English version

Правительство Казахстана разрывает отношения с Eni и Shell

Общество — 8 июля 2025 12:00
0 -1

Проект нового газоперерабатывающего завода (ГПЗ) на Карачаганаке снова под угрозой срыва. Нефтяные компании, обещавшие построить завод, почти вдвое увеличили стоимость и на два года отодвинули сроки его запуска, предложив к тому же республике взять на себя часть (около 17%) расходов. Правительству не понравились условия инвесторов и оно решило прекратить с ними сотрудничество в этом вопросе и передать предприятие национальной компании «КазМунайГаз».

Казахстан завершил переговоры с компаниями Eni и Shell по их участию в строительстве ГПЗ мощностью 4 млрд куб. м в год на месторождении Карачаганак, сообщили в Министерстве энергетики на запрос Exclusive.kz. Правительство признало условия, выдвинутые компаниями, «экономически неприемлемыми и не соответствующими национальным интересам».

«В частности, речь идет о требованиях по дополнительным выплатам в пользу акционеров в размере около $1 млрд, а также о попытках увязать реализацию промышленного проекта с текущим арбитражным разбирательством, что является для нас категорически неприемлемым», – заявили в Минэнерго.

Власти считают, что «проект должен быть реализован на справедливых и экономически выгодных для государства условиях, без каких-либо сторонних обременений».

«Наша цель – укрепление ресурсного потенциала страны, а не удовлетворение завышенных коммерческих требований подрядчиков», – отмечает министерство.

Сейчас рассматриваются альтернативные варианты реализации проекта. Приоритетный сценарий – передача его в ведение КМГ, что даст возможность государству контролировать процесс и защитить свои интересы. Также Минэнерго заинтересовано оставить консорциум Hyundai Engineering и Sicim, выбранного акционерами Карачаганака в качестве ЕРС-подрядчика по проектированию, снабжению и строительству завода.

«Вопрос финансирования проекта будет решен. Рассматриваются все необходимые механизмы, включая использование собственных средств национальной компании и привлечение заемного капитала. Проект имеет высочайший государственный приоритет, и недостатка в ресурсах для его реализации не будет», – заявили в Минэнерго.

Что произошло?

Ранее в зарубежных СМИ появилась информация, что правительство Казахстана потребовало от нефтяных компаний Eni и Shell прекратить все работы над проектом строительства нового ГПЗ на газоконденсатном месторождении Карачаганак. Соответстующая директива поступила от ТОО «PSA», полномочного органа, выступаеющего от имени правительства в Согласшениях о разделе продукции (СРП) при разработке нефтяных месторождений в республике.

Как выяснилось, Eni и Shell, возглавляющие консорцим нефтяных компаний, разрабатывающих Карачаганак, увеличили стоимость нового ГПЗ с 3,5 до $6 млрд, перенесли сроки ввода в эксплуатацию завода с 2028 до 2030 года, а еще потребовали от правительства вложить в проект $1 млрд, чтобы он был рентабельным для акционеров.

ГПЗ планировали построить за счет денег нефтяных компаний, эксплуатирующих Карачаганак, чтобы проект был реализован как часть обязательств инвесторов в рамках СРП. Но нефтяники провели исследование и посчитали, что им это невыгодно – если строить завод в рамках СРП, то норма рентабельности самого проекта разработки месторождения опустится ниже согласованной. Поэтому они увеличили стоимость нового завода и предложили республике взять на себя часть расходов.

Кроме того, акционеры Карачаганака хотели, чтобы правительство сняло свои претензии на $3,5 млрд, которые оно предъявило в рамках арбитражного разбирательства, начатого в 2023 году. Власти оспаривают часть расходов оператора в рамках разработки месторождения.

Компании уже выбрали EPC-подрядчика на строительство завода (EPC, Engineering, Procurement, Construction) – тендер выиграл консорциум из южнокорейской Hyundai Engineering и итальянской Sicim. Правительство не против продолжить работу с ними. Hyundai оценивает строительство завода в $3,5 млрд, и готов уложиться в эту сумму.

