Правительство Казахстана подрывает доверие к президенту
Расширенное заседание правительства Казахстана вызвало больше вопросов, чем ответов. Казахстанцы надеялись на реформы, улучшающие благосостояние народа, а получили обратное: рост налогов и неясность по поводу будущего страны. А вместо улучшения коммуникации с обществом правительство продолжает скрываться за закрытыми дверьми и не хочет никому объяснять свои действия.
Расширенное заседание правительства Казахстана ожидалось с большой надеждой. На фоне прозвучавшей в начале этого месяца из уст президента критики работы экономического блока правительства общество рассчитывало получить конкретные решения, направленные на улучшение социально-экономической ситуации, стабилизацию цен, поддержку бизнеса и повышение благосостояния граждан.
Однако итоги заседания крайне разочаровали. За допущенные в прошлых годах катастрофические ошибки глава государства не стал отправлять никого в отставку, как ожидалось многими экспертами. Более того, он даже не стал никому объявлять выговор, несмотря на внесение в конце прошлого года изменений в указы о работе госслужащих. Касым-Жомарт Токаев решил обойтись исключительно заменой молодого Байбазарова, пришедшего в 2024 году в правительство из квазигоссектора, на тяжеловеса Жумангарина, который беспрерывно занимает высокие государственные должности в Астане уже на протяжении 17 лет.
И «залетел» Жумангарин в новое кресло сходу с непопулярных реформ, – с инициативы об изменениях в налогообложении: огромном повышении ставки НДС, поразительном снижении порога его применения, росте стоимости ГСМ, снижении социального налога, отмене обязательных пенсионных взносах работодателя. Всё для того, чтоб повысить доходы госбюджета и защитить Нацфонд от своих же собственных ручонок.
И хотя глава государства в начале заседания заявил, что «об эффективности правительства и акимов будем судить, прежде всего, по результатам развития экономики и улучшения качества жизни граждан», правительство это не остановило, оно всё равно решило поступить с точностью да наоборот. Хотя очевидно, что такие методы решения проблемы разгонят инфляцию, и качеству жизни населения это едва ли поможет.
Но проблема не только в налоговой реформе как таковой.
Острая необходимость повышения доходов госбюджета обсуждается давно, и сделать что-либо для осуществления этой задачи, действительно, было нужно. Безусловно, путей для этого могло быть несколько. К слову, мы уже писали в прошлом году, какими методами решить проблему можно было бы более эффективно и без создания высокой нагрузки на граждан.
И хотя часть из указанных нами в той публикации мер даже прозвучала вчера в речи президента, правительство всё равно не стало к этому прислушиваться и решило подойти к вопросу намного более простым для себя и агрессивным для общества путём, – путём создания давления на бизнес.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что без озвучивания иных позитивных мер эта реформа породила критику и множество вопросов. Но в очередной раз члены правительства решили, словно змеи, упорно уворачиваться от слов журналистов.
Никакого детального анализа и реальных прогнозов по представленной налоговой реформе, кроме общих, весьма абстрактных фраз, что «это нужно, потому что спасёт наш государственный бюджет» и «мы просим, чтобы бизнес платил налоги, а взамен дадим хороший бюджет развития и насытим программы поддержки МСБ», министры публично представлять не стали. Стоило только Астанинским журналистам попытаться после расширенного заседания задать на брифинге вопросы по поводу образа будущего, как члены Кабмина стали обижаться на «негативные» формулировки.
– Эта реформа, по-хорошему, должна сама себя прокормить. Она не про повышение НДС, она более серьёзная. Мы её не сегодня придумали, она давно назревает, обсуждается. И она должна быть грамотно воспринята обществом. Надо понимать, что вот эта вот «либерализация» не может продолжаться бесконечно долго, налоги мы тоже должны платить. Просьба правильно расставлять акценты, не выдёргивайте из контекста слова, – заявил журналистам Серик Жумангарин.
Получилось, мягко говоря, неубедительно. Фактически, с его слов это прозвучало по-Оруэлловски «Повышение НДС – это не про повышение НДС», и никакой внятности в ситуацию это не принесло.
Президент Казахстана в своём выступлении совершенно верно отметил, что многие вызвавшие общественный резонанс проблемы могли быть сняты заранее при своевременной и качественной информационной работе.
– Главная задача госаппарата – решение насущных проблем граждан, что невозможно без постоянной коммуникации с ними. Поэтому особое внимание следует обратить на обращения населения, – выступил Касым-Жомарт Токаев.
Отсутствие и намеренное избегание со стороны государственных органов прозрачного взаимодействия с обществом – вот ключевая проблема работы всего госаппарата. Именно это подрывает доверие к их деятельности, заставляет усомниться во всех реформах и приводит к тем самым насмешкам над страной, о которых говорил президент.
