Путь возвращения к росту экономики в Китае
По данным Государственного статистического управления КНР, в первом квартале 2023 года экономика страны выросла на 4,5% (год к году). Хотя такие темпы отстают от уверенных темпов роста экономики в допандемический период, они превзошли рыночные ожидания. А предприняв правильные меры, Китай сможет достичь даже лучших результатов.
Сегодня в избытке слышны пессимистичные прогнозы по поводу экономических перспектив Китая: многие предупреждают (и отчасти резонно), что страна вступает в дефляционный период. В первом квартале 2023 года индекс потребительских цен (сокращённо CPI) в Китае вырос всего лишь на 1,3% (год к году), что ниже темпов роста на 1,8% в предыдущем квартале. Ещё больше поражает тот факт, что в марте индекс цен производителей (PPI) в Китае снизился на 2,5% (год к году) – и это уже шестой подряд месяц спада.
Данная тенденция не является чем-то новым. Более того, показатель PPI в Китае был отрицательным на протяжении значительной части прошлого десятилетия. Начиная с марта 2012 года, PPI Китая оставался на отрицательной территории в течение 54 месяцев подряд. В январе 2019 года он опять стал отрицательным – и оставался таким в течение 17 месяцев. А индекс CPI хотя и сохранял в течение этих десяти лет положительные значения, рос в среднем менее чем на 2% в год.
Утверждения, будто Китай вступил в дефляционный период являются преувеличением, но, по данным статистики, рост экономики страны по-прежнему сдерживается низким эффективным спросом. Кроме того, официальные цифры подтверждают, что темпы роста ВВП Китая некоторое время находились ниже потенциального уровня.
Этот факт, наверное, не удивлял, когда из-за политики нулевого Covid регулярно вводились тотальные карантины, в том числе в экономических центрах страны, таких как Шанхай. Но многие ожидали, что отказ от строгих мер сдерживания пандемии в декабре откроет двери для отложенного спроса, что приведёт к уверенному восстановлению экономики. Некоторые эксперты даже предупреждали, что может резко подскочить инфляция, поскольку предложение будет с трудом поспевать за спросом.
Но ничего подобного не случилось. В этом отчасти можно винить неэкономические факторы, связанные, например, с глобальной геополитической напряжённостью. Но, на мой взгляд, одной из самых важных причин того, что, начиная с декабря, экономические показатели у Китая оказываются слабее, чем ожидалось, стали излишне осторожные подходы правительства к макроэкономической политике, и особенно к бюджетной политике.
Правительство Китая установило целевые темпы роста экономики на 2023 год – «около 5%». Для экономики, которая росла на 6,7%, 6%, 2,2% и 8,1% в 2018-2021 годах, такие целевые темпы являются просто очень низкими. Гораздо лучше было бы поставить цель 6%, ведь это абсолютно достижимая цифра, учитывая экономические показатели Китая последних лет. Можно понять нежелание правительства ставит более высокую планку для темпов экономического роста, однако консервативный целевой уровень может оказаться самосбывающимся пророчеством, подрывая уверенность и не позволяя воспользоваться потенциалом экономики в полной мере.
Ряд государственных мер, например, выплата денежных пособий, мог бы послужить прямым и непосредственным стимулом для роста потребления, на долю которого в 2021 году приходилось 54,3% ВВП и которое вносило основной вклад в рост ВВП на протяжении многих лет до 2022 года. Впрочем, как хорошо известно правительству Китая, потребление является функцией доходов, а устойчивое, массовое увеличение доходов зависит от роста экономики. Традиционно самым эффективным государственным инструментом стимулирования роста в условиях слабого эффективного спроса являются инфраструктурные инвестиции. Несмотря на осуществлённые ранее инвестиции, у Китая по-прежнему сохраняется большое отставание в сфере инфраструктуры, которое нужно срочно ликвидировать.
С этим подходом связаны определённые риски. Как выяснил на собственном опыте Китай, утвердив пакет стимулов размером в 4 трлн юаней ($578 млрд) во время мирового экономического кризиса 2008 года, масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру могут привести к увеличению долгов местных органов власти, что в конечном итоге подрывает финансовую стабильность.
Однако этот опыт должен не отбивать охоту у государства инвестировать в инфраструктуру, а мотивировать власти заниматься более тщательным планированием с целью избежать создания новых «белых слонов». Кроме того, этот опыт должен способствовать изменению способов финансирования правительством инфраструктурных инвестиций.
Исторически власти Китая крайне негативно относятся к бюджетному дефициту. Именно поэтому подавляющее большинство средств, потраченных на инфраструктурные инвестиции в прошлом, оказались привлечены местными органами власти на рынках капитала под высокие процентные ставки. В 2021 году на долю центрального правительства приходилось, наверное, менее 1% общей суммы инфраструктурных инвестиций. Надо ли удивляться, что местные органы власти сейчас перегружены долгами.
Во время следующего раунда инфраструктурных инвестиций финансовый вклад центрального правительства должен значительно увеличиться. Одновременно оно должно активно помогать местным властям урегулировать свои долговые проблемы. Для этого от центрального правительства потребуется увеличить в 2023 году не только бюджетный дефицит (в виде доли ВВП), но и объемы публичных продаж гособлигаций.
Если исключить вероятность события под названием «чёрный лебедь», Китай вполне может достичь в этом году темпов роста 6% ВВП, тем самым покончив с длящимся уже 12 лет замедлением роста экономики. Впрочем, это не случится само по себе. Обязательно потребуются тщательно спланированные и благоразумно финансируемые инфраструктурные инвестиции, поддерживаемые экспансионистской бюджетной политикой.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет