Проще добраться до Турции, чем до Костаная: почему внутренний туризм не развивается? - Exclusive
Поддержать

Проще добраться до Турции, чем до Костаная: почему внутренний туризм не развивается?

Больше пяти лет назад в Костанайской области чиновники разработали программу развития внутреннего туризма. Планы были грандиозными. Местные гостиницы и базы отдыха смогли бы увеличить свои доходы в десятки раз. Сейчас и правда есть рост, но все же превратить регион в туристический Клондайк не получилось. Причин тому много, но главная из них — ужасные дороги. И такая ситуация характерна для большинства регионов Казахстана.

Костанайская область не может похвастать природными богатствами, как, например, Алматинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская или Южно-Казахстанская области. Тем не менее в регионе намериваются заработать на развитии туризма. Согласно разработанному мастер-плану развития туристской индустрии, в Костанайской области определены туристские кластерные участки. К примеру, южные районы вошли в экологический кластерный участок. В культурно-познавательный – в центральных районах. Ставку делали на охотничий трофейный кластер, туризм выходного дня и экскурсии по городам и районам.

В управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области отмечают, что положительные сдвиги есть. По итогам первого квартала 2024 года в области произошел рост одного из основных показателя сферы туризма – объема, оказанных услуг местами размещений. Он увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4 процента и составил 607 млн тенге. За весь 2023 год турбизнес заработал почти 3 млрд тенге.

Но при этом, согласно статистике, регион посетило меньше казахстанцев (примерно 41 тысяча) и уменьшилось количество номерного фонда. В основном туристы направляются в костанайские санатории, Наурзумский заповедник и «Термопарк».

– Несмотря на невысокую популярность отрасли туризма в нашем регионе, открываются новые авиарейсы, запускаются инвестиционные проекты, проводятся экскурсии. К примеру, идет строительство туристского комплекса в Амангельдинском районе, где будут размещены мини-копии зданий, вошедших в список чудес света: дворец Тадж-Махал и здание Чичен-Ица. Здесь музей Дешт-и-Кипчак и Стена национальной памяти, куда будут внесены 200 имен выдающихся казахстанских деятелей, – отметил руководитель отдела управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития региона Данияр Ералин.

Кроме того, здесь будут построены гостиница, летний амфитеатр, спортивные и детские площадки. На все это потратят 2,8 млрд тенге, а запустить планируют проект уже в следующем году. Вот только от областного центра Амангельды находится в 400 км, и некоторые специалисты сомневаются, что люди будут массово туда ездить. Хотя дорогу в этом направлении серьезно подлатали, но комфорта для туристов недостаточно.

В этом уверен руководитель экскурсионного бюро Центра образования и туризма Best.kz Валерий Гумиров. Оно уже не один год занимается развитие местного туризма. У бюро разработано множество направлений, но на деле работают всего несколько, которые пользуются спросом: поездки в Наурзумский заповедник, на сакральные места Мендыкаринского района и пешие экскурсии по Костанаю. И все потому, что бюро смогло наладить в эти направления удобный трансфер своих клиентов.

– Самая основная проблема у нас – это отсутствие дорог к тем объектам, до которых нам нужно доехать. Они находятся в труднодоступных местах. И не все водители автобусов готовы с нами сотрудничать. Их можно пересчитать по пальцам. Не везде по дороге есть и удобства, а людям нужны и туалеты, и места, где можно поесть. Эту проблему мы решили сами. У нас есть походная кухня. Нам готовят пищу заранее, и мы везем ее с собой. По туалетам стараемся решать через автозаправочные станции, но и здесь не все они готовы обслуживать сразу большое количество людей. Каждый раз ищешь что-то адекватное по пути, – делится мыслями собеседник.

Своих клиентов, признается Валерий Гумиров, они просто заранее предупреждают, что поездка может быть не из простых. Это не «все включено» в Турции. А еще бюро вынуждено повышать цены на свои услуги. Это напрямую связано с ростом цен поставщиков уже из сферы обслуживания. Путешествовать внутри страны, по его слова, тоже непросто.

– Спроса у нас больше, чем предложений. Все санатории и базы отдыха загружены под завязку. Найти в сезон свободные номера просто нереально. Уехать в другие регионы отдыхать тоже непросто. На семью авиаперелеты все еще остаются дорогими. Железнодорожных билетов тоже не хватает. Нужно увеличивать количество составов, тем самым увеличится и турпоток по регионам, – добавляет Валерий Гумиров.

Без сотрудничества бизнеса и государства лучше не станет

И в итоге, не только костанайцы, но и казахстанцы, выбирают для отдыха заграницу. Ведь зачастую цены даже с учетом авиаперелета практически одинаковые, и поэтому люди выбирают Египет или Турцию. Судя по всему, существенно не меняют эту тенденцию и меры господдержки для развития туристской отрасли, внедренные Министерством туризма и спорта РК. В частности, с января 2022 года запущен механизм возмещения инвестиционных затрат предпринимателей, который предполагает субсидирование 10% затрат на строительство, реконструкцию туристских объектов и строительство объектов придорожного сервиса, затраты на содержание санитарно-гигиенических узлов, расположенных на привлекательных для туристов территориях и пути следования к ним в размере 83 тыс. тенге ежемесячно и 25% затрат на приобретение автомобильных транспортных средств, вместимостью более восьми мест.

В Костанайской области пока одобрены 2 заявки на почти 193 млн тенге на возмещение части затрат по строительству туристического комплекса. Еще 583 тысячи тенге получили предприниматели на содержание санитарно-гигиенических узлов.

Директор базы отдыха «Шанырак» Александр Кузьменко тоже надеется на господдержку, но пока строит свою базу самостоятельно. Она расположена на реке Тобол в пределах Верхне-Тобольского водохранилища. Сейчас завершен первый этап реализации проекта: построено два комфортабельных пляжа с затенёнными и детскими зонами, пирсом для купания, прокатом катамаранов, сап бордов, построено 6 комфортабельных домов и 8 гриль-зон с беседками. Еще здесь планируют возвести ангары для хранения спецтехники и маломерных судов, бани и обустроить набережную.

– Идея наша затратная. Изначально мы рассчитали стоимость проекта была 600-650 млн тенге, но стоимость услуг и товаров при строительстве растет, соответственно, по итогам сумма будет другая. Это в основном свои деньги. Но мы взяли еще кредит через фонд «Даму», опять же под залог имущества, – рассказывает инициатор проекта.

При этом мужчина считает, что вложения себя окупят, потому как ничего подобного в регионе нет, а спрос на такой отдых очень большой. Буквально после запуска первой очереди проекта, в «Шаныраке» было все занято на месяц вперед. Что касается цен, то здесь решили их серьезно не завышать. Пока.

А вот цены у других на туруслуги в Казахстане растут с каждым годом и на это есть свои причины, подчеркивает директор Казахстанской Туристской Ассоциации Рашида Шайкенова.

– Почему так дорого отдыхать в Казахстане? Потому что всем хочется зарабатывать и потому что в стране дорожает все, не только продукты питания, дорожает электричество, вода, текстиль, моющие средства, то есть все то, чем пользуется отрасль каждый день, обслуживая клиентов – отметила она.

Свою роль в этом играет и строительство инфраструктуры в туробъектах. Вода, электричество, природный газ стоят миллионы тенге, но это те комфорт и удобства, которые нужны клиентам.

– Вопрос цены остаётся злободневным и этот вызов, который сегодня должен принять внутренний рынок. Очень важно сохранить интерес казахстанцев к путешествиям внутри страны, потому что завтра мы можем столкнуться с другой ситуацией, когда казахстанцы будут уезжать отдыхать не у нас. Нам нужно развивать туры выходного дня. И это не только Алаколь, Боровое, добавляется к ним и Каспий. Наша задача заинтересовать и завлечь казахстанского туриста, чтобы у него был желание и возможность отдыхать дольше в Казахстане и, естественно, оставлять средства, финансовые средства здесь у себя в стране. Но сделать это можно будет, если вся система в республике начнет трудиться на повышение качества услуг, на реальное соотношения цены и качества, – продолжила она.

По мнению Шайкеновой, сделать это без поддержки областных акиматов на местах нереально. Они в ответе за дороги и придорожный сервис, который все еще является слабым звеном.

– Пока предприниматели с чиновниками не будут планировать свою деятельность, вместе развивать туризм, привлекая местные инвестиции, создать доходную отрасль сложно. Мы ожидаем, что в регионах у нас будут менять подходы к этому коренным образом. Особенно вот это отношение к туризму по остаточному принципу. Формировать образ привлекательной для туризма страны не только на фоне Астаны, но и регионов, – подчеркнула Рашида Шайкенова.

А развитие туризма, по ее мнению, может принести существенную пользу всей стране. Эта отрасль способна привлекать валюту в страну, создавать рабочие места, выплачивать налоги, развивать смежные отрасли — к примеру, транспорт и общественное питание. Вот только пока она все еще не может полноценно встать на ноги.

Татьяна Мороз




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.