Проект LRT в Нур-Султане все-таки завершат - Exclusive
Поддержать

Проект LRT в Нур-Султане все-таки завершат

По завершению проекта, ежегодно на его обслуживание будет выделяться по 3 миллиарда тенге.

В интервью Tengrinews.kz аким столицы Алтай Кульгинов отметил, что специалистами было предложено сразу несколько вариантов развития событий, сообщает Exclusive.kz.

«Один из них — вариант демонтажа. Каждая опора весит 220 тонн, таких опор построено свыше 500. Много денег потрачено на строительно-монтажные работы, которые, кстати, получены в заем. Его мы погашаем из республиканского и местного бюджетов, около 475 миллионов долларов. Если демонтировать, то государственные деньги будут потрачены неэффективно»,  — сообщил Кульгинов.

Вторым был рассмотрен урбанистический проект — общественное или пешеходное пространство. Пришли к тому, что с учетом потраченных средств это будет «супердорогой проект». А учитывая климатические условия, проект будет работать только в летнее время. Отмечается также, что при данном варианте не получилось бы реализовать проект на всей протяженности — 22 километра.

«Следующий вариант — альтернативный вид транспорта — запуск электроавтобусов на эстакаде. Но наши партнеры — консорциум китайских компаний — не согласились с данным вариантом, аргументируя, что инженерные конструкции изначально спроектированы только под легкорельсовый транспорт, поэтому этот вариант тоже отпадает», — продолжил аким столицы.

Так, решено было вернуться к первоначальному проекту LRT. При этом были учтены ежегодная динамика роста числа жителей и увеличение автотранспорта. По условиям договора все расчеты осуществляются в иностранной валюте, первоначально по этому проекту заем от Китайского банка развития на 20 лет был под 4,9 процента в долларах. В целях экономии в 2019 году заем был переведен из иностранного банка в наши, казахстанские. Тем самым снизился процент до 3,25.

«Следует отметить, что с момента подписания контракта Казахстан выдал аванс китайскому консорциуму в размере 377 миллионов долларов. Этот аванс должен быть задействован, когда 60 процентов объема работ будут выполнены, сейчас аванс не задействован. Если мы расторгаем договор, это грозит нам международным арбитражем. Это международные договоры, и они должны выполняться. Еще мы должны китайскому консорциуму за выполненные строительно-монтажные работы 116 миллионов долларов, но еще не отдали этот долг. Порядка 1 миллиарда уже потрачено с учетом займа, аванса, проделанной работы. Точку невозврата мы прошли, целесообразно достроить проект LRT», ­- говорит Алтай Кульгинов.

При этом достраивать будут не первоначальный вариант.

«Проект оптимизировали, из 18 станций оставляем 8. Из 19 запланированных подвижных составов (один состав состоит из 4 вагонов) на первом этапе достаточно 5 составов. Интервал составит 15 минут. Чтобы достроить первоначальный проект, нужно было свыше 1 миллиарда долларов. С учетом оптимизации нужно 577 миллионов долларов на завершение — экономия в два раза. Китайские партнеры говорят, если мы будем обеспечивать непрерывное финансирование, то с момента начала строительства в течение двух лет достроят и сдадут в эксплуатацию», ­- отметил Кульгинов.  

Субсидирование LRT обойдется, по предварительным расчетам, в 3 миллиарда тенге на обслуживание каждый год. Для сравнения: ежегодно на субсидирование общественного транспорта в Нур-Султане из местного бюджета выделяем 13 миллиардов тенге. Как отметил аким Нур-Султана, в местном бюджете такие деньги есть.

«Общественный транспорт нам нужен. Пассажиропоток в автобусах ежедневно составляет 700 тысяч человек. По первоначальным расчетам, каждый день LRT будут пользоваться 25-30 тысяч человек. Когда линия будет полностью задействована, количество пассажиропотока будет увеличиваться», ­- заключил Кульгинов.

Фото: Tengrinews.kz




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *