Правы ли те, кто считает Имангали Тасмагамбетова «засланным казачком»?
Россия пытается уничтожить независимость стран, которые считает зоной своего влияния, руками их граждан, создавая Пятые колонны и запуская такие пропагандистские проекты как «Трагический январь». Нам опять пытаются внушить, что нас «спасли». Но от кого? – Чешский политик Джамиля Стехликова считает, что только правда избавит нас от колониального мышления.
Колонизированная история
– Как вы думаете, почему книгу о Кантаре («Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков») написал российский журналист Леонид Млечин?
– Кантар – самая кровоточащая рана современного Казахстана. Наш народ, когда это касается семьи и родины, не может перешагнуть через кровь соотечественников и идти дальше. Для нас это святое. Но государство не достаточно отрефлексировало на то, что случилось. Токаев так и не объяснил, что произошло на самом деле, когда отдавал приказ стрелять на поражение без предупреждения. Он пытается это как-то замалчивать, но мы все знаем, что единственной целью того, что он позвал Путина, было сохранение власти. И если Назарбаев хитер как лиса, то Токаев – очень осторожный. Как опытный дипломат, он знает, что, если затронуть эту язву, народ сразу предъявит счёт и скажет, что среди мирного населения убитых было больше, чем назарбаевских головорезов, которые не убивали, а подстрекали к мародерству и поджигали государственные учреждения. Кто же тогда стрелял? А стреляли органы государственной власти. Часть людей они убили потому, что Токаев потерял управление. Какое-то время его никто не слышал и не слушал, а часть уже уничтожил он сам своим приказом. При этом позвал русских в момент, когда, можно сказать, происходит деколонизация (очень некрасивое слово, но другого нет). Так в 1968 году было и в Чехословакии. Но если там коммунисты-реформаторы покаялись (коммунист-предатель Василь Биляк, который якобы написал письмо-приглашение в Москву, признался, что сделал это обратным числом, когда всюду уже были танки), да и Хрущёв сделал тоже что-то подобное, раскрыв преступления Сталина, то Токаев не может пойти на покаяние, потому что это его собственное преступление. Теперь у него как бы две жизни – первая и вторая. В первой у него руки в крови, он виноват в гибели большого количества соотечественников, и это самая слабая его сторона. Ответственность при этом за судьбу народа на нем огромна. Каждый человек хочет понимать смысл истории своей страны, поэтому президент должен рассказывать нам, что же случилось в том январе, но он боится, что после покаяния снова начнутся демонстрации, и опять, не дай Бог, придётся применять против народа репрессивные меры. Поэтому он хочет просто переждать. Это классическая советская тактика – удержаться таким образом у власти. Рана Кантара между тем продолжает болеть, но возле казахского президента нет ни опытного советника, ни опоры в лице людей, которые, имея вес в народе, помогли бы ему объясниться с народом.
– Как же нет авторитетов? А вот, например, Токтар Аубакиров, Олжас Сулейменов…
– Этим людям народ больше не доверяет. Олжаса мы любим, но он живёт прошлым и очень прорусский. Самым идеальным было бы в очередную годовщину Кантара рассказать, к каким выводам пришла следственная комиссия, но Токаев возложил цветы к мемориалу жертв Кантара и снова молчит. И чем больше времени проходит, тем труднее переступить через этот страх – навредить своей власти.
– Но ведь, заказывая книгу российскому журналисту, он вызвал еще большее раздражение…
– Он не дразнил народ нарочно, это была просто ошибка. Мне даже кажется, что мнения Токаева даже не спрашивали, когда этот Млечин взялся писать ее. Естественно, из его книги нельзя делать событие. Я бы на месте казахского президента просто запретила ее распространение – нельзя пытаться обманывать народ в таких вещах. Чехам в 1968 году тоже говорили, что если бы не пришла советская армия, то пришла бы армия НАТО. Но люди, которые видели на улицах своей столицы танки, только усмехались.
Больше всего народ сейчас страдает от того, что ему навязывают придуманную историю. Также делали и во времена Советского Союза. Якобы весь казахский народ добровольно присоединился к России, с радостью упав в объятия «старшего брата».
Деколонизация сознания означает, что нам надо воспитать поколение молодых авторов, которые будут смотреть на историю своего народа собственными глазами. Колонизаторы не имеют права писать историю колонизированного ими народа. Это унижение, особенно в такой чувствительный момент, как сейчас
Возьмем голодомор. В Европе и Америке знают про геноцид украинцев, но никто не говорит про геноцид казахов, потому что до последнего времени сам Казахстан об этом много не говорил, чтобы не дразнить соседа, хотя размер трагедии здесь, возможно, был и больше. В Чехии я постоянно об этом (о голодоморе) не только говорю, но и пишу статьи об этом по просьбе солидных периодических журналов, где обычно публикуются люди с хорошими историческим образованием. Стараюсь, конечно, правильно отобразить все исторические моменты, но было бы лучше, если бы это все-таки делали историки.
Почему очень важно говорить о голодоморе? Потому что вылечить от ностальгии по СССР можно только правдой о прошлом. В России 90-х начали говорить ее, но пришёл Путин и снова закрыли архивы, зато начали воскрешать Сталина. Назарбаев никогда не говорил правду громко, ясно и четко, потому что Казахстан был спаян с Россией хозяйственно и экономически как сиамский близнец, но люди должны понять, что советская власть и советская Россия, в состав которой вошёл и Казахстан, – источник трагедии, которую народ едва пережил. Это чудо, что независимость после падения Советского Союза досталась нам бескровно, а Кантар, мне кажется, – это символическая цена за это освобождение. Символическая – потому, что в политике всегда работают символы. Казахи, как и в 1986 году, снова вышли на площадь и опять принесли в жертву самое дорогое, что есть у Казахстана, – молодых, чтобы не повторялось возвращения геноцида. Я считаю, что роль Кантара заключается ещё и в том, что если кто-то снова захочет дружить или прощать Россию, которая несёт смерть и деструкцию, то это станет предостерегающим моментом, который не позволит вернуться в прошлое.
Путин управляет страной с помощью лжи, пропаганды и созданной им параллельной реальности, где живут с ощущением, что Россия всему миру помогала, хотя на самом деле несла народам не культуру, как уверены там, а смерть, нищету и войны. Ну а что касается книги русского журналиста Млечина, то это продолжение гибридной войны, чтобы заставить поверить в другую картину мира: всё начиналось и закончится в России. Думаю, что она была создана прежде всего для россиян, казахстанских русских и для мобилизации Пятой колонны Казахстана. Альтернативная картина мира, переворачивающая всё с ног на голову, – это способ, с помощью которого Россия воюет со всем миром. В Чехию тоже забрасывается неправдивая информация, распространяемая затем троллями для создания русско-центрической картины мира, чтобы заставить нас мыслить другим образом.
Чего вообще хочет Россия? Как точно сказал один человек – уничтожить Чехию чешскими руками. Когда президентом Чехии был прорусский Милош Земан, то это ей хорошо удавалось. Ту же самую цель преследует и эта пропагандитская книжка: чтобы люди прочитали ее и поверили, что Россия – святая земля, призванная спасти весь мир – Казахстан, Чехию, Польшу. Молдову, страны Балтии, Украину… Но это деструкция, ничего другого, кроме трех вещей – нищеты, смерти и войн – Россия миру предложить не может.
– Чехия тоже боится агрессии со стороны России?
– Она – член НАТО, у нее есть профессиональная армия, создаются отряды добровольцев. Этому вопросу уделяется серьезное внимание. Поскольку Чехия не так уж далека от Украины, ей не жалко ни денег, ни оружия для нее. Самое главное, у нас сейчас изменилась власть. Новый премьер сразу после избрания поехал в Киев на встречу с Зеленским, президент тоже собирается в Киев.
Серая зона
– Казахстан не является участником Римского статута. Как теперь относиться к Путину, который объявлен международным преступником?
– На мой взгляд, этот ордер был попыткой сдержать президента Си Цзиньпинa. Китайский лидер чувствует себя миротворцем после того, как примирил Саудовскую Аравию с Ираном, что до этого никому не удавалось, а он, дав маленькую пощёчину американской администрации, сделал это. Во время визита в Москву он дал понять, что может сделать то, чего не удалось Америке, Эрдогану и Макрону – примирить Россию с Украиной. Но когда он решил ехать к Путину, международное сообщество с помощью ордера на арест Путина дало понять китайскому лидеру, что, общаясь с обыкновенным преступником и нерукопожатным человеком, можно испачкаться. И пафос о том, что он миротворец, способный решать судьбы мира, у Си Цзиньпинa сразу исчез. А для Путина – это была последняя надежда: либо смерть, либо возможность как-то договориться. Не договорился. После встречи в Москве Путин и Си Цзиньпин заявили о недопустимости размещения ядерного оружия за рубежом. Но Россия показала (в который раз), что не способна вести диалог ни с кем и что с ней невозможно договориться. Прошло буквально несколько дней после встречи – и российский диктатор, как будто и не договаривались с Си Цзиньпином, начал шантажировать мир угрозой размещения русского ядерного оружия в Белоруссии. Поэтому для Украины единственным способом спасти свою страну, демократию и свободу, является победа над Россией.
