Приостанавливать вещание бесплатных телеканалов планируют в Казахстане
Кроме того, власти хотят определить дефиницию аудиовизуальной платформы, ввести маркировку официальной информации и обязать собственников соцсетей помимо законного представителя в Казахстане регистрировать также полноценное представительство в стране, передает Exclusive.kz.
Консультативный документ регуляторной политики (КДРП) к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа» представило министерство культуры и информации РК.
Документ опубликован на портале «Открытые НПА» и анонсирует введение в 2026 году поправок в закон «О масс-медиа», а также в нормы Бюджетного кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, законы «О рекламе», «О персональных данных и их защите», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данным поправками в МКИ надеются решить пять «проблемных вопросов».
Первый из них связан с тем, что собственники онлайн-платформ, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более 100 тыс. казахстанцев, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом.
«Однако данный механизм не в полной мере обеспечивает эффективное регулирование деятельности онлайн-платформ и исполнение требований казахстанского законодательства. Основные проблемы, связанные с назначением законного представителя вместо создания полноценного представительства: 1.Отсутствие юридической и финансовой ответственности. 2.Сложности в правоприменении и исполнении требований. Государственные органы сталкиваются с трудностями в реализации своих полномочий в отношении иностранных онлайн-платформ. Запросы о предоставлении данных пользователей, удалении противоправного контента или соблюдении требований локального законодательства зачастую остаются без ответа или обрабатываются с большим запозданием. 3.Отсутствие реальных механизмов влияния на платформу», — аргументируют новые поправки в ведомстве Балаевой.
Также для законодательного закрепления основания по разработке правил мониторинга онлайн-платформ и правил об ограничении доступа к интернет-ресурсам, соцсетям и мессенджерам МКИ планирует внести изменения и дополнения в законы «О масс-медиа» и «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».
Вторую «проблему» министерство культуры и информации видит в необходимости «актуализации законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа».
«Без приведения ряда НПА в соответствие с современными реалиями регулирование онлайн-пространства и цифровой экономики останется фрагментарным, что приведет к правовым пробелам и снижению эффективности государственного контроля, — считают авторы документа.
Третья проблема: отсутствие чёткой правовой дефиниции аудиовизуальной платформы не позволяет отнести их к какой-либо категории субъектов информационного пространства. По мнению разработчиков КДРП, это также создает неравные условия конкуренции для масс-медиа.
«В настоящее время иностранные аудиовизуальные платформы действуют в Казахстане без обязательств и надзора. Государственные органы не могут эффективно мониторить и регулировать содержание на аудиовизуальных платформах, что может быть рискованно в контексте распространения противоправного контента. (…) В реестре операторов сетей телекоммуникаций зарегистрированы шесть операторов: ТОО «Мегого Казахстан», ТОО «Терелайн Телеком», ТОО «Lifestream Kazakhstan», ТОО «Издательский дом Пропаганда», ТОО «FUNTECH», ТОО «INHOCKEY». По результатам мониторинга установлено, что из шести операторов у трех имеется собственная интернет-платформа, а по трем операторам не удалось установить наличие сайта», — сообщают в МКИ.
В ходе мониторинга чиновники не смогли найти сайты ТОО Lifestream Kazakhstan, ТОО «Издательский дом Пропаганда» и ТОО FUNTECH. Есть сайты у ТОО «Мегого Казахстан «MEGOGO», ТОО «Терелайн Телеком» «Teraline Telecom» и ТОО INHOCKEY «INHOCKEY.tv».
Сообщается, что в ходе мониторинга РГП «Центр анализа и информации» на интернет-платформах Megogo и Teraline выявлены факты трансляции телеканалов, не поставленных на учет: на megogo три телеканала — «Кинодрама», «Киносериал», «Welcome», и ещё три телеканала на teraline — «Капитан Фантастика», «Food Time», «Приключения».
Четвертой проблемой разработчики поправок назвали то, что СМИ «не осуществляет маркировку официальных ответов государственного органа при публикации». В МКИ считают, что это создает условия для возможного искажения правового характера предоставленной информации, снижает доверие к источнику, затрудняет определение правового статуса опубликованного документа, а также порождает риски недостоверной интерпретации официальной позиции государственного органа.
Пятав проблема для МКИ: ежегодно некоторые бесплатные телеканалы неоднократно приостанавливают свое вещание. Это зафиксировал национальный оператор телерадиовещания АО «Казтелерадио».
«Данные факты вызывают недовольство населения, вызванного отсутствием обещанного набора бесплатных телеканалов», — отмечают в МКИ.
Сообщается, что в действующем законодательстве не предусмотрены четкие санкции за несвоевременную доставку сигнала теле-, радиоканалов до сети национального оператора телерадиовещания, длительное или внезапное прекращение эфира телеканалов, входящие в перечень по сети цифрового эфирного телерадиовещания (ЦЭТВ).
«На сегодняшний день охват ЦЭТВ составляет более 95% населения РК. По итогам 2024 года национальный оператор недополучил доход в размере 186,74 млн тенге с НДС», — приводят данные на «Открытых НПА».
Также разработчики документа аргументировали свои поправки в законы имеющимся зарубежным опытом.
Однако выяснилось, что в введении маркировки официальной информации Казахстан будет пионером.
«В ходе разработки КДРП проведен детальный анализ международного опыта правоприменения маркировки материалов СМИ. Результаты проведенного анализа показывают, что в международном правоприменении отсутствует прецедент маркировки «официальных ответов государственных органов». Вместе с тем, в практическом поле маркировка используется для маркировки рекламного или PR контента в СМИ и маркировка материалов иностранных агентов. В Великобритании и Новой Зеландии материалы на сайтах государственных органов размещаются со специальным гербом, в свою очередь, для стран Европейского союза функционирует специальный сайт, где размещаются все материалы муниципальных учреждений. Данный подход аналогичен отечественному опыту использования домена и сайта gov.kz для агрегации всех заявлений и публикаций государственных органов», — перечисляют авторы нововведений зарубежный опыт.
Касательно бесплатных телеканалов разработчики КДРП привели пример опыт Великобритании, где регулирующий орган Ofcom обязывает лицензиатов начать вещание в пределах двух лет; несоблюдение же требований закона ведёт к аннулированию лицензии. В США если станция не выходит в эфир 12 месяцев, лицензия прекращается автоматически. Во Франции установлен срок в три месяца на запуск DTT‑каналов, нарушение сроков наказывается штрафом и отзывом разрешения на вещание.
Таким образом, власти планируют ввести обязательную учетную регистрацию представительств иностранных онлайн-платформ; актуализировать законодательство в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа; урегулировать деятельность операторов аудиовизуальных платформ; обязать СМИ осуществлять маркировку официальных ответов госорганов; обязать бесплатные телеканалы организовывать вещание в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания. В случае неисполнения теле-, радиоканал будет исключаться из перечня теле-, радиоканалов свободного доступа.
Примечательно, что в качестве одного из ожидаемых результатов от введения санкций для бесплатных телеканалов разработчики документа назвали то, что это позволит сохранить лояльность населения.
Напомним, ранее Exclusive.kz сообщил о планах властей ввести новые адмстатьи для соцсетей и СМИ.
Агзам Абдрахманов
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.