Правительство Алихана Смаилова: что-то пошло не так - Exclusive
Поддержать

Правительство Алихана Смаилова: что-то пошло не так

Нет больших провалов, но и значимых достижений тоже нет. Так оценили эксперты «ЦСПИ «Стратегия» деятельность действующего правительства.

По итогам опроса заметно, как изменилась источники информации экспертов. Если раньше их мнение о правительстве формировали интернет-издания, то на этот раз в качестве главного поставщика новостей выступили социальные сети (44,9%; 17% в 2020 году), материалы интернет-изданий – на втором месте. Обращает внимание, что только каждый пятый эксперт (21,4%; в исследовании 2020 года – 2 место, 44%) получает информацию о деятельности правительства из докладов, выступлений, интервью премьер-министра и представителей правительства, в то время как правительственные пресс-релизы свою востребованность практически не изменили (14,3% в 2023 году и 13% в 2020 году).

*Можно было выбрать два варианта ответа

Правительство: временное и техническое

Напомним, что Алихан Смаилов сменил Аскара Мамина, заняв пост премьер-министра Казахстана 11 января 2022 года после массовых социальных выступлений.

Правительство Смаилова за истекший период было оценено экспертами крайне низко – 1,6 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 1 и 2 балла, аргументируя это тем, что «все заявленные президентом реформы провалены, подготовленные правительством концепции законов слабы и не полны»; «не видна проактивная позиция»; «отсутствие «тактильных» (пущен в строй) результатов, инертное (пассивное) продолжение политики «ручного управления»; «правительство не может обуздать инфляцию, рост цен на продовольственные товары, у простых граждан нет никакой перспективы на улучшение своего положения».

Основные характеристики правительства Смаилова – это то, что оно «временное» и «техническое».

При этом к достижениям правительства было отнесено в основном то, что за эти 1,5 года не было таких значимых провалов, которые могли бы привести Казахстан к еще большим катастрофическим последствиям, «спасибо, что страну не развалили», «экономика не рухнула с тем темпом, с которым потенциально могла». В плюсы также можно включить также некоторые отдельные решения и действия правительства «безвизовый режим с Китаем», «газификация Алматинской области». При этом, «правительство самоустранилось от решения накопившихся проблем» и.

Критике экспертов подверглось и правительство, и деятельность самого премьера – 78,6% опрошенных считает, что он не справляется со своей работой. И хотя пятая часть опрошенных полагает, что «не факт, что другие кандидатуры в нынешних условиях смогли бы сработать лучше», все-таки, мнения большинства определяется тем, что он «слабый, как премьер, инфляция растет, ничего не предложил для экономического развития»; «социальное самочувствие граждан ухудшается с каждым днем».

Среди недостатков работы правительства Смаилова были названы следующие:

  • Бездействие, непрофессионализм;
  • Безинициативность, некомпетентность, отсутствие ясной и понятной народу программы действий;
  • Использование устаревших и неэффективных методов работы;
  • Отсутствие экономических реформ, попытка консервации существующей системы, работа по устаревшим и отсталым правилам;
  • Нет определённо чёткого плана (пошагово) по поднятию благосостояния народа;
  • Отсутствие стратегического видения развития отраслей;
  • Плохое планирование, неэффективное исполнение, бесконтрольность, манипуляции со статистикой;
  • Экономика и система ЖКХ могли быть в лучшем состоянии, чем сейчас.

Если оценивать работу правительства Смаилова по отдельным критериям, то, по мнению экспертов, сравнительно лучше правительство справлялось с вопросами по поддержанию численности населения страны (сальдо миграции и естественного прироста населения). На 2 балла оценена работа по привлечению инвестиций. При этом все остальные направления оценены экспертами ниже 2-х баллов, и наибольшей критике подвергается работа правительства, связанная с повышением доходов населения и недопущением снижения уровня жизни казахстанцев.

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.СМАИЛОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИсредний балл
1.Сальдо миграции2,55
2.Сальдо естественного прироста населения2,30
3.Объем привлеченных инвестиций2,00
4.Среднегодовой реальный прирост ВВП1,93
5.Размер государственного долга1,91
6.Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения1,86
7.Количество и частота акций социального протеста1,77
8.Выполнение государственных программ и национальных проектов1,69
9.Повышение уровня жизни населения1,64
10.Уровень безработицы1,64
11.Уровень средней реальной заработной платы1,63
12.Исполнение бюджета и его дефицит1,62
13.Уровень инфляции1,54
14.Динамика тарифов на коммунальные услуги1,43

В таблице ниже представлены отдельные оценки работы министерств. Самый высокую оценку – 3 балла – получило министерство культуры и спорта, возможно, не самое ключевое в правительстве, но на фоне других показывающее хоть какие-то положительные результаты. Конечно, играет ли МКС непосредственную роль в победе наших, например, шахматистов – вопрос дискуссионный, но тем не менее, факты побед есть.

В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВСредний балл
1.Министерство культуры и спорта3,00
2.Министерство финансов2,67
3.Министерство науки и образования2,62
4.Министерство торговли и интеграции2,43
5.Министерство сельского хозяйства2,33
6.Министерство обороны2,31
7.Министерство просвещения2,22
8.Министерство информации и общественного развития2,21
9.Министерство индустрии и инфраструктурного развития2,18
10.Министерство юстиции2,17
11.Министерство здравоохранения2,14
12.Министерство внутренних дел2,07
13.Министерство экологии и природных ресурсов2,00
14.Министерство энергетики2,00
15.Министерство национальной экономики1,93
16.Министерство труда и социальной защиты населения1,86
17.Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности1,83
18.Министерство иностранных дел1,80
19.Министерство по чрезвычайным ситуациям1,57

В то же время, при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Опрос показывает, каким должен быть рецепт успешной деятельности правительства: займитесь национальной экономикой, наведите порядок в финансах, поймите, в чем смысл вашей политики в сельском хозяйстве.

ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Министерство национальной экономики
Министерство финансов
Министерство сельского хозяйства
Министерство внутренних дел
Министерство обороны

Обращает внимание, что такая управленческо-организационная мера, как совмещение должности министра с портфелем вице-премьера не считается экспертами полезной и результативной. Только четвертая часть экспертов полагает, что по итогам данного нововведения эффективность работы профильного министра повысилась («когда премьер и министр на одной волне, то повышается и взаимопонимание двух функционеров и вероятность положительного результата в работе»). Но подавляющее большинство не видит качественных изменений в работе.

Диаграмма 1. – ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МИНИСТРОВ НА ПОСТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Обосновывая свою критику, эксперты отмечали, что «если идея в росте статуса того или иного направления, то на практике этого не происходит»; «наоборот, привело к снижению публичности и непониманию ситуации в отрасли. Инициатива бессмысленная»; «пословица: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Таким образом, опрос показал накопление общего раздражения и недовольства в экспертной среде действиями правительства Смаилова. По существу, после январских событий, которые выявили очень высокие экономические и социальные ожидания в обществе, Смаилов и его правительство не смогло дать требуемых ответов о стратегических путях развития Казахстана, не найдя ничего лучшего, чем воспроизводить устаревшие методики ручного управления экономикой и демонстрировать имитацию реформ.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *