Ya Metrika Fast


English version

Преодолеют ли казахстанцы отвращение к политике во время предстоящих выборов?

Общество — 26 ноября 2025 12:00
0
Изображение 1 для Преодолеют ли казахстанцы отвращение к политике во время предстоящих выборов?

В настоящее время Казахстан вновь находится на переломном этапе своего «демократического» развития. Этим переломом, на наш взгляд, стала объявленная главой государства парламентская реформа, а точнее предложенный порядок формирования нового однопалатного парламента. Но ее ключевым вопросом является способ распределения мандатов между будущими кандидатами в депутаты, а именно – виды избирательных систем.

Наиболее известными из них являются мажоритарная и пропорциональная, а также их комбинации. Эти системы хорошо известны в Казахстане. В зависимости от избранного способа распределения мандатов, результаты одних и тех же выборов могут привести к различному качественному составу формируемого депутатского корпуса.

Кроме того, от выбора избирательной системы зависят не только результаты избирательной кампании, но и уровень политического участия в ней граждан страны.

Сегодня действующая власть вновь выбрала способ распределения мандатов депутатов с помощью пропорциональной избирательной системы.

Чингиз Айтматов

Плюсы и минусы этой системы хорошо известны как специалистам, так и широким слоям казахстанского общества. Она применялась в нашей стране с 2004 года в смешанном, а с 2007 года по 2022 год уже в самостоятельном, т.е. чистом виде, при выборах депутатов мажилиса.

За это время такой порядок формирования одной из палат парламента привел к тому, что уже в 2007 году, накануне выборов в мажилис, социологами из Института философии и политологии МОН РК было отмечено появление регионов, где избиратели активно пренебрегали своим избирательным правом.

За пятнадцать лет применения пропорциональной избирательной системы, как показывают те же социологические исследования, проведенные в 2021 году, интерес избирателей к политическим процессам в Казахстане сильно упал. Так, если интерес к политической жизни страны проявляло 13,9 %, а к отдельным событиям и политическим фигурам – 20,1%, то есть треть избирателей из числа опрошенных, то число избирателей, которые к политике относились безразлично, и даже с недоверием или отвращением в целом составило 60.4%.

Поэтому не случайно глава государства в марте 2022 в своём Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» фактически подтвердил выводы вышеприведенного исследования. В частности он отметил, что «Пятнадцать лет назад в рамках конституционной реформы мы перешли на пропорциональную модель выборов в нижнюю палату Парламента. Затем в 2018 году пропорциональный принцип был внедрен на выборах депутатов маслихатов. Данные шаги придали серьезный импульс развитию нашей партийной системы. Однако, наряду с этой позитивной тенденцией, стали проявляться и негативные последствия таких решений.

Нужно признать, что беспартийные граждане фактически были лишены возможности избираться не только в мажилис, но и в местные представительные органы. В результате электоральные процессы потеряли свою былую привлекательность для граждан, возросло политическое отчуждение. Люди просто перестали верить, что их голос имеет значение и способен изменить жизнь в стране к лучшему. По большому счету, сегодня многие избиратели не знают в лицо депутатов».

Принимая во внимание эти негативные факторы, президент РК предложил перейти от пропорциональной избирательной системы к смешанной модели выборов. По его мнению, эта система является более гармоничной и в полной мере учитывает права всех граждан. Данная модель лучше отражает интересы избирателей, как на национальном, так и на региональном уровне. По словам Президента РК эта модель избирательной системы будет применяться при выборах депутатов мажилиса и выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.

В дальнейшем это предложение Главы государства было реализовано в ходе конституционной реформы, которая прошла в июне 2022 года.


Однако в сентябре 2025 года Президент РК в очередном своём Послании народу Казахстана заявил о парламентской реформе и о том, что новый однопалатный Парламент будет избираться по пропорциональной избирательной системе, т.е. в выборах будут участвовать только политические партии.

Безусловно, такое решение главы государства, было неоднозначно воспринято казахстанской общественностью. Тем более, что особых предпосылок для этого не было, так как смешенная система выборов депутатов мажилиса, введенная в 2022 году, еще не успела себя дискредитировать, как это произошло с пропорциональной системой, действовавшей до 2022 года.

Если предположить, что предложенный порядок формирования нового парламента обусловлен его однопалатностью, то этот шаг выглядит еще более неоднозначно.

Не секрет, что в странах, где действуют однопалатные парламенты, их избрание происходит при помощи пропорциональной избирательной системы, но нам не известно, чем они руководствовались при ее введении, какая внутренняя ситуация и партийная коньюктура на тот момент была в этих странах.

Известно, что в нашей стране, начиная с 1991 года, классическая модель партийной системы так и не была создана. Действующая в тот момент власть сделала всё, чтобы широкие круги избирателей были дистанцированы от внутренней политики страны. Поэтому сегодня наш избирательный корпус пока далек от политической зрелости и холодного расчета в оценке политических лидеров и их партийных программ. До сих пор в законодательстве не решен вопрос о блоковой многопартийной системе, а также об упрощенном порядке создания, регистрации политических партий и их свободному допуску к выборам. Без решения этого вопроса любая многопартийность будет иметь бутафорский характер.

Внешне в стране действует многопартийная система с одной доминирующей партией, но при таком положении значение парламента всегда будет приниженным, поскольку руководство правящей партии безраздельно контролирует всю его деятельность, а следовательно, этот орган является проводником идей только одной политической силы.

Противостоять этому при развитой демократической системе могли бы сильные независимые суды, избирательные органы, масс-медиа, органы общественного контроля, конструктивная политическая оппозиция и т.п., но всего этого, в нашей стране в реальности нет. Нет их, на наш взгляд, потому, что конституционная модель действующего парламента и ранее действовавший порядок его избрания закрыли возможность прихода в этот орган креативным политикам, имеющим реальную связь со своими избирателями. В 2022 году, действующая власть сделала первый шаг к исправлению допущенных просчетов, вернув смешанную избирательную систему при избрании депутатов мажилиса. Есть все основания ожидать, что возврат к прежнему порядку формирования нового законодательного органа приведет не только к стагнации институтов власти, но и страны в целом.

Здесь трудно не согласиться с мнением известного политолога Андрея Чеботарева, который отметил, что партийная система Казахстана до сих пор находится в процессе своего формирования, а количество и состав официально зарегистрированных 7 политических партий не соответствует социальной структуре казахстанского общества. Следствием одновременного перехода к однопалатной модели парламента и пропорциональной системе выборов станет отсутствие в новом законодательном органе полноценного представительства населения регионов страны. Сейчас это представительство обеспечивают мажилисмены, избранные по одномандатным округам.

Возврат пропорциональной системы выборов в текущей внутриполитической ситуации вновь перекроет возможность для появления ярких, узнаваемых политиков. Не исключено, что в самих политических партиях получат новое развитие коррупционные начала при составлении партийных списков, а там где это удастся избежать всегда будет проблема с выдвижением в партийный список толковых кандидатов.

Выход из этого можно найти либо в сохранении смешенной избирательной системы при выборах нового законодательного органа, либо в мажоритарной системе выборов, когда представители разных партий будут бороться за мандат на равных условиях с самовыдвиженцами.

Всё это предполагает один риторический вопрос – может ли мнение главы государства по весьма спорной теме, высказанное до её широкого обсуждения, иметь окончательное решение?

Отечественная практика даёт положительный ответ на этот вопрос, но теория права говорит об ином. Точка зрения главы государства по вопросам, затрагивающим интересы и права всех граждан страны, является всего лишь одним из мнений, которое должно учитываться наряду с общественной позицией. Надеемся, что этот теоретический вывод в полной мере согласуется и с принципом Президента Токаева о разных мнениях и единой нации.


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.