет из Атырау. Поселок для рабочих выстроен площадью 12,1 кв. км, в нем нефтедобытчики могут переодеться и отдохнуть без необходимости полета в город. Предприятие работает круглосуточно в две смены: одни сотрудники днем, другие – ночью.

Вид сверху на часть зданий поселка

Нефть добывают на специальных территориях, которые находятся вдали от аэродрома и поселка. Обычно добычу нефти представляют в виде работы «качалок» – наземных станков, которые внешне похожи на наклоненные башенные краны и выкачивают «черное золото» благодаря насосам. Однако в Тенгизе таких установок нет. Это связано с тем, что здесь у нефти другая ситуация с пластовым давлением, в результате чего необходимо использовать более современное оборудование.

– Вместо «качалок» здесь стоят фонтанные арматуры. Штанговые насосы нужны для тех случаев, когда на нефть не оказывается пластового давления и всю необходимую жидкость приходится высасывать. В Тенгизе, наоборот, у нефти есть давление. Она располагается на глубине 4-5 км и после бурения скважины сама идет наверх, – объясняет оператор эксплуатации месторождения Малик Бурханов. 

Фонтанные арматуры

Специалист работает в предприятии «Тенгизшевройл» уже 42 года. Впервые он сюда приехал в 1981 году, когда ему было 20 лет. Все это время он работал только в этой компании, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. По его словам, благодаря прогрессу работать стало проще и безопасней, хоть и до сих пор с каждым годом приходится учиться новым вещам.

– Сейчас моя работа заключается в том, что я запускаю скважины и контролирую процесс получения нефти. Если я вижу, что какие-то показатели не в порядке, останавливаю. Это видят в центральном управлении и исправляют проблемы. После их устранения я обратно запускаю добычу, – говорит Малик Бурханов.

Суммарно за 3 квартала 2022 года в Тенгизе было добыто 21,5 млн. тонн сырой нефти. А в целом, за всю историю существования компании – около 3,3 млрд. тонн.

Объемы производства «Тенгизшевройл».
Один из датчиков, отслеживающий показатели при процессе получения нефти

Куда поступает нефть

Нефть, полученная благодаря фонтанным арматурам, направляется на завод по трубам – ниткам. Это длинный путь, на протяжении которого постоянно фигурируют различные приспособления, обеспечивающие Тенгизу безопасность. Например, существует специальная камера приема и запуска скребка, очищающая трубы от ненужных остатков. Также есть клапан-отсекатель, помогающий отключить движение нефти к заводу в случае какой-либо аварии. Ежедневно по одной нитке может проходить около 7-12 тысяч тонн нефти.

Всего в Тенгизе 5 ниток и 2 завода. Первые были построены в начале открытия месторождения, в период между концом существования СССР и образованием независимости Казахстана. Завод, запущенный в 1993 году, называют «Первое поколение». Он помог наладить начальные этапы сырой нефтедобычи. Именно здесь в 2001 году был запущен КТК, который помогает осуществлять экспорт продукции в другие страны.

Камера приема скребка, необходимая для очищения труб

В 2007 году для улучшения технологий запустили завод «второго поколения». Теперь нефть стала не просто добываться, но и полуперерабатываться – из нее стали извлекать газы и сероводороды. Они необходимы как для обеспечения других отраслей страны, так и для ускорения добычи нефти: полученный газ закачивается в пласты, что увеличивает давление и ускоряет скорость выкачивания. Также газ помогает обеспечивать заводы электричеством – 5 газотурбинных станций, одна из которых является резервной, вырабатывают по 125 мегаватт электричества.

На завод «второго поколения» направляется около 25% общего объема добычи в Тенгизе. Суммарно (при максимально возможной загрузке) тут ежедневно может быть добыто около 44 тысяч тонн нефти. Также возле второго завода находится пространство для добычи и хранения серы – «Серная карта». В ней сейчас находится около 108 тысяч тонн этого высокозначимого элемента, который Казахстан экспортирует в другие страны.

Вид сверху на трубы, ведущие нефть к заводу

Сейчас «Тенгизшевройл» строят более современный завод «третьего поколения». Это масштабный проект будущего расширения, который начал возводиться еще в 2016 году. Он готов сейчас на 95%, но ожидает завершения только к 2023-2024 году. К новому заводу добавят еще 2 нитки транспортировки нефти. Это поможет увеличить ежегодную добычу нефти на 9 млн. тонн (примерно на 30%). Суммарно в строительстве нового завода задействовано 90 тысяч казахстанцев.

Строительство завода «третьего поколения»

– Каждый проект имеет начало и конец. По мере завершения отдельных участков мы высвобождаем людей. В результате этого проекта около 25 тысяч человек, прошедших специальные курсы, получили хорошие навыки, стали высококвалифицированными специалистами в области строительства сложных объектов. Появились востребованные работники (электромонтажники, сварщики и так далее), которые нужны как в нефтегазовом секторе, так и гражданском строительстве. Они получили сертификаты, которые смогут использовать не только в Казахстане, но и за рубежом, – комментирует генеральный менеджер отдела по связям с общественностью и правительством Дармен Аронов.

Он также уточнил, что заводы Тенгиза осуществляют вклад в экономику практически всех регионов Казахстана за счет необходимости приобретения строительных материалов, проектирования, услуг железнодорожной транспортировки, долгосрочной аренды автомобилей и так далее. Наиболее сильный эффект оказан на Атыраускую и Алматинскую области.

Экономический эффект на регионы РК

Каким образом автоматизируется производство

Помимо создания нового завода, прямо сейчас в Тенгизе происходит усиление автоматизации работы. Недавно здесь появился единый офис центрального управления производством – отдельное здание, в котором происходит контролирование всех этапов работы при помощи технологий сбора и анализа больших данных в онлайн режиме.

– Мы пришли к тому, что все сложные технологические процессы управляются дистанционно через пульты управления. Это новая культура ведения бизнеса, которая пока только начинает развиваться в Америке и на Западе. Тут есть разные подразделения: группа поддержки, которая решает производственные задачи и сложные проблемы, связанные с добычей продукции, группа оптимизации, которая ищет оптимальные варианты экономических решений, начиная со скважины и заканчивая маркетингом, и так далее. Вся информация стекается здесь, – говорит управляющий офисом центрального управления Талдыбай Маханов.

Рабочее место в Офисе центрального управления производством

Он также уточнил, что на текущий момент это единственный объект подобного масштаба в нефтегазовой отрасли нашей страны, у других нефтедобытчиков такого уровня автоматизации нет. Благодаря офису центрального управления производственные процессы стали более прозрачными и доступными. Раньше все велось раздроблено: инженеры и пульты стояли возле заводов, планирование и маркетинг находились в каких-то других местах, в результате чего понимания единого направления движения не было. Теперь операционная модель стала единой.

– Сейчас у нас автоматизация доведена до 100%. Нас иногда спрашивают: а зачем тогда сюда приходят люди, для чего на них тратить деньги? Но дело в том, что эти люди нужны, чтобы отслеживать процессы. Они вмешиваются, если машина отказывает или делает что-то неправильно. Например, в зимние условия что-то может замерзнуть. Человек знает это и предугадывает «Здесь что-то не так», и тогда уже берет на себя контроль. В то же самое время, при более устойчивых, привычных, повторяющихся процессах, в частности, связанных с механическими расчетами, человеку свойственно ошибаться, а машины в этом плане стабильны. Они помогают сделать всю работу в разы быстрее. Раньше, когда я начинал работать, постоянно приходилось выставлять вручную десятки разных настроек. А сейчас это возможно сделать одной кнопкой, – объясняет принцип работы Талдыбай Маханов.

Как нефтедобытчики защищают экологию

Большое внимание «Тенгизшевройл» уделяет также экологичности производства. К сожалению, добыча нефти и строительство нового завода невозможны без возникновения отходов. Тем не менее, с ними борются путем раздельного сбора мусора, переработки его и передачи нуждающимся компаниям.

– Если 10 лет назад для нефтегазовых компаний было проблематично утилизировать нефтесодержащие отходы, то в настоящий момент данная отрасль в Западном Казахстане хорошо развита. Многие компании перенимают опыт передовых стран и предлагают достаточно широкий спектр услуг по управлению нефтесодержащими отходами. Современные технологии позволяют извлекать полезное сырье и использовать повторно, что позволяет отказаться от метода захоронения нефтесодержащих отходов на полигоне, – рассказывает руководитель объекта «Тенгиз Эко Центр» Нурлан Джакиев.

– Для переработки отходов у нас имеется специальное оборудование. Например, прессы для брикетирования отходов картона и пластика, дробилки для крошения отходов бетона, установка для измельчения древесных отходов, измельчитель отходов бумаги для обращения с макулатурой. Сотрудники перед началом работы в Тенгизе ознакамливаются и корректно заполняют документы, в которых пошагово описаны действия для обеспечения экологичности. Повсюду у нас стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. Отходы принимаются в случаях, если их размещение не запрещено действующей версией экологического кодекса РК, – добавляет супервайзер Тенгизского экоцентра Арман Копбаев.

Переработанные отходы производства полностью направляются казахстанским компаниям, с которыми заключают контракты. Поддержка местного бизнеса – одна из ключевых политик нефтяников. Отмечается, что с 2015 по 2020 годы объем передачи отходов для сторонних организаций Казахстана составил более 500 тысяч тонн. Также за последние годы сортировка и передача пластиковых бутылок возросла в 11 раз и составила более 700 тонн, передача картона – в 8 раз, более 1,5 тысячи тонн.

– У нас при строительных работах появляется много древесной щепы – она используется городскими акиматами и населением при озеленении территории. Этот материал добавляют в посадочные ямы в качестве дренажного слоя. Щепа задерживает воду в корнях растений, является органическим продуктом, хорошо разлагается и превращается в гумус, водородный слой почвы. Крошенный бетон, появляющийся в ходе производственных работ, используется для дорожного строительства. Также мы им можно оборудуем внешнюю сторону обваловки, это помогает защищать от повреждений ветром, что в степи особенно актуально, – объясняет Арман Копбаев.

В целом, в результате поездки в Тенгиз можно отметить, что нефтяной бизнес в Казахстане активно развивается. Он является очень масштабным, современным и в крупной мере помогает экономике Казахстана.

– Несмотря на все сложности 2022 года, «Тенгизшевройл» поддерживает безопасную эксплуатацию объектов месторождения. После аварии на КТК все ремонтные работы были успешно завершены и все трубопроводы возвращены в эксплуатацию. В этом году мы достигли всех поставленных целей и выполнили все имеющиеся обязательства. Наш вклад в экономику Казахстана за все время существования предприятия составил 172 млрд. долларов, из них в 2022 году, согласно сентябрьским данным, – 11 млрд.. Мы оказываем поддержку нефтехимической отрасли, улучшаем экологические показатели и будем продолжать работать в том же духе, – прокомментировал итоги года генеральный менеджер отдела по связям с общественностью и правительством Дармен Аронов.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *