Правительство инвестирует в развитие турзоны «Мангистау» более 400 млрд тенге
В рамках комплексного плана развития туризма в Мангистауской области урочища Бозжыра, Кызылкуп, Тамшалы и другие ландшафтные зоны будут обеспечены инженерной инфраструктурой, сообщает Exclusive.kz.
Правительство Казахстана утвердило Комплексный план по развитию туристской зоны «Мангистау» на 2025–2029 годы. Документ включает свыше 60 мероприятий, направленных на формирование туристической инфраструктуры в регионе. Наряду с курортным проектом в Кендерли, план предусматривает инженерное обустройство ряда природных ландшафтов, ранее не имевших устойчивого автодоступа и коммунального обеспечения.
В список объектов вошли урочища Бозжыра, Кызылкуп, Торыш, Тамшалы, Тузбайыр, Айракты и Акмыш. Для них предусмотрено строительство подъездных дорог, прокладка электросетей, бурение скважин, а также установка водоочистного оборудования и создание сервисной инфраструктуры для туристов.
Бозжыра получит наибольший объём вложений:
— автодороги к верхней и нижней точкам урочища — 6,5 млрд тенге;
— линия электроснабжения (20 км) — 4,5 млрд тенге;
— бурение скважин и водоподготовка — 1 млрд тенге.
По аналогичной схеме реализуются проекты в других локациях:
— Кызылкуп — дорога и электросети: 3,1 млрд тенге;
— Торыш — автодоступ и подключение к электроснабжению: 3,0 млрд тенге;
— Тамшалы — комплекс работ, включая смотровые площадки: 4,4 млрд тенге;
— Айракты, Акмыш и Тузбайыр — инженерное подключение: до 5 млрд тенге в сумме.
В пояснительной части плана подчеркивается необходимость создания условий для регулируемого и устойчивого туризма, а также повышения физической доступности природных объектов. Предполагается, что реализация мероприятий позволит увеличить ежегодный въездной турпоток в Мангистаускую область с 89 тыс. до 143 тыс. человек к 2029 году.
В то же время остаются вопросы относительно допустимой степени вмешательства в природную среду. Ряд объектов ранее позиционировались как труднодоступные территории, сохранявшие свою ценность именно благодаря удалённости и необустроенности. Введение полноценной инженерной инфраструктуры может изменить характер этих ландшафтов и повлиять на их восприятие как природного наследия.
Дополнительные риски связаны с отсутствием в плане механизмов экологического мониторинга, оценки предельных нагрузок и устойчивости экосистем. В условиях активного освоения региона такие инструменты могли бы стать ключевыми в обеспечении баланса между экономическими задачами и сохранением природной уникальности.
Мангистау нуждается в туристической модели. Но она должна быть точечной и выверенной, а не инженерной по своей логике. В противном случае регион получит новую инфраструктуру — и утратит природные активы, ради которых всё начиналось.
Кроме того, власти приступают к масштабной трансформации села Кендерли.
На реализацию 17 проектов в этой прибрежной точке на юго-западе страны запланировано 138,2 млрд тенге, из которых 80,2 млрд тенге — бюджетные средства, ещё 58 млрд — внебюджетные инвестиции.
Кендерли занимает одну треть всего комплексного плана: в целом на развитие туристской зоны «Мангистау» предусмотрено свыше 400 млрд тенге, из которых 143,7 млрд — из местного бюджета, а оставшиеся 257,3 млрд — внебюджетные средства, включая частные инвестиции. Таким образом, именно на Кендерли приходится крупнейшая доля как по количеству мероприятий, так и по объёму финансирования.
Проект охватывает ключевые элементы инфраструктуры: строительство аэропорта, прокладку инженерных сетей, ремонт и возведение автодорог, а также разработку градостроительных документов. В совокупности, по масштабам и глубине преобразований, Кендерли может стать одной из крупнейших курортных инициатив за пределами южных и восточных регионов страны.
Ключевым элементом станет новый аэропорт стоимостью 42,1 млрд тенге. Объект будет финансироваться за счёт внебюджетных источников и должен быть введён в эксплуатацию в 2026 году. Он станет первым авиационным объектом в селе и потенциальной точкой входа в туристскую зону.
Дополнительно предусмотрены:
— Канализация протяжённостью 60 км — 9 млрд тенге;
— Электроснабжение (60 км линий) — 3,95 млрд тенге;
— Автовокзал — 1 млрд тенге;
— Пожарная станция и спасательный пост — 1,54 млрд тенге.
На развитие транспортной доступности предусмотрено более 80 млрд тенге. В перечне:
— Дорога «Курык – Кендерли» (108 км) — 40 млрд тенге;
— Жанаозен – Кендерли – граница Туркменистана (115 км) — 24 млрд тенге;
— Подъезды к морю, смотровым площадкам и сакральным объектам — ещё около 13,5 млрд тенге.
Градостроительная часть включает обновление генерального плана Кендерли (200 млн тенге), разработку проекта детальной планировки (120 млн тенге) и мастер-плана курортной зоны (170 млн тенге). Все эти документы должны быть готовы до конца 2025 года.
По оценке разработчиков плана, Кендерли может стать новой точкой роста для западного Казахстана. Однако экономическая эффективность проекта напрямую будет зависеть от способности привлечь частных инвесторов, загрузить инфраструктуру и сформировать устойчивый поток туристов.
На текущем этапе в регионе отсутствует устойчивый турпоток, а село не располагает ни базовой, ни вспомогательной инфраструктурой. Проект фактически реализуется с нуля — и потому требует высокого уровня межведомственной координации и постоянного контроля.
В случае успешной реализации Кендерли может стать новым примером государственно-частного партнёрства в сфере регионального туризма. В противном случае — риском недозагруженной инфраструктуры и неокупаемых инвестиций.
Шокан Алмас
Фото: Depositphotos
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.