Министерство энергетики сообщило, что теперь строительство ГПЗ на Карачаганаке в рамках действующего СРП с участием акционеров проекта пересматривается. На данном этапе министерство рассматривает альтернативные механизмы реализации проекта вне рамок СРП, в том числе привлечением национальных компаний.

Газ если есть, то его сразу нет

Газоконденсатное месторождение Карачаганак разрабатывает компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО), учредителями которого являются итальянская Eni с долей участия 29,25%, британская Shell (29,25%), американская Chevron (18%), российский Лукойл (13,5%) и КМГ (10%). При этом Shell и Eni имеют полномочия операторов проекта.

Месторождение, открытое в 1979 году, находится в эксплуатации еще с 1984 года. Иностранные нефтяные компании пришли в 1992 году, но действующее окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП) на 40 лет с ними было заключено в ноябре 1997 года, а вступило в силу в 1998-м.

Начальные запасы Карачаганака оценивались в 1,35 трлн куб. м газа и 1,2 млрд тонн нефти и газового конденсата. Годовой объем добычи жидких углеводородов на месторождении с 2007 года остается практически неизменным – в пределах 11-12 млн тонн. КПО добывает сырье, выделяет из него газовый конденсат и вывозит его за рубеж, а попутный газ частично закачивает обратно в пласт, частично – отправляет на переработку в Оренбургский ГПЗ, принадлежащий российской компании «Газпром».

В 2024 году на месторождении было добыто около 23 млрд куб. м попутного газа, из них 14,2 млрд (59,4%) было закачено обратно в пласт, а около 8,7 млрд отгружено на переработку в Россию.

Казахстан, нуждающийся из-за роста внутреннего потребления в дополнительных объемах природного газа, хочет увеличить переработку сырого карчаганакского газа. Старый, эксплуатирующийся еще с 1970-х годов прошлого века, Оренбургский ГПЗ, видимо, не может увеличить переработку карачаганакского сырья. Кроме того, он периодически останавливается на рмеонт и прекращается приемку газа. Поэтому в конце 2022 года, когда ОГПЗ в очередной раз на несколько месяцев остановил приемку сырья, власти и акционеры КПО договоились построить ГПЗ на Карачаганаке. В 2023 году были объявлены параметры нового завода, в 2024-м – что строить его будут за счет средств акционеров Карачаганака. Далее были проведены работы над новым проектом, и до конца июня этого года акционеры должны были объявить финальное инвестиционное решение. Однако, теперь выясняется, что завод может быть построен за счет республики или же придется искать других инвесторов.

23 июня глава КМГ Асхат Хасенов провел встречи с директором по разведке и добыче подразделения глобальных природных ресурсов Eni Лукой Виньяти и исполнительным вице-президентом подразделения «Разведка и добыча» Shell Ричардом Хоу. Но, видимо, стороны так и не смогли прийти к соглашению по финансированию строительства ГПЗ на Карачаганаке.

Стоимость ГПЗ завышена – мнение эксперта

Мы узнали мнение экспертов, не завысили ли Eni и Shell стоимость завода? Во сколько на сегодня может обойтись строительство нового ГПЗ с мощностью 4–4,5 млрд куб. м в год и сможет ли КМГ реализовать проект?

Директор аналитической компании PACE Analytics Аскар Исмаилов:

«Начнём с того, что официально ни Eni, ни Shell не давали комментариев по поводу увеличения стоимости с первоначальных $3,5 млрд до $6 млрд. Если эта информация взята из зарубежных СМИ, то мне непонятно, почему они не написали, что с самого начала переговоров коммерческое предложение Hyundai ($3,5 млрд) операторы Карачаганакского проекта посчитали завышенным. Они считали, что реальная стоимость строительства варьируется в пределах $2,8 млрд. Странно утверждать, что в какой-то момент они сами увеличили стоимость строительства до $6 млрд.