Что касается Казахстана, то он оказался в группе неопределившихся государств, в какой-то серой зоне. Когда недавно в ООН было принято большое постановление по агрессии России против Украины, Казахстан опять занял нейтральную позицию. Но если раздвинуть туман и всмотреться, то видно, что Токаев дрейфует в сторону от России. Казахам не нравится такая медлительность, они приветствуют каждый шаг, уводящий в сторону от агрессора, но Казахстан, еще и еще раз повторюсь, не может позволить себе резкие движения, он боится русского медведя, потому что у него нет поддержки ни в НАТО, ни в Евросоюзе.
И мир этот постепенный отход от России видит. Если раньше меня спрашивали, отдадим ли мы северный Казахстан, то теперь никому и в голову не придет поднять такой вопрос. Токаев нигде не говорил, его никто и не спрашивал об этом, но все знают, что казахи будут бороться, если Путин окончательно сойдет с ума и произойдет вторжение России в Казахстан. Это ощущение возникло после того, как в Казахстане великодушно принимали бегущих от войны россиян. Чехи поступали также: 10 млн населения приняли 450 тысяч украинцев. Когда все гостиницы были переполнены, то граждан страны-жертвы на много месяцев совершенно бесплатно они поселяли у себя дома. Слабый народ так делать не будет.
За последние два года Казахстан вошёл в историю как самостоятельное государство, которое стоит на стороне добра. Естественно, есть огромное количество невыполненных домашних заданий во внутренней политике. Прежде всего нам нужны честные выборы, но Токаев, боясь слететь с трона, пользуется возможностью заявить, что в мире происходит страшные события и Казахстану надо выстоять как государству. Вот когда опасность перестанет угрожать, тогда и будем решать внутренние дела.
Действительно, когда существует реальная опасность, то люди сплачиваются вокруг флага. Почему чехи избрали в этот раз генерала НАТО Петра Павла? Потому что все помнят, как во время югославских войн он спас жизни 53 французам. Новый чешский президент мало говорит, иногда говорит непопулярные вещи, но он герой и люди сплачиваются вокруг него и чешского флага. Я считаю, что Казахстан продемонстрировал эту сомкнутость вокруг флага в отношении внешней политики.
Долгое время Казахстан был колонией, потом вассалом России, а теперь становится самостоятельным государством. Я всегда гордилась своей Родиной. Раньше, когда давала журналистам фотографии из аула, где бывала в детстве, некоторые смеялись, говорили, что попала в Европу из юрты, потому что Казахстан показывали миру с помощью российского кино, где наша страна всегда выглядела как пятое, ненужное колесо. Но я с гордостью говорила, что да, я вышла из настоящей юрты предков-кочевников. Сейчас я горжусь своей родиной намного больше, потому что теперь мир начинает смотреть с уважением, когда узнают, что я из Казахстана
– И вот еще вопрос: Имангали Тасмагамбетов стал председателем ОДКБ. Что за этим стоит?
– Отвечу вопросом на вопрос: а что думают о нем в Казахстане?
– Многим он кажется «засланным казачком».
– А я могу сказать так: излишняя гордыня всегда ведёт к падению. Я могла бы сказать о своих подозрениях и о том, с кем он связан, но не хочу этого делать. Главный мотив его действий, на мой взгляд, – гордыня. У него огромное самолюбие и желание совершить что-то большое, чтобы остаться в истории, хотя проект-то (ОДКБ) мертвый. Временами Тасмагамбетов, чтобы прославиться, готов на все, но он больше мифический Икар, когда чрезмерная уверенность в себе помогает добиться небывалых высот, апотом низвергает вниз, обрекая на гибель. Эти наблюдения сложились чисто из области психологии. На мой взгляд, Тасмагамбетов является заложником своих былых «успехов», но каждый человек делает карьеру до тех пор, пока не займёт положение и высоту, с которой скатится вниз.
Начало, пожалуйста читайте тут.
1 Комментарий
Сумбур в башке из-за бугра