Путь из Астаны на международную сцену короче, чем из Алматы
Нынешний акимат Астаны, наверное, не помнит, а зря: Государственный струнный квартет имени Газизы Жубановой стал первым музыкальным коллективом, который 25 лет назад переехал из Алматы в новую столицу. Это хорошо помнил первый (опять же) аким Адильбек Жаксыбеков, и, встречая потом музыкантов, всегда повторял: «Вы же первыми приехали!».
За прошедшую с тех пор четверть века квартет стал лауреатом и дипломантом многих международных конкурсов – в Италии, Франции, Японии, России; отучился в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде (Испания) и в Академии музыки в Базеле (Швейцария); записал диски с швейцарской звукозаписывающей компанией Divox; провел гастрольный тур по США, и еще было много всего и разного, но одно остается неизменным – «Казахквартет» (так наших музыкантов называют за рубежом) всегда возвращается в Астану. В город, который когда-то (ужасно банально) поразил алматинцев сверкающим снегом: «он так классно хрустел под ногами: хрц, хрц…» – вспоминал руководитель квартета, заслуженный деятель Республики Казахстан, виолончелист Ернар Мынтаев.
…Это был январь-февраль 1998 года, музыкальный фестиваль «Новые имена», и концертный тур лауреатов по Центральному и Северному Казахстану: Караганда, Петропавловск, Акмола. После концерта в Акмоле к ним в артистическую зашел композитор и тогда заместитель акима Толеген Мухамеджанов. Поздравил с успешным выступлением и неожиданно спросил: «Как вы смотрите на то, чтобы сюда переехать? Мы приглашаем творческую интеллигенцию, но не на гастроли, а работать и жить. Вы – молодые, вам проще и, пожалуй, нужнее. А условия мы вам создадим».
– Еще он добавил, что столица – это прежде всего совершенно другой культурный уровень, – рассказывал Ернар, – Именно с этим было связано его предложение. Руководство города было серьезно настроено на то, чтобы этот другой уровень обеспечить.
– Вы попросили разрешения подумать?
– Нет, я внимательно выслушал и ответил: «Агай, если будут нормальные условия – мы приедем». Сразу! Не знаю, почему: быть может, у меня где-то подспудно уже зрела эта идея – с тех пор, как я в декабре проводил своего друга, с «первым чиновничьим десантом», в Акмолу. Быть может, потому, что мне в те дни здесь очень понравилось: не «страшный мороз», как все пугали, а приятный сухой холод… И когда мы в Алматы собрались с квартетом на репетицию, я сказал: «Есть такая поговорка: зовут – иди, бьют – беги. Нас зовут!» Самое интересное: мои коллеги и друзья тоже сразу меня поддержали… Словом, недели не прошло после разговора с Толегеном Мухамеджановичем, как мы приехали в Астану. Я позвонил ему, помню, он очень удивился: «Правда – приехали?» А на следующий мы пришли к нему, все вчетвером, на прием, и он дал нам, каждому, ручку и лист бумаги, закрыл дверь на ключ, ключ положил в карман и сел за стол со словами: «Пишите заявления о приеме на работу в филармонию. Пока не напишете, я вас отсюда не выпущу. А то еще передумаете».
– Но вы не передумали ни тогда, ни потом.
– Конечно, нет. Мы собрались пусть резко и быстро, но очень и очень серьезно. Наверное, мы уже тогда поняли, что путь из новой столицы на международную сцену будет гораздо короче, чем из Алматы. Короче и успешнее: потому что это из Астаны мы поехали на мастер-класс к великому виолончелисту, руководителю Бородинского квартета Валентину Берлинскому в Москву; на обучение в Музыкальную Академию королевы Испании в Мадриде; на конкурсы в Италию, Францию, Японию…
Наверное, это свойство творческого человека: помнить только хорошее. На самом деле новая столица, город-стройка, город-котлован встретила музыкантов достаточно сурово: они жили в общежитиях, им негде было репетировать и негде – выступать. Сегодня, к счастью, это уже в прошлом – и не только для них, но и для многих других музыкантов, приехавших в новую столицу с первыми «десантами». И если еще в начале 2000-х Ернар Мынтаев признавался, что ему в Астане не хватало кипучей музыкальной жизни, то сегодня с этим все в порядке – и один из тех коллективов, кто обеспечивает этот порядок столице, это как раз они – Государственный струнный квартет имени Газизы Жубановой.
– За это время даже публика стала совсем другой, – признается Ернар. – И дело даже не в том, насколько заполнены залы (хотя с этим тоже хорошо), а в том, как стали слушать классическую музыку. Квартетную музыку.
С виолончелистом и художественным руководителем квартета не поспоришь: об их концертах сегодня много говорят «до» – и еще больше «после». Наверное, потому, что музыканты стремятся сделать каждое свое выступление событием, играя порой неожиданные квинтеты с нашими и зарубежными исполнителями и регулярно представляя премьеры – новые квартеты казахстанских композиторов.
…В свое время, отвечая на мой вопрос о том, какая музыка – про Алматы, и какая – про Астану, Ернар сказал, что «Алматы – это, конечно, romantic collection, вальяжная и красивая, спокойная и романтическая». В Астане же у него поначалу всегда было ощущение сверхбыстрого ритма, постоянного развития, необыкновенного драйва. 25 лет – достаточный срок для того, чтобы это ощущение начало проходить, но, похоже, это не про квартет имени Газизы Жубановой: они по-прежнему двигаются в своем быстром ритме. Сейчас, едва успев завершить концертный сезон, уже готовятся к поездке на Международный фестиваль классической музыки La Clé des Portes («Ключ от дверей») во Францию. И не только на фестиваль – планируется новая запись «Казахквартета» в Европе, что уже очень интересно, хотя бы потому, что предыдущая запись квартета в Швейцарии – это была, как говорят сами исполнители, «музыка в формате 3D».
Комментариев пока нет