Развитие села: не знаешь, что делать, пиши новую концепцию - Exclusive
Поддержать

Развитие села: не знаешь, что делать, пиши новую концепцию

Правительство утвердило Концепцию развития сельских территорий на 2023-2027 годы. Аналитики Desht считают, что документ не предлагает ничего нового и отражает инертность и непринципиальность правительства в экономической политике.

Документ основывается лишь на базовом анализе (динамика показателей, структурный анализ, тренд анализ) без комплексного исследования проблем доходов населения и региональной специализации на основе расчетных показателей.

Дирижизм государства

Основной проблемой проекта Концепции является вера в особые способности и ведущую роль правительства в управлении экономикой. Оно верит, что способно централизованно определить приоритетные села («точки роста») и направить в них демографические потоки. При этом сельские территории рассматриваются как нечто единое целое и никак не различаются в зависимости от специфики региона.

Например, если сельские районы северных областей имеют сугубо аграрную специализацию, то в западных регионах они преимущественно ориентируются на добывающую промышленность. Соответственно, если в северных областях доминирует самозанятость, то в западных – наемная занятость. У каждого сельского района своя уникальная история. Даже выращивание зерновых и бахчевых в рамках сельского хозяйства – это разные факторы и разные инвестиции. А значит, экономические меры в Концепции должны либо учитывать это разнообразие, либо быть исключены из документа.

Кроме того, проект Концепции в качестве основного драйвера повышения доходов сельского населения определяет лишь агропромышленный комплекс, хотя на него приходится лишь 27,5% занятости среди сельчан. Обобщенное отношение к сельским территориям выражается в предлагаемой разработке типовых планов развития сельских населенных пунктов с потенциалом развития. Они будут разрабатываться местными исполнительными органами, но утверждаться будут централизованно приказом уполномоченного органа в сфере регионального развития. Таким образом, окончательную ответственность будут нести не акиматы, а центр.

Почему дирижизм государства не работает?

Общее заблуждение о том, что госаппарат может управлять пространственным развитием уходит корнями во времена Советского Союза и является наследием Госплана. В СССР проводились масштабные эксперименты по искусственному созданию городов, массовому переселению людей, распределению производственных сил, который в итоге показал свою неэффективность: нежизнеспособное производство, продуктовый дефицит, банкротство, политический сепаратизм привели к распаду страны. В свою очередь Казахстан, после обретения независимости, унаследовал проблемы моногородов, Семипалатинского полигона, Арала, эрозии почвы и многое другое.

Поэтому территориальное распределение людей и бизнеса зависит не от того, что кто-то так запланировал, а от объективных факторов, подталкивающих людей к рациональному выбору места жительства и деятельности. За этим выбором стоит поиск возможностей самореализации.

Сохранение патернализма государства

Проект Концепции не предлагает каких-то новых подходов по обеспечению самодостаточности регионов и отраслей. Вместо этого, предполагается сохранение патернализма государства. Так, согласно проекту Концепции, «точки роста» будут безусловно финансироваться из республиканского бюджета. Ключевым условием для развития предпринимательства в АПК будет предоставление мер государственной поддержки в виде субсидий, инвестсубсидий, льготного кредитования. Для доступа сельхозпроизводителей на основные рынки будут предусмотрены механизм финансирования сельхозкооперативов через «оборотную схему» и прорабатываться закуп произведенной ими продукции в стабилизационные фонды. А меры государственной поддержки будут осуществляться на всех этапах производства и сбыта сельхозпродукции – специализированная инфраструктура, кадровое обеспечение, дистрибуция и реализация продукции.

Однако, проблема в том, что все эти инструменты не новы и за годы их применения они так и не смогли доказать свою эффективность. Распределение и использование субсидий в АПК широко критикуется общественностью и экспертами. Использование «оборотной схемы» и стабилизационных фондов не обеспечивает избыток продукции по приемлемым для населения ценам. Предоставление мер государственной поддержки на всех этапах не привело к появлению плеяды новых крупных агропроизводителей.

Мины в Концепции

Реализации Концепции закладывает как минимум две проблемы, которые могут иметь долгосрочные последствия.

Первое. Заигрывание с выбором победителей, а не подтягиванием отстающих сеет зерна общественного недовольства. Финансируя «приоритетные села» государство оставляет за бортом остальные села, справедливо полагая что их население не создаст проблем для государства.

