Принудительная эвтаназия и без того едва живого Зерде
Новость о ликвидации холдинга «Зерде» стала ожидаемой неожиданностью. С одной стороны, она вызывает чувство морального удовлетворения, а с другой – настороженность. Не похожа ли стремительная ликвидация холдинга на пожар, устроенный для уничтожения следов преступления? Почему нет открытого расследования или хотя бы детального аудита. И наконец, причем тут спецслужбы Казахстана?
Почему о «Зерде» вдруг вспомнили?
Для начала стоит напомнить кое-какие подзабытые факты из истории компании. Официально говорят, что АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» был создан постановлением правительства в 2008 году. Уточним, постановление №688 от 03.07.08 подписал премьер Карим Масимов. Через полтора месяца соответствующий приказ был издан Комитетом по госимуществу Минфина, а формальности по регистрации продлились до осени. Что послужило поводом для столь затяжной регистрации – обычная бюрократия или что-то еще, неизвестно, зато известно о том, что «Зерде» появился не на пустом месте, а путем реорганизации Национального научно-технологического холдинга «Самгау». Помните такой? Вот многие тоже подзабыли, тем более, «Самгау», по всей видимости, изначально не оправдал надежд и за год своего существования никак себя не проявил, хотя должен был стать сильной базой для управления (через госпакеты акций). В заветный список входили «Казтелерадио», «Казахстанские телекоммуникации (КАТЕЛКО)», «Национальная компания «Kazsatnet», «Национальные информационные технологии», «Фонд науки» и Центр информатизации финансовых систем». И этот перечень планировалось расширить. А теперь следует вспомнить – часть этих госпредприятий так или иначе контролировались другим холдингом – не государственным и не зарегистрированным. Все знали о его существовании, но официально никто его не называл. Речь идет о медиа-холдинге Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева, но после бегства последнего и краткосрочной опалы старшей дочери тогдашнего президента, по всей видимости, ситуацию решили переиграть, создав совершенно новую структуру, а заодно подчистив там, где успел «наследить» «Самгау».
История же самого «Зерде» особо не отличалась от другого ведомства или нацкомпании. Если и были какие-то скандалы, то они редко ассоциировались с самой компанией, а скорее с каким-нибудь структурным ее подразделением. Про руководство самого холдинга ничего не было слышно вообще настолько, что сейчас едва ли кто-нибудь с ходу вспомнит имя хотя бы одного из председателей правления АО. По крайней мере, на фоне ФНБ «Самрук-Казына», который тоже создавался (сливался) в те же годы, все было спокойно. Впрочем, тот же Счетный комитет выявлял нарушения в работе холдинга и его составляющих еще «на взлете» – в 2008-2009 годах, но, как говаривал Нурсултан Абишевич, «с кем не бывает». В общем, работа холдинга вполне вписывалась в рамки деятельности практически любой государственной структуры, в определенной мере удовлетворяла руководство страны и постоянно периодически отражалась в официальных отчетах и газетных публикациях. Так что же могло случиться и почему Акорда вдруг назначила «Зерде» крайним?
Очевидное и вероятное
Действительно, почему не расформировали или хотя бы кардинально не реформировали тот же Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»? Ведь он подвергся критике Касым-Жомарта Кемелевича еще раньше, да и в обществе этот факт (расформирование) восприняли бы с большим энтузиазмом. А тут, едва прошло расширенное заседание правительства, как оно поспешно решило: лучше уничтожить, чем ремонтировать.
Здесь самое время напомнить, что несколько недель назад в сети появилось обращение сотрудников холдинга к президенту Токаеву. В нем «зердевцы» назвали профильного министра Мусина «некомпетентным», который, вместо того, чтобы улучшить работу фонда, решил его ликвидировать. Мы не знаем пофамильно авторов послания, но это 40 человек, которые заявили, что не считают себя «лишними управленческими звеньями». Они перечислили успехи, достигнутые за последние два года, среди которых – сокращение в два раза руководителей высшего уровня, повышения зарплаты инженерам, повышение доступности портала e-Gov, искоренение коррупционных схем в «дочерних» компаниях и так далее. Кроме этого, утверждалось, что за последние три года (2019-21) совокупная прибыль холдинга в 1,6 раза превысила прибыль за предыдущие 10 лет. И это похоже на правду хотя бы потому, что, судя по выплаченным налогам, в этот период доход компании действительно возрос, но не такими большими темпами. Хотя есть подозрение, что именно «при Назарбаеве» в холдинге было что-то не так. Впрочем, много нареканий со стороны общества по электронному правительству и сейчас, а если напомнить казахстанцам про систему «ASHYQ», то гул негативного одобрения повысится. Однако стоит ли из-за этого уничтожать большой холдинг?
