English version

Проект российских олигархов может оставить Ташкент без воды

Общество — 13 августа 2025 10:00
0

В августе 2025 года Кабинет министров Узбекистана своим постановлением утвердил проект строительства курортного комплекса Sea Breeze Uzbekistan на берегу Чарвакского водохранилища. Постановлением был также утвержден исполнитель и инвестор проекта – российская компания Agalarov Development, владельцем которой является Эмин Агаларов.

Для реализации проекта инвестору было выделено 577 гектаров земли на двух, противоположных друг к другу берегах водохранилища. Проектом предусмотрено два основных компонента – 1) строительство собственно курортной зоны с отелями, пляжами и соответствующей инфраструктурой и 2) девелоперский компонент – целое поселение из квартирных домов и коттеджей для продажи и постоянного проживания, вместе с соответствующей социальной инфраструктурой – школой, детским садом и т.д. До этого решения Агаларов уже дважды презентовал этот проект президенту Шавкату Мирзиееву, в декабре 2024 и в апреле 2025 года. Когда, незадолго до утверждения проекта правительством информация о нем дошла до публики, то реакция общества была и остается бурной и в основном негативной.

Что же вызвало недовольство общества, прежде всего жителей Ташкента и Ташкентской области?

1. Озабоченность возможными экологическими последствиями для зоны Чарвакского водохранилища в результате такого большого строительного проекта;

2. То, что Чарвакское водохранилище является основным источником водоснабжения, особенно питьевой воды для всего региона, включающего Ташкент и Ташкентскую область (объединим их понятием «Ташкентский регион»). Возникли опасения того, что проект подвергнет риску эту систему водоснабжения.

3. То, что проект был утвержден без наличия его проектной документации, а значит, не прошел комплексную экспертизу, включая общественную. Буквально накануне выхода постановления Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата заявляло, что проектная документация еще не поступила им на рассмотрение, но заверило, что перед утверждением проект будет предложен для общественного обсуждения.

Изображение 1 для Проект российских олигархов может оставить Ташкент без воды

Злоключения с генпланом развития зоны Чарвака

Чарвакское водохранилище, помимо того, что является основным источником питьевой воды для всего Ташкентского региона, стало любимым местом рекреации для жителей столицы и области. При этом нагрузка на экологическую систему зоны водохранилища возрастает с каждым годом по причине роста населения и расширения рекреационных услуг в этой зоне. Однако развитие этих услуг идет хаотичным образом, создавая дополнительные проблемы в плане воздействия на местную экосистему. Из-за слабо развитой канализационной системы канализационные стоки во многих случаях сбрасываются в водохранилище, напрямую или через саи (ручьи), которые в него впадают, или же в персональные отстойники, вырытые в грунте.

Правительство уже высказывало озабоченность по этому поводу, однако в основном бездействовало, допуская многочисленные нарушения норм сохранения окружающей среды в зоне Чарвака, и не только в ней.

Уже в 2018 году разработать этот Генплан было поручено экспертам консорциума французских компаний, специализирующихся в вопросах инжиниринга, ландшафтного дизайна, транспортной логистики, подготовке кадров и др. Эта работа должна была быть завершена к марту 2019 года. Однако этот генплан так и не был опубликован в открытом доступе. Был ли он вообще представлен правительству? Судя по информации сайта Sreda.uz, в 2024 году правительству был представлен двухсот-страничный доклад, подготовку которого профинансировала AFD (Agence Française de Développement, то есть, Агентство Франции по развитию). Однако ни на сайте AFD, ни на сайтах организаций, которые, судя по всему, участвовали в этой работе (The Global Green Growth Institute, CIVITTA и некоторые другие), этот доклад на сегодняшний день не опубликован для открытого доступа, и эта секретность вокруг доклада вызывает недоумение. Нет опубликованной информации и о том, что выводы и рекомендации этого генплана обсуждены правительством и другими заинтересованными сторонами, включая прессу и организации гражданского общества.

Параллельно с этим, в феврале 2022 года в Министерстве туризма и спорта Узбекистана, которое тогда возглавлял тот же Азиз Абдухакимов, состоялась прессконференция по случаю презентации проекта комплексного развития Бостанлыкского района, Ташкентской области. В сообщении прессы об этой презентации нет ни слова, кто конкретно подготовил этот доклад. Не сообщалось и об участии в ней французских экспертов. Но и этот проект тоже не был выставлен на сайте в свободном доступе. На этой же пресс-конференции был также был представлен проект курортной зоны «Чимган», подготовленный при финансовом содействии правительства Франции, видимо того же AFG. Эта зона не входит в район Чарвакского водохранилища, что заставляет предположить, что французам в итоге доверили разработку генплана зоны Чимган, но не Чарвакской зоны, на счет которой правительство видимо уже имело свое видение, отдельное от мнения французских экспертов. Это предположение может объяснять, почему генплан зоны Чарвака в исполнении французских специалистов так и не был опубликован.

В чем же проблема с проектом Sea Breeze?

Одной из причин того, что именно Agalarov Development был выбран в качестве главного исполнителя и инвестора Чарвакской курортной зоны, видимо было то, эта компания уже осуществляет аналогичный проект на морском побережье Каспия, под названием Sea Breeze Azerbaijan, и президенту Шавкату Мирзиееву, посетившему Баку в начале июля 2025 года, эта курортный комплекс понравился. Однако ни в коем случае нельзя рассматривать Чарвак как рекреационную зону в ряду обычных приморских курортных зон, включая зону Sea Breeze Azerbaijan на берегу Каспийского моря, которую лоббисты предлагают в качестве модели того, как развивать рекреационную зону Чарвакского водохранилища. Главное отличие тут не только в масштабах этих зон, но в том, что море не является источником питьевой воды для населения. В данном же случае Чарвак – это практически ее эксклюзивный источник питьевой воды для населения Ташкентского региона, куда вода поступает исключительно по реке Чирчик.

Вызывает также вопрос, почему перед утверждением проекта и при выборе инвестора, исполнителя и хозяина огромной по территории части Чарвакской рекреационной зоны не проводился открытый тендер на выявление лучших инвестиционных предложений. Ведь распределение, без открытого и справедливого тендера, выгодных концессий и доступа к эксклюзивным ресурсам для бизнеса есть первый признак коррупции и свидетельство того, что сделка совершается за закрытыми дверями.

Другим признаком коррупции в данном случае является тот факт, что земли Чарвака были выделены по заниженной арендной плате, скорее всего, на условиях «отката». При оценочной стоимости аренды всего участка, выделяемого компании Agalarov Development, равной 1,7 трлн сумов (или 133,2 млн долларов), ей выставили счет в сто раз меньше, только на сумму 17 млрд сумов (или 1,3 млн долларов). Причем инвестор будет ее выплачивать поэтапно, в течение 5 лет. Это значит, что с учетом инфляции, фактическая стоимость этой уплаты будет стоить инвестору еще меньше.

Министерство инвестиций, промышленности и торговли, отвечая на критику по этому пункту, заявило, что это делается в качестве стимула к инвестициям, а взамен инвестор заплатит $240 млн в виде инфраструктурного сбора на строительство канализации, дорог, вантового моста между двумя берегами, очистных сооружений, а более $100 млн из этой суммы якобы останется на модернизацию и развитие региона. На мой взгляд, этот аргумент довольно сомнителен. Во-первых, инвестору предоставляется земля, имеющей высокий спрос и исключительные перспективы для получения высокого дохода. Тогда зачем вводить льготы? Во-вторых, развитие инфраструктуры на предоставляемой проекту территории, включая мост между двумя берегами водохранилища, должна быть частью его капитальных инвестиций, а не покрываться из расчета государственного бюджета. Государство должно покрывать расходы инфраструктуры, за пределами предоставляемой территории.

Но самым вопиющим фактом является то, что проект Sea Breeze был утвержден несмотря на то, что проектная документация на него еще не представлена инвестором. Более того, постановлением №490 инвестору позволено представить эту документацию до конца 2029 года, почти под занавес реализации проекта.

Из недавней практики мы уже знаем, что такой волюнтаристский стиль принятия решения весьма характерен для президента Мирзиеева. Результатом такого волюнтаристского подхода и закулисного решения ключевых вопросов, связанных с распределением ресурсов, уже стала трагедия Сардобинского водохранилища, повлекшая огромные потери для экономики страны и ее граждан. Напомним, что там тоже принимались теневые решения о финансировании этого объекта, который строился без предварительной надлежащей экспертизы, при закулисном отборе исполнителей, без каких-либо открытых и справедливых тендеров.

А выделение выгодных месторождений газа лицам, близким президентскому окружению, тоже без открытого тендера, привело зимой 2023 года к коллапсу всего энергетического сектора страны и на несколько холодных зимних дней оставило население Ташкента без газового отопления и электричества. Более того, в результате развала работы в сфере газодобычи страна в одночасье превратилась из экспортера газа в его импортера. С высокой вероятностью можно предсказать, что нечто подобное, скорее всего, произойдёт и с наспех утвержденным проектом Sea Breeze Uzbekistan.

Кому доверили выполнять проект

Эмин Агаларов, владелец Agalarov Development, которая собирается строить этот курортный комплекс, является российской компанией, созданной в 2003 году, с офисом в Москве. По юридическому статусу это общество с ограниченной ответственностью. Так что, если что-то пойдет не так с выполнением проекта и Узбекистану будет принесен ущерб, то эта компания будет отвечать своим уставным капиталом, а он составляет всего лишь 3 075 093 рублей, или 38,5 тысяч долларов (сравним со стоимостью проекта Sea Breeze – 5 млрд долларов). Что интересно, против этой компании в России было уже возбуждено 95 исполнительных производств – это процесс, в рамках которого судебный пристав начинает принудительное исполнение решения суда или иного органа власти, как правило, по вопросам задолжности перед кредиторами. Также для сведения, по своей выручке эта компания занимает в Российской федерации 159 427-е место.

Также выясняется, что Эмин Агаларов с 2001 по 2023 год работал в Крокус Груп (Crocus Group), которой владеет его отец Араз Агаларов, тоже российский бизнесмен, только масштабом побольше, чем бизнес его сына. В 2021 году Араз Агаларов занял 100-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. У него также очень близкие отношения с российской политической элитой, что ставит вопрос об еще одной зависимости Узбекистана от Москвы по одному из критических узлов своей инфраструктуры. Его сын, Эмин, в последние годы своей работы в Крокус Груп, перед уходом в свою компанию, занимал там должность вице-президента.

Crocus Group – это та самая компания, которая построила Крокус Сити Холл, тот самый теперь печально известный концертный зал, который повергся террористической атаке 24 марта 2024 года. В результате теракта погибло около 150 человек, но что интересно, из них 70 скончались от удушья в результате пожара. Хотя МЧС России сразу после теракта отчиталось, что проверяло «Крокус Сити Холл» на соблюдение правил пожарной безопасности и никаких нарушений не обнаружило, некоторые эксперты предполагают, что при отделке зала могли быть использованы горючие материалы, а сама система противопожарной безопасности торгово-развлекательного центра могла не быть предназначенной для тушения умышленных поджогов.

Нарушены земельные права фермеров

Решением правительства земли, переданные под Sea Breeze, будут изыматься у примерно 15 фермерских хозяйств. Это значит, что весь регион Чарвака будет недополучать соответствующую сельскохозяйственную продукцию, включая овощи, фрукты, мясо, молоко и т.п. Эту продукцию придется ввозить из других регионов страны и реализовывать в местных торговых точках по более высоким ценам, что ударит по карману местных жителей. Это еще не говоря о том, что в нарушение закона нарушены земельные права фермеров, ведь согласно закону земля им выдается на срок от 10 до 50 лет в качестве долгосрочной аренды. Что теперь стоят такие договора?

Как отмечается в постановлении об утверждении проекта, ответственность за выкуп изымаемой земли ложится на инвесторе, Agalarov Development. Однако при этом фермеры лишаются возможности отстоять справедливую цену компенсации, поскольку земли у них уже изъяли, и им ничего не остается, как принять условия выкупа, предложенные инвестором. Время покажет, с чем остались указанные фермеры.

Ранее был уже опубликован целый ряд результатов журналистских расследований, раскрывающих коррупцию на самых высоких этажах государственной иерархии Узбекистана, включая президентский. Как уже было отмечено выше, два из это серии коррупционных дел закончились катастрофами национального масштаба. Однако президент, правительство похоже не извлекают должных уроков из всех этих коррупционных историй, продолжая править страной в прежнем духе.

Из-за подобного рода случаев пренебрежения узбекскими властями общественного интереса растет пропасть между обществом и режимом правления, о чем говорит широкое недовольство населения решением об утверждении проекта Sea Breeze. Если эта пропасть и дальше будет расти, то это или подорвет стабильность в стране, или вынудит власти прибегнуть к широкомасштабным репрессиям, аналогичным тем, которые имели место при предыдущем президенте Исламе Каримове. В обеих случаях следует ожидать подрыва развития страны и наступления нового периода стагнации.

Полная версия здесь.


Алишер Ильхамов

Central Asia Due Diligence

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.