Правительство намерено держать на особом контроле все фильмы, снятые за счет государства.
Правительство решило взять «под особый контроль» производство кино, но по мнению тех, кто работает в этой отрасли, такой шаг ее только парализует.
– Кино считается действенным инструментом реализации государственной культурной политики, – сказал заместитель премьер-министра РК Алтай Кульгинов, озвучивая на расширенном заседании коллегии Министерства культуры и спорта актуальные вопросы развития отечественного кинематографа. – Так как главным зрителем является молодежь, то нужны картины, пропагандирующие патриотизм, трудолюбие, семейные ценности, здоровый образ жизни и получение хорошего образования. Поэтому соответствие этим требованиям фильмов, которые снимаются за счет государственного бюджета, нужно держать на особом контроле.
Вице-премьер считает необходимым учитывать вкусы зрителей, львиную долю которых составляет молодежь, и продумать механизм финансирования этих фильмов за счет государственного бюджета.
– Важно запустить единую информационную систему мониторинга фильмов, – заявил Алтай Кульгинов. – Это положительно отразится на развитии отечественного кинорынка.
Вице-премьер высказался также и по поводу дубляжа фильмов на государственный язык.
– Необходимо перевести на казахский язык лучшие зарубежные фильмы, – сказал он, давая поручение министерству культуры и спорта. – Это окажет положительное воздействие на расширение сферы применения государственного языка. Для развития сферы киноиндустрии необходимо активизировать работу с соответствующими ассоциациями.
По словам министра культуры и спорта РК Асхата Оралова, государство со своей стороны делает сегодня все, чтобы сфера культуры стала привлекательной для талантливых казахстанцев. Он отметил, что сейчас зарплата работников организаций культуры, имеющих статус национальных (в стране таких организаций 5, будет больше) выросла почти вдвое. В этом году такая работа будет продолжена – зарплаты в сфере культуры после внесения изменений в законодательство вырастут повсеместно.
– В планах министерства принятие концепция развития культурной политики, – сказал министр. – Проект этого документа уже готов, – он интегрирует показатели Национального проекта и предвыборной программы президента, рассматривает международный опыт и включает приоритетные направления культурной политики.
Свежо предание…
Однако сами деятели культуры, кинематографисты в частности, скептически относятся к такого рода заявлениям.
– Я понимаю стремление государства жестко контролировать расход средств, но, боюсь, что вместе с водой оно выплеснет и ребенка – создаст искусственные преграды, что уже наблюдается, потому что на местах именно так поняли указание сверху, – утверждает кинорежиссер Сергей Азимов. – Киноцентр (ГЦПНК), к примеру, настолько зарегулировал и обезопасил себя в плане выделения средств на производство кино, что это, наоборот, создает сложности для нормального финансирования. По его правилам нужно сначала потратить одну часть денег, только потом выделают следующий транш. Но перед выходом на съемочную площадку есть очень много подготовительных этапов: кастинг, пошив костюмов, строительство декораций и т.д. Вот если под понятием «взять на особый контроль» подразумевалось бы доведение конечного продукта до зрителя, тогда я обеими руками за это.
Все ведь знают, что самая большая проблема национального кино – это прокат. Сегодня отечественной прокатной сети выгоднее показывать чужое кино, потому что договоры с зарубежными партнерами заключены на годы вперед. Даже когда мы проводим фестивали, кинотеатры с большим трудом находят «окно» для показа отечественного кинопродукта, каким бы художественно содержательным он бы ни был. Свидетельство качества нашего кино – многочисленные награды на международных кинофестивалях класса «А» МКФ «Бастау», который возглавляю я сам, и другие казахстанские фестивали, ориентированные на молодежь, но мы должны платить деньги кинотеатрам, чтобы показывать кино, созданное молодыми для молодых. Вот такой у нас парадокс – люди, отвечающие за сферу культуры и идеологии, говорят правильные слова, но реальных механизмов проката отечественного кино, чтобы его выгодно было показывать – нет. Единственное – хорошо идет коммерческое кино – комедии в основном, но духовная пища должна быть разнообразной. Если кормить только «десертом», то разовьется «диабет».
Кинорежиссер Бахыт Каирбеков также считает, что практика делить деньги на транши при производстве кино – порочная.
– Во время многомесячных перерывов люди практически остаются без работы, поэтому они часто уходят на другие проекты, из-за чего общий творческий настрой падает, разжижается, – говорит он. – Это можно сравнить с тем, как разлучают влюбленных: в лучшем случае страсть ослабевает, в худшем – они и вовсе разбегаются в разные стороны
Что касается проката – как могут наши фильмы приносить доход, если нет бюджетных кинотеатров, где они показывались бы постоянно? Когда я возглавлял национальную киностудию, то нам приходилось арендовать зал у владельцев частных кинотеатров, чтобы показать фильм о главе государства главе государства и высокопоставленным чиновникам заинтересованных ведомств. Хорошо бы министерству культуры и спорта собрать всех владельцев кинотеатров и попросить назвать цифры – сколько отечественных фильмов было показано ими за отчетный период? Мы уже сто раз ссылались на опыт Франции, где определенный процент с показов зарубежного кино идет на развитие национального кинематографа. Почему бы и у нас не сделать то же самое?
Комментариев пока нет