Интересно, почему Bloomberg не упомянул, что участники Карачаганака рассматривали идею привлечения подрядной компании, которая проверяла бы все технологические решения и коммерческие затраты в период проектирования и строительства ГПЗ. Это могло бы существенно снизить удорожание проекта, а также минимизировать возможные коррупционные схемы.

Что касается стоимости такого ГПЗ, то она составляет около $2,7 млрд. Здесь мои расчёты и расчёты КПО практически совпали. Специфика ГПЗ значительно отличается от строительства нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ): здесь всё гораздо проще и не требует таких высоких технологических требований и мер промышленной безопасности, как в нефтепереработке.

Поэтому «красная цена» новому газоперерабатывающему заводу мощностью до 5 млрд куб. м в год – не более $3 млрд. Это соответствует мировой практике с учётом казахстанских реалий и цен тех самых компаний, которых хотят привлечь к строительству ГПЗ на Карачаганаке. Всё, что выше этой суммы, скорее всего является искусственным завышением стоимости, не связанным ни с проектированием, ни со строительством.

Странно, что строительством ГПЗ будет заниматься КазМунайГаз, когда в Казахстане есть газовый оператор в лице QazaqGaz. Мы видим, что решения принимаются вразрез с существующими правилами, которые государство само же установило. Налицо конфликт интересов. Я считаю, что профильное министерство не сработало как госорган, курирующий отрасль.

Можно много говорить о финансовом положении QazaqGaz, но привлечение инвесторов никак не связано с финансовым состоянием оператора. КазМунайГаз без доли на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане выглядел бы так же, как и QazaqGaz. Поэтому если есть правила, их нужно соблюдать – это, во-первых.

Во-вторых, реализация газохимических проектов показывает низкий уровень профессионализма в КМГ, чей конёк – это добыча нефти, но точно не газохимия и газопереработка. Проект «Полипропилен» запущен со значительным отставанием и большим количеством выявленных недостатков, которые привели к ежегодным ремонтам (!) нового завода. Сюда же можно отнести продажу доли проекта значительно ниже рыночной стоимости – это нонсенс (40% доли участия в ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries», которому принадлежит завод по выпуску полипропилена, была продана в 2023 году за 83,6 млрд тенге или $180 млн. При этом строительство самого завода обошлось в $2,6 млрд – прим. авт.).

Проект «Полиэтилен» топчется на месте, а вопрос финансирования строительства убыточного газосепарационного комплекса на Тенгизе до сих пор не решён. Стоит ли доверять строительство нового ГПЗ такому оператору – вопрос открытый. Я уверен, что именно при КМГ будет значительное увеличение стоимости строительства завода. Вспомним модернизацию трёх крупных НПЗ, где бюджет с $3,5 млрд вырос почти до $7 млрд. Статистика – упрямая вещь, но все цифры налицо. Чем может закончиться эта история, мне очевидно.

Что касается других способов увеличения производства товарного газа в стране, то его можно добиться, загрузив существующие заводы, например, тот же Боранкольский ГПЗ в Мангистауской области, или же другие предприятия в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях. Про ГПЗ в Жанаозене я не стану говорить – там очень много проблем как на существующих мощностях, так и со строительством новых.

А Кашаганский ГПЗ мощностью 1 млрд куб. м газа в год, скорее всего, будет сдан не раньше 2027 года.

По моим данным, существующие ГПЗ могут дать дополнительно порядка 10 млрд куб. м товарного газа. Нужно лишь обеспечить эти предприятия газом. Какая-то работа по некоторым из них уже ведётся. При этом работа требует значительно меньше затрат и времени для реализации. И это хороший сигнал для внутренних потребителей.

Надеюсь, что все ответственные профильные ведомства приложат максимум усилий, чтобы реализовать это в ближайшее время. Иначе Казахстану грозит жёсткий дефицит газа. Также нужно помнить, что российский газ в ближайшем будущем будет недоступен для Казахстана. По сведениям Госкомиссии по запасам (ГКЗ) РФ, запасы газа в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) выработаны почти на 75%. Легкоизвлекаемые газовые запасы в России истощаются. Газодобыча к 2040 году может снизиться в два раза».


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.