Эффективная коммуникация – это не просто реагирование на возникающие кризисы, а постоянный процесс, который должен быть направлен на установление диалога с гражданами. А правительство вместо налаживания этого диалога с каждым днём всё больше продолжает вести себя как в осаде.
Ограничение доступа журналистов к спикерам, отказ чиновников от комментариев об их деятельности, затянутая публикация пресс-релизов с общественно-значимой информацией стали привычной правительству практикой. Вместо открытости и понятной деятельности мы видим противоположное – отсутствие объяснений принятых решений и поток расплывчатых заявлений. Граждане всё чаще остаются в полном неведении относительно политики, определяющей их будущее.
Вот яркий пример. В ходе расширенного заседания Касым-Жомарт Токаев в очередной раз сказал правительству о необходимости «затянуть пояса и жить по средствам». Это уже не первое подобное заявление с его стороны. Более того, об этом с такой же формулировкой говорили даже 10 лет назад, когда министром нацэкономики был Ерболат Досаев. И вот, на пресс-конференции после заседания журналист Жания Уранкаева, которую в прошлом году попытались лишить аккредитации, но затем благодаря возникшему широкому резонансу восстановили в доступе в здание правительства, спросила: а сами чиновники-то готовы наконец начать экономить, к примеру, сократить излишние расходы по типу обслуживания дорогостоящего транспорта и оплаты услуг помощников? В итоге новый министр нацэкономики вместо конкретного ответа на вопрос с нескрываемой агрессией попросту обвинил её в «популизме».
– Вопросы вот эти вот, связанные с популизмом, вы можете задавать в другом месте другим людям. Я вам давно сказал: я на них отвечать не буду, мои коллеги тоже не будут отвечать. Это официальный пресс-центр правительства, мы пришли вам объяснить реформу. Правительство сократило свои дополнительные расходы на четыреста с чем-то миллиардов тенге, и мы будем это продолжать делать. Если надо будет, мы сократим всё на свете, понимаете?, – заявил Жумангарин.
Да что уж говорить про «открытость», если в ходе этого заседания журналистов опять лишили возможности выйти в кулуары и задать вопросы акимам и желаемым министрам, кроме тех, кого пресс-служба правительства вывела на пресс-конференцию? Аккредитованных журналистов сразу заперли в одном кабинете, из которого они смотрели заседание по телевизору, установив политику «Шаг влево, шаг вправо – расстрел».
При этом, в интернет это расширенное заседание правительство решило не транслировать, – посмотреть его можно было только на таких условиях: аккредитоваться, приехать в здание правительства и сидеть смирно. А журналисты из Алматы и других регионов были вынуждены писать о мероприятии только по официальным пресс-релизам, публикуемым с непозволительной задержкой, и по новостям от сталкивающихся с давлением астанинских коллег.
К сожалению, по всем имеющимся тенденциям складывается впечатление, что заявления президента о необходимости «продуманной коммуникационной стратегии» будут восприняты чиновниками не как реальное улучшение открытости, а как спусковой крючок для усиления контроля над информацией и укрепления цензуры. А потому общественный резонанс и рост напряжения со стороны общества – закономерный итог подобной политики.
Отсутствие качественной коммуникации и хотя бы попыток предложить позитивные решения, реально направленные на улучшение благосостояния граждан, отталкивает людей и формирует ощущение, что власть принимает решения в абсолютном отрыве от нужд и интересов общества и бизнеса.
В результате такой политики даже те реформы, которые могли бы быть восприняты позитивно, превращаются в источник недовольства. Ну а совсем непопулярные, пусть и отчасти вынужденные решения, вовсе приводят граждан к гневу и желанию показать власти кулаки и, как мы уже отмечали ранее, укрыться от неё куда подальше.
Так что как бы министры ни обижались на журналистов и бизнесменов за негативные и якобы «недостаточно взвешенные» формулировки по поводу их предложений об увеличении НДС, непрозрачность процесса принятия решений только увеличивает риск роста социальной напряжённости. Пока не будет внятного объяснения реформ, направленного не на навязывание «правильного» с точки зрения власти мнения, а на качественное предоставление чётких и понятных ответов на поставленные вопросы, общество так и будет воспринимать все решения власти с негативом и посылом на три буквы.
Однако вместо того, чтобы предпринимать шаги к большей открытости, правительство лишь больше продолжает нелепые попытки усилить контроль над информационным полем, минимизировать контакты с прессой и отвечать на обращения в eOtinish «отписками». Это подрывает авторитет президента, заявляющего о концепции «слышащего государства», и может плохо для всех кончиться.
2 Комментария
маселе сатqын президентте — ресеидин аитqанынан шыга алмай журген, балыq басынан шiридi
НДС 12% и ниже применяется в Казахстане, Узбекистане и Филиппинах, 10% в Монголии и Вьетнаме. В США его нет, но есть налог с продажи. В России 20%, в ЕС в среднем 21.6. Что за вой в Степи? НДС нужно повысить, хватит грабить Фонд.