Действительно, министр Мусин и премьер Смаилов как будто ждали нареканий президента Токаева, до этого сами не замечая проблем с «Зерде». Напротив, тот же Мусин периодически гордился инновациями и отбивался от гражданской критики. Вызывают подозрения и сроки, за которые принято решение о ликвидации. За считанные дни правительство поняло, что исправлять будет трудозатранее, чем просто уничтожить. Но ведь для этого нужны и правовые основания. Мы не говорим об обязательном трудоустройстве тех, кто потеряет работу в результате ликвидации – это, с одной стороны, естественно, а с другой – не очень логично, когда говорят об оптимизации. Но почему не было должного расследования? Сейчас Счетный комитет наделяется дополнительными полномочиями, а если к расследованию добавить усилия того же АФМ, который и вовсе превращается в некоего опричника под прямым руководством главы государства, то решение о ликвидации выглядит более, чем странным. И тут напрашивается версия, что это пожар, устроенный для того, чтобы скрыть преступление. Для простого казахстанца это прежде всего деньги (большие деньги), которые вкладывались в «современные технологии», а ожидаемого эффекта не было. Более того, сама система холдинга в условиях непрозрачности и тотальной коррупции в государстве подразумевает банальное разворовывание бюджетных средств по четко налаженной схеме. И вот эту схему, судя по всему, кому-то очень нужно было скрыть. Это уже не говоря о персональной ответственности за провалы и просчеты руководящих лиц и кураторов холдинга, включая того же министра Мусина. Ведь, кто не знает, Счетный комитет планировал в этом году провести комплексную проверку АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», а вот теперь такая необходимость отпала. Ликвидационной же комиссии, думается, будет не до этого.
Неизвестные страницы
Но только ли в деньгах (пусть даже очень больших) дело? Давайте немного абстрагируемся и вспомним, что такое IT-технологии для казахстанской власти? Это не только пустые заявления о необходимости шагать в ногу со временем и постоянно использовать современные термины, смысл которых не понимаешь. Скажем сразу и прямо: продвинутые технологии – это возможность сохранения «аналогового» режима (режима личной власти) в условиях быстро меняющегося времени. Проще говоря, власть за последнюю дюжину лет сделала очень многое, чтобы как-то подстроить современные технологии и новые возможности под себя.
Это далеко не всегда получалось, но стремление такое было, да и некоторые превентивные шаги в этом направлении были сделаны неплохие. Заметим – эти стремления как раз совпадали со временем создания и роста холдинга «Зерде», а также с некоторыми аффилированными к компании лицами (кое-кто из них сейчас либо за пределами страны, либо за пределами свободы в столичном СИЗО), но сейчас речь не о них. Не секрет, что многие, если не все информационные и коммуникационные технологии находятся под прямым или косвенным контролем спецслужб. Тут практически все, начиная с разработки законопроектов (в том числе скандального закона Сарыма-Закиевой якобы по защите детей от буллинга) и заканчивая кураторством над операторами сотовой связи. Не говоря уже про Всемирную сеть и все, что с ней связано.
Стоит вспомнить, например, о большом шуме, который поднимался несколько лет назад – о так называемом «сертификате безопасности». Там даже особо не скрывалось, что курирует это дело КНБ, хотя комитетчики и гражданские разработчики временами пытались это дезавуировать. Так, например, три года назад КНБ был вынужден опровергать появившуюся в СМИ информацию, что этот самый «сертификат» зарегистрирован на имя некоего Аскара Дюсекеева. Тот, в свою очередь, является кадровым сотрудником органов нацбезопасности, а точнее – его «технического подразделений». Но фамилию «Дюсекеев» мы можем найти в некоторых (еще не уничтоженных) документах холдинга «Зерде». Там он вместе с другими коллегами – Сагиндыковым, Кенжебаевым и Усенбаевым – входит в состав некоего технического комитета №34 по стандартизации «Информационные технологии». То есть, сразу четыре сотрудника «Конторы», причем, ФИО их в списке указаны первыми.
Тему со связью информационных технологий и Комитета нацбезопасности (или наоборот) можно продолжать. Более того – как нам кажется, ее нужно продолжать, так как создается ощущение, что дискуссии вокруг ликвидации холдинга «Зерде» начали идти не в ту сторону. В общем – что хотят скрыть этой ликвидацией и, главное, кто хочет это сделать? Заинтересованы ли в этом сам президент, премьер и профильный министр, или же они вольно-невольно выполняют чьи-то установки? В любом случае, все только начинается и, думается, мы с вами в скором времени станем свидетелями интересных событий.
Комментариев пока нет