Ya Metrika Fast
English version

«Qustar»: когда наследие Тлендиева встречается с современными технологиями и мировой музыкальной элитой

Общество — 5 сентября 2025 14:00
0
Изображение 1 для «Qustar»: когда наследие Тлендиева встречается с современными технологиями и мировой музыкальной элитой

Алматы готовится к мировой премьере мультимедийного шоу к 100-летию Нургисы Тлендиева 16 и 17 сентября во Дворце Республики в Алматы состоится мировая премьера «Qustar» – уникального мультимедийного шоу, посвящённого 100-летию со дня рождения великого казахского композитора Нургисы Тлендиева.

«Мы проводим проект по собственной инициативе, без государственной поддержки и искренне благодарны за доверие и интерес дочь Нургисы Тлендиева – Динзухру, позволившую реализовать нашу идею и разрешившую использовать произведения при разработке программы».

Организаторы называют проект не просто концертом, а музыкально-визуальным погружением – 55 минут живого диалога традиционных инструментов с симфоническим звучанием, света с движением, прошлого с настоящим. Это попытка дать молодому поколению новые ориентиры через музыку, которая стала символом свободы и силы духа.

«„Qustar“ – это не про выдающегося казахского композитора Нургису Тлендиева, а в его честь. Это наша попытка дать зрителю, в частности молодому поколению, новые ориентиры», – подчёркивает генеральный продюсер проекта Кайрат Кульбаев.

Изображение 2 для «Qustar»: когда наследие Тлендиева встречается с современными технологиями и мировой музыкальной элитой

Музыка как пространство свободы

Нургиса Тлендиев – фигура, имя которой для Казахстана давно вышло за рамки академической музыки. Его произведения узнают с первых нот, его партитуры – это и гимн степи, и философия народа.

Именно поэтому создатели «Qustar» не стали превращать проект в сухую ретроспективу. Наоборот, они сознательно ушли от формата биографического спектакля: здесь нет повествования о жизни композитора, но есть музыкальный диалог с его наследием.

Композитор канадского происхождения Дмитрий Варелас создал оригинальную партитуру, наполненную цитатами Тлендиева, а интернациональная команда добавила к ней визуальный язык современного театра и новые технологические решения.

Художественный руководитель проекта, всемирно известный скрипач Марат Бисенгалиев признаётся:

«Конечно, Нургиса Тлендиев – настоящая легенда. Я ещё в детстве посещал его концерты вместе с отцом. Позже довелось лично встретиться с ним. Для меня работать над таким проектом – большая честь. Всё, что мы делали с Кайратом Кульбаевым, имело успех: и „Энергия звука“, и „Мистер Адам“. „Qustar“ будет в этой же когорте».

Изображение 3 для «Qustar»: когда наследие Тлендиева встречается с современными технологиями и мировой музыкальной элитой

Когда традиция встречается с технологией

Одна из главных особенностей шоу – технологичность. На сцене не будет дирижёра, вместо него музыкантам помогает система «клик», обеспечивающая синхронность исполнения.

«Симфонические музыканты обычно играют с дирижёром. У нас дирижёра нет, но есть клик. Это позволяет играть очень точно. Даже на фестивале в Бахрейне зрители решили, что мы играем под фонограмму – настолько чисто звучало», – вспоминает Кайрат Кульбаев.
Звуковая основа шоу – бренд Meyersound, один из топовых в мире. Но всё решает не техника, а руки звукорежиссёров: от их мастерства зависит, как услышит зал.

Не менее любопытно визуальное решение. За графику отвечают казахстанские дизайнеры, работавшие ранее на «Играх кочевников». А некоторые музыканты впервые в мире выступают в очках с интегрированным дисплеем Google Glass, чтобы читать партитуру прямо во время исполнения.

Интернациональная команда и первый визит SOI в Алматы

На премьеру в Алматы впервые приедет Symphony Orchestra of India (SOI) Mumbai, отмечающий в этом году 20-летие. Основанный Маратом Бисенгалиевым, оркестр уже много лет считается главным индийским симфоническим коллективом, активно гастролирующим по миру.
К постановке привлечена и Анна Верде – пионер пластического и визуального театра. Она отвечает за режиссуру и хореографию, соединяя музыку, движение и визуальные образы в единую ткань спектакля.

Особое место занимают казахстанские исполнители: виртуоз домбры Абзал Арыкбаев и певица Анар Касымова, чей голос становится «живым символом» традиционного звучания в пространстве симфонической партитуры.

Алматы: культурная столица без сцены?

Премьеру «Qustar» примет Дворец Республики – площадка историческая, но не всегда соответствующая техническим запросам современного шоу. В ходе подготовки не раз звучала мысль: Алматы нуждается в новом многофункциональном концертном зале.
«Было бы неплохо иметь у нас площадку, подобную Crocus City Hall в Москве, трансформируемую на 2–6 тысяч зрителей. Сегодня таких залов в городе просто нет», – отмечает Кайрат Кульбаев.

Изображение 4 для «Qustar»: когда наследие Тлендиева встречается с современными технологиями и мировой музыкальной элитой

Фото: из личного архива Кайрата Кульбаева

Именно такие пространства могли бы стать «магнитом» для звёзд мировой величины.
«Мне бы хотелось иметь здесь свой „Карнеги-холл“. Если был бы зал такого класса, сюда приезжали бы артисты мирового уровня. А у нас пока такого нет».

От концертного зала – к гастрономии и моде

Создатели проекта смотрят шире одной премьеры. Уже готов студийный альбом, который выйдет на цифровых платформах, в планах – виниловая пластинка и международный гастрольный тур.

В Казахстане же проект получит неожиданные продолжения: fashion– и гастрономические коллаборации с брендами, ресторанами и известными личностями. Так «Qustar» хочет расширить границы восприятия искусства – от концертного зала до повседневной городской культуры.
«Qustar» – это попытка создать сеанс музыкальной терапии, где каждый зритель сможет уловить смыслы. Удастся ли? Вряд ли это измерить. Но главное, чтобы зритель получил наслаждение, уверены организаторы.

Художественный руководитель проекта Марат Бисенгалиев резюмирует:

«У меня большие ожидания от работы с международной командой. Они придут с самыми интересными идеями, и это будет что-то совершенно новое. Я в предвкушении».

И, пожалуй, именно предвкушение – главное чувство, которое сегодня объединяет организаторов, музыкантов и публику Алматы. Ведь на глазах у зрителей рождается не просто концерт, а новая культурная традиция, где казахская музыка звучит так, чтобы её услышал весь мир.


Амина Сериккалиева

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.