Однако, проблема в том, что государственного финансирования может не хватить и для «сел с высоким потенциалом развития». Тогда начнется поиск «приоритетов в приоритетах», а это уже может разогреть конфликты в стиле «почему им, а не нам».

Второе. Искусственное решение вопросов приграничных сел может привести к печальным последствиям. В проекте Концепции предлагается внедрить надбавки к зарплатам жителей приграничных сел. Таким образом, государство само подсаживает людей на финансовую иглу, не задумываясь о том, что будущее сокращение или отмена финансирования может спровоцировать резкую реакцию, вплоть до сепаратистских настроений.

Масштабирование госвмешательства

В проекте Концепции предлагается масштабировать отдельные механизмы государственного участия в экономических процессах. Так, предлагается распространение на другие регионы опыта создания сельхозкооперативов Жамбылской области и опыта Северо-Казахстанской области по финансированию инвестиционных проектов в АПК через социально-предпринимательские корпорации. Сами по себе данные кейсы могут быть и успешными, однако их успех мог быть связан со стечением различных факторов в определенном месте и времени. Поэтому смущает следующее: в документе отсутствуют объективное обоснование успешности приведенных кейсов и возможности масштабирования их механизмов. Кроме того, эти кейсы предполагают исполнение организациями, аффилированными с государством, несвойственных государству функций, а значит, их масштабирование потенциально вызовет вопросы к эффективности распределения бюджетных средств.

Нужна ли Концепция?

Таким образом, проект Концепции представляет собой документ, в котором сохраняются доказавшие свою неэффективность дирижистские подходы. При этом совершенно игнорируются объективные и субъективные факторы развития сельских территорий. Например, высокие расходы для проведения до сел необходимой инфраструктуры, – деградация госаппарата, коррупция, кумовство и многое другие сдерживающие факторы.

Роль государства

В первую очередь, надо четко разграничить роли местных и центральных органов власти.
Проблемы регионов, согласно принципу субсидиарности, должны решаться максимально на местах. Это эффективнее, так как чиновник, физически находящийся в регионе, владеет большей информацией о текущем положении. Поэтому важны местные исполнительные органы, у которых должны быть не только бюджеты, но и полномочия без постоянного вмешательства со стороны центральных органов. В свою очередь, роль правительства состоит в постановке задач, которые не могут быть эффективно решены на местном уровне.

Для этого у него есть три пакета инструментов пространственной политики.

Первый пакет – равный доступ к базовым благам таким, как коммунальные услуги (вода, свет, тепло, канализация), школьное образование, здравоохранение. Здесь роль правительства состоит в устранении межрегиональных разрывов в базовых условиях, например, через целевые трансферты акиматам.

При этом в отличие от подхода, используемого в проекте Концепции, государство должно не помогать «победителям», а подтягивать отстающих. Не выбирать населенные пункты и проекты в них, создавая искусственные конфликты, а устанавливать четкие и понятные правила в виде подушевого финансирования.

Это остановит непродуктивную миграцию – граждане должны переезжать за возможностями, а не сбегать из-за невозможности выжить.

Второй пакет – связующая инфраструктура. Сюда относятся республиканские автодороги, железнодорожные пути, крупные энергообъекты и т.д. Они снижают издержки, стимулируя свободу движения граждан, бизнеса и ресурсов.

Главная цель – облегчить переток товаров, услуг, человеческого капитала, знаний и информации для выравнивания регионов. При этом центр отвечает за построение межрегиональной инфраструктуры, областные акиматы – между районами и так далее.

Для этих целей возможно использование различных инструментов в виде ГЧП, займов, прямого финансирования.

Третий пакет – региональные стимулы. Они применяются в последнюю очередь, если восстановления экономического развития после двух пакетов не произошло и требуются более решительные меры. Роль правительства – профинансировать создание инфраструктуры для бизнеса в виде систем орошения земель, индустриальных зон, технопарков, лабораторий и другого.

Финансовый механизм

Реализация мер по развитию сельских территорий должна учитывать ограниченность бюджетных ресурсов и закладывать стимулы для самостоятельности сельских районов.

Для этого необходимо усиление фискальной децентрализации через дополнительную передачу налоговых сборов на региональный уровень и выделение подушевых целевых трансфертов для сельских районов к объемам фактических налоговых сборов.

При этом необходимо предоставить сельским акимам право самостоятельного выбора направлений финансирования за счет целевых трансфертов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *