Q-pop: новое звучание казахской души
Долгое время казахские песни как культурное явление казались несовременными, очень традиционными. Но вот уже десять лет казахская молодежь активно разрушает этот стереотип, создавая новый вид музыки, который становится популярным по всем мире.
Казахский народ всегда был известен своим музыкальным слухом и любовью к исполнению песен.
– Казахи – народ музыкальный, они самозабвенно любят песню. Стоит кому-нибудь взять в руки домбру и запеть песню, как со всех сторон, с низовья и верховья, от восьмилетнего мальчишки до восьмидесятилетнего старца, собираются люди послушать певца, и подолгу потом его не отпускают, – отмечал в начале XX века поэт Султанмахмут Торайгыров. Он также подчеркивал, что «песня – это душа народа» и «без песни нет народа и нет жизни».
Несмотря на это, в первое время после распада СССР на казахском языке практически не появлялось новых произведений. Многие казахстанские исполнители предпочитали перепевать старые мелодии и песни или вести свою деятельность на русском языке, даже если он не был для них родным.
Одной из первых заметных музыкальных групп, начавших исполнять свои произведения на казахском языке в современном поп-жанре, стала «Орда». Коллектив, состоящий из семей братьев Беделханов (Ерболат, Жанболат и Есболат) и Оразбековых (Дастан и Рустем) был сформирован в 2001 году.
Изначально их творчество являлось преимущественно танцевальным, и выступали они в составе частного театра. После дебюта на городском массовом мероприятии в Алматы, артисты выпустили первую песню «Кеш мени», принесшую им славу, и записали на нее клип в Узбекистане.
Произведения «Орды» были крайне экспериментальными, казахский язык зазвучал по-новому. Группа стала популярной, а ее песни длительное время занимали лидерские позиции в рейтингах телеканалов. Начиная с 2004 года группа стала открывать студии звукозаписи и создавать альбомы. Впоследствии ее состав расширился, а некоторые участники «Орды» стали продюсерами.
Параллельно в то же время в Казахстане рождалась группа «МузАрт», которая также исполняла свои песни исключительно на казахском языке и активно занималась их экспортом в другие страны. Изначально группа состояла их трех человек – Сакен Майгазиев, Мейрамбек Бесбаев и Максат Базарбаев. Первый из них, солист группы, сейчас известен как ярый патриот казахского языка, поскольку неоднократно высказывался в его защиту против иностранной колонизации (при этом в своих выступлениях Сакен Майгазиев подчеркивал, что не считает себя националистом). До 2010-х годов у группы вышло 3 альбома, в которых свыше 40 песен.
При этом длительное время творчество казахских исполнителей оставалось преимущественно экспериментальным, а количество известных групп, внедряющих в культуру Казахстана новые жанры и стили и выходящих на международную сцену, можно было пересчитать по пальцам.
Новый толчок развития современной казахской музыки произошел в 2015 году. Участник «Орды» Ерболат Беделхан тогда в качестве продюсера сформировал новый бойзбенд «Ninety One». Он состоял из пяти исполнителей: Азамат Сенкаев (A.Z.), Азамат Ашмакын (ACE), Батырxан Маликов (ALEM), Данияр Кулумшин (BALA) и Дулат Мухаметкалиев (ZAQ). Название было посвящено 1991 году, когда Казахстан обрел независимость.
«Ninety One» были созданы и получили свой рост на фоне популярности субкультуры K-pop (Korean pop), успех которой стал тогда заметен во всем мире и принес в бюджет Кореи несколько сотен миллионов долларов. В 2015 группа дебютировала с песней «Айыптама». Ее стиль был отчасти схож с корейским творчеством, однако в качестве жанра авторы указали совершенно новое именование – Q-pop (Qazaq pop).
Вскоре после дебюта «Ninety One» новый молодежный жанр Q-pop стремительно стал набирать популярность в Казахстане и других странах. Причем, в отличие от предыдущего современного казахского музыкального творчества, они стали известны не только в соседних государствах, но и в более отдаленных, где казахский язык массовой аудитории до этого был малоизвестен, – Корея, Япония, США, Европа и так далее.
Но если за рубежом аудитория восторгалась новыми звездами, то в Казахстане революционность изначально подвергалась некоторое время скепсису. В 2016 году консерваторы обвиняли группу в подражательстве чужой культуре и негативном влиянии на подрастающее поколение, а их концерты и вовсе сорвались в ряде городов Казахстана: Актобе, Жезказган, Караганда, Кызылорда и так далее. Exclusive.kz тогда провел дебаты на казахском языке с обсуждением этой ситуации, в которых участвовали общественный деятель Есмырза Нагашыбай и член молодежного движения «Болашак» Талгат Жанысбай.
Впоследствии негатив вокруг творчества группы угас. Казахстанцы приняли виток нового развития, обратив внимание на продвижение казахского языка и использование в творчестве национальных мотивов, а аудитория «Ninety One» стала только расти. Преимущественно интерес к группе проявила активная молодежь, а росту популярности бойзбенда во многом способствовала соцсеть TikTok, в которой распространялись фанатские клипы с применением их песен и исполнением каверов.
В середине 2017 года в Казахстане вышел фильм, посвященный творчеству группы, который мгновенно вошел в тройку лидеров казахстанского кинопроката того периода и заработал всего за несколько дней более 32,5 млн. тенге, несмотря на наличие в это время голливудских премьер в кинотеатрах.
Сейчас информацию о группе, провозгласившей создание Q-pop, ежемесячно ищут свыше 10 тыс. пользователей интернета.
Вслед за «Ninety One» вскоре начало появляться большое количество новых казахских бойзбендов, герлзбендов (женских групп) и соло (одиночных) исполнителей. Суммарно с 2015 по 2018 годы в Казахстане было создано свыше 50 получивших международную известность групп и певцов, исполняющих песни на казахском языке в современных жанрах. Среди них Juzim, Ayumi, The Egiz, Moonlight, Crystals, Tamiris, Alime, Madi Rymbayev, Ирина Кайратовна, Димаш Кудайберген и так далее.
В короткий срок в стране сформировалась совершенно новая, противостоящая экспансии, сцена современного поколения, рожденного и выросшего в постсоветское время. Их песни посвящены любви, взаимоотношениям, дружбе, религии, социальным вопросам, культурному наследию, собственному будущему и так далее.
В 2018 году в Алматы прошел первый Q-pop фестиваль, во время которого была создана ассоциация поддержки Q-pop музыки, куда вошли 7 казахстанских продюсеров, продвигающих музыку на государственном языке. Фестиваль в Алматы Арене ставил перед собой цель познакомить молодежь с современной казахской культурой через призму современных трендов. Его посетили свыше 12 тысяч зрителей.
В 2021 году казахстанская музыка стала еще более популярной по всему миру благодаря тому, что 20-летний Иманбек Зейкенов (Imanbek) получил американские награды Grammy и Billboard Music Award. Он оказался первым музыкантом из СНГ и бывшего СССР, удостоившегося такой высокой награды в категории неклассической музыки. Сам Imanbek при этом не является представителем Q-pop субкультуры по той причине, что его творчество создано не на казахском языке. Тем не менее, мировое признание одного исполнителя привлекло внимание ко всему казахстанскому творчеству.
В тот же период появилась первая научная статья, посвященная Q-pop. Причем, изучению этот феномен подвергся не в Казахстане, а в другой стране, – Корее, откуда, как говорилось ранее, элементы стиля были частично позаимствованы. Ее авторами были три ученых из Кафедры коммуникаций Ханьянского частного исследовательского Университета в Сеуле.
– Мы обнаружили, что одной из причин быстрого роста Q-pop стал Интернет. Предыдущие исследования показали, что технологические достижения и глобализация стали причиной глобального успеха аналогичного музыкального феномена K-pop. Респонденты рассказали, что узнали о Q-pop в основном из YouTube, социальных сетей или от своих друзей. Демографический анализ показал, что большинство фанатов Q-pop девушки (93,5%). В источниках, посвященных K-pop, также была выявлена аналогичная закономерность. Что касается основных факторов, которые способствовали популярности Q-pop, мы обнаружили, что основным фактором были сами песни, состоящие из трех характеристик: «Качество композиции», «Аранжировка» и «Предпочтение в использовании казахского языка». Популярными характеристиками также стало «Содержание текстов», «Внешность исполнителей», «Певческие способности», «Модный стиль», «Интерес к казахскому языку» и «Уникальность», – пишут в результатах исследования его авторы доктор философии Каким Данабаев, доцент Jowon Park и ассистент Петр Бронислав Конечный.
Как указывается в статье, респонденты, благодаря или при помощи Q-pop захотели казахский язык и выучить как можно больше новых слов. Казахская современная музыка, по данным ученых, в значительной степени статистически значимо связана с национальной идентичностью и в умеренной степени с этнической. Авторы работы по праву назвали Q-pop «гордостью современной казахской молодежи».
В прошлом году благодаря своей популярности и в результате развития казахской музыки группа «Ninety One», фактически зародившая Q-pop, обрела самостоятельность. Она на добровольных соглашениях досрочно отделилась от продюсерского центра, к которому относилась с момента своего создания.
– Участники группы сами пишут песни, выступают режиссерами, создают концепцию. Последние три года было так. Поэтому пришли к выводу, что нет необходимости ждать до окончания срока контракта, – пояснял Ерболат Беделхан и указывал, что у музыкантов осталось полное пожизненное право на название и продолжение деятельности.
В этом году «Ninety One» стали послами доброй воли Детского фонда ООН UNICEF. Их нынешняя задача, по словам Дулата Мухаметкалиева (ZAQ), – «вдохновить подростков на добрые дела» и «сделать так, чтобы молодежь была услышана и могла принимать участие в решениях, влияющих на их жизнь». Таким образом современные артисты, сформировавшие в Казахстане новую культуру, теперь не только создают музыкальные произведения, но и занимаются общественной деятельностью, которая продвигает нашу страну во всем мире.
Комментариев пока нет