Приватизировать все, кроме своих активов. Что изменилось при Токаеве?
В Новом (Справедливом) Казахстане должна быть и новая (справедливая) экономика. В своем послании 2023 года президент рассказал про «новую экономическую модель», на которую перейдет страна. Но принципиальных нового в ней ничего не было. Это были все те же нарративы, которые озвучивал экс-президент Назарбаев. Но зачем политическая элита так активно пытается выдавать старое за новое? Почему бы просто не сказать: «Не все было так плохо, а мы продолжаем самое хорошее»?
Ранее мы уже рассказывали, что говорили в своих посланиях президенты Казахстан о политических реформах («Политическая система при Назарбаеве и Токаеве: найдите отличия») и социальной сфере («Кто придумал «иждивенцев»? Токаев vs Назарбаев»). В этом тексте речь пойдет об экономике.
Среди тем, озвученных президентом Токаевым в послании 2023 года, особое место занимала тема привлечения инвестиций. В первую очередь, конечно, речь шла о прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Как и во времена президентства Назарбаева, ПИИ видятся главным стимулом роста экономики.
Почему-то до сих пор сохраняется вера и в то, что транснациональные корпорации привнесут в Казахстан и новые технологии. Они, конечно, их привносят, вот только делиться своими технологиями, которые дают иностранным компаниям конкурентное преимущество на рынке, с казахстанскими бизнесменами и государством никто никогда не собирался. Тем более, что по удивительному совпадению ПИИ идут главным образом на добычу нефти и других полезных ископаемых и редко касаются высокотехнологичных секторов.
Единственная очевидная выгода от иностранных инвестиций (в первую очередь в добычу сырья) в том, что они приносят легкие деньги в казну за счет налогов. Но у этого есть и обратная сторона – долговые обязательства по инвестициям тоже выплачивает государство из своего кармана. Долги госкомпаний перед инвесторами – это скрытая часть государственного долга.
Как бы то ни было, нужно продолжать предпринимать все усилия, чтобы умаслить иностранных инвесторов, считает президент, а точнее его коллеги, которые составляли ему экономическую программу.
Впрочем, если сравнивать риторику двух президентов, то для Назарбаева ПИИ были идеей фикс, а Токаев все-таки говорит о них, как о важном, но далеко не единственном средстве развития страны.
Но другие средства тоже копируют программы «старого» Казахстана. Например, снова возобновился разговор о специальных экономических зонах (СЭЗ). Сам Токаев еще в 2021 году критиковал неэффективность существующих СЭЗ, ему вторили и многие депутаты и чиновники. Прошло три года, но ничего не изменилось. Оказалось, что нужно просто создавать еще более выгодные условия для инвесторов и делать акцент на обрабатывающей промышленности. За 20 лет использования модели СЭЗ какие только льготы для инвесторов не предоставлялись, какие только отрасли не осваивались. Почему в этот раз должно сработать, непонятно.
Кстати, про развитие обрабатывающей промышленности Токаев говорил довольно много. Настаивая при этом на том, что нужно производить продукцию высокого предела, то есть такую, которая стала результатом глубокой переработки исходного сырья. Однако в настоящий момент фундамента для производства продукции высокого передела нет, о чем говорят даже некоторые сенаторы.
Назарбаев тоже говорил о необходимости индустриализации, но, правда, менее конкретно, чем нынешний президент. Проводились даже специальные программы, была введена карта индустриализации, действующая до сих пор. Все это делалось уже после уничтожения значительной части промышленности, доставшейся даром от СССР, и даже близко не достигло того уровня развития отрасли, который был до обретения независимости.
Тема обрабатывающей промышленности – часть разговора о диверсификации экономики и отхода от сырьевой зависимости. Тема хорошая и правильная. Вот только говорят о ней, как минимум с середины нулевых, и никаких серьезных шагов в эту сторону сделано не было. Страна по-прежнему живет за счет экспорта сырья. Более того, недавно министр финансов Мади Такиев заявил, что главная надежда на рост экономики – расширение месторождения Тенгиз… То есть нам буквально говорят, что «развиваться» экономика будет за счет развития сферы добычи сырья.
Вот слова Назарбаева из послания народу 2007 года:
«Особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики.<…>Необходимо также сформулировать требования и рекомендации по формированию планов индустриальной диверсификации. От пилотного финансирования отдельных проектов пора переходить к масштабному финансированию диверсификации».
А вот, что говорил уже новый президент в 2023 году, 16 лет спустя:
«Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела. <…>
Мы должны постепенно, но неуклонно дистанцироваться от модели сырьевого государства».
Конечно, нынешний президент продолжает говорить о том, что нужно развивать малый и средний бизнес. Опять же – об этом постоянно рассказывал и Назарбаев, но что-то далеко мы не продвинулись. К тому же некоторые эксперты считают, что есть определенный предел развития МСБ, связанный со слабо развитой транспортной инфраструктурой, низкой плотностью населения, и огромными расстояниями между крупными населенными пунктами. То есть могут быть и объективные пределы роста сектора, а значит программа тоже должна это учитывать.
Даже о том, что государства слишком много в экономике и нужно четко ограничить его функции, Назарбаев тоже, как ни странно, говорил. Цитата из послания 2017 года:
«Нужно обеспечить прозрачность и эффективность приватизации. Также надо пересмотреть роль государственных холдингов. <…>
Необходимо четко определиться, что оставить за государством, в каких важных секторах и с какой степенью участия».
А вот словам президента Токаева из послания 2024 года:
«Доля прямого участия государства в экономике остается на высоком уровне, что нарушает равенство условий на рынке и подавляет частную инициативу.
Надо признать, что у нас пока не выработана оптимальная политика управления государственными предприятиями. Нужно законодательно регламентировать цели, функции, виды, методы финансирования и другие аспекты их деятельности. Кроме того, требуется обеспечить стабильность и системный подход в вопросах финансовых взаимоотношений холдингов и Правительства».
Впрочем, отдельные подвижки все же есть, но непонятно, насколько серьезными они окажутся в реальности. Например, президент Токаев в последнем послании сказал о необходимости справедливого налогообложения казахстанских банков, имеющих баснословные прибыли. При Назарбаеве о таком и не заикались, потому что все были в доле. Цитата:
«Международные эксперты относят казахские банки к одним из самых прибыльных среди стран, богатых ресурсами. Поэтому речь идет в том числе и о справедливом налогообложении данного сектора. Уплачиваемые банками налоги должны быть соразмерны дивидендам их акционеров. Данный подход выглядит особенно логичным на фоне государственной помощи, оказанной банкам».
Обзор всех этих «нововведений» вызывает логичный вопрос – почему бы Токаеву просто не сказать, что его усилия направлены на углубление преобразований, начатых Назарбаевым, и продолжение его пути? Но, очевидно, это невыгодно чисто политически, потому что легитимность нынешнего президента держится на его принципиальном отличии от предыдущего. А если принципиальных отличий нет, то получается, что после Кантара власти ничего не поняли, а все разговоры об обновлении государства оказались пустыми.
Намеревается ли нынешний президент и его команда реально изменить государственную политику в лучшую сторону и порвать с наследием Назарбаева? Залезть в голову президенту невозможно, но в этом нет необходимости, можно просто посмотреть на объективные факторы. Вся система – а это огромная армия чиновников на всех уровнях, включая высший, сращенная с олигархатом – осталась на месте. Одни и те же эксперты, которые прошли через жернова этой системы, составляют одни и те же программы. Даже навязчивая потребность представлять старые идеи как новые – тоже часть выстроенной Назарбаевым системы.
Мы оказались в дне сурка, из которого добрыми намерениями доброго государя не выбраться. Если на смену «реформатору» придет более принципиальный реформатор, система его просто выплюнет. Исключения возможны, но обязательное условие этого исключения – чтобы гипотетический реформатор пришел извне, а не поднялся по карьерной лесенке. Увы, пока эти лесенки еще держатся, а здание стоит, этого не произойдет. Чужих к кормушке не подпустят.
Комментариев пока нет