Разжигание социальной розни: любое слово может быть использовано против вас

В последнее время резко выросло применение статьи 174 УК РК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Одни считают, что разгул мнений в соцсетях приводит к ксенофобии, антисемитизму, национализму и другим видам ненависти, а другие – проявлением свободы слова. Но, поскольку отличить явный негатив от адекватной позиции становится все сложнее, любое высказывание может стать поводом уголовного преследования. Тем более, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не создаёт этому каких-либо разумных препятствий.
В казахстанском обществе, как указано в ст.ст. 5 и 20 Конституции РК, в республике запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также не допускается пропаганда или агитация социального, национального, религиозного, сословного и родового превосходства.
Эти положения Конституции РК приводят отечественное законодательство в соответствие с общепризнанными нормами мировой юриспруденции, а именно с Международной конвенцией ООН 1965 г. «О ликвидации всех форм расовой дискриминации».
Поскольку любые призывы к религиозной и расовой ненависти или насилию могут привести к беспорядкам в обществе, государство обязано защитить себя и общество от их проявлений. Но при этом такая защита должна осуществляться в соответствии с законом, т.к. она может быть связана с ограничение прав и свобод, которые гарантирует Конституция РК. В этой связи уместно напомнить положения ст.39 Основного закона. В первом пункте 1 этой нормы прямо указано, что в той мере в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения законами РК могут быть ограничены права и свободы человека. В следующем пункте уже более конкретно закреплено, что любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие, признаются неконституционными.
Защита государства и общества от наиболее серьёзных и опасных противоправных, антиконституционных действий осуществляется через уголовный закон – Уголовный кодекс РК и через установление в нем уголовной ответственности за возбуждение указанной вражды или розни, что закреплено в ст.174 УК РК и других статьях.
Например, подпункт 6) ч. 1 ст.54 УК РК закрепляет, что совершение уголовного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды является отягчающим обстоятельством. Схожие квалифицирующие признаки, отягчающие уголовную ответственность, предусмотрены и в других подпунктах УК РК.
Здесь следует отметить, что редакция подпункта 6) ч.1 ст.54 УК имеет редакционное отличие от редакции ниже названных норм, что является не только технической оплошностью законодателя, но на практике также может привести к противоречиям. Поэтому подпункт 6) ч.1 ст.54 УК РК необходимо дополнить словом «социальная». Но надо учитывать, что, если сослались на квалифицирующие признаки статьи Особенной части, то положения ст.54 уже не применимы в части этих отягчающих обстоятельств.
Итак, что же закрепил законодатель в ст.174 УК РК.
«Статья 174. Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни
1. Умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, – наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или неоднократно или соединенные с насилием либо угрозой его применения, а равно совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Известно, что для выявления точного содержания уголовного правонарушения разработано понятие состава уголовного правонарушения (преступления). Но при этом следует помнить, что и в административном праве тоже есть понятие состава правонарушения.
Состав уголовного правонарушения (преступления) образуют конкретные элементы, составные части, указанные в уголовном законе, совокупность которых характеризует поведение человека как уголовное правонарушение (преступление).
Как видно из редакции вышеприведенной статьи закон специально не указывает на все признаки состава этого преступления – на объект, объективную сторону, на субъекта, субъективную сторону. Но отдельные из них можно установить из анализа диспозиции (содержания) статьи и места её расположения в УК. Из содержания статьи также можно определить не только вид состава, но и его правовую конструкцию.
Например, из содержания части 1 ст.174 УК РК можно сделать вывод, что непосредственным объектом посягательства этого уголовного правонарушения будет конституционный принцип недопущения разжигания социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни.
Объективную сторону составляют действия. Слово «действие», указанное законодателем в диспозиции ст.174 УК означает, что данное преступление может быть совершено только с применением активных действий, разных по форме и по внешнему проявлению. Они могут быть выражены, во-первых, в форме разжигания социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Во-вторых, в оскорблении национальной чести и достоинства либо религиозных чувств верующих. В-третьих, в ведении пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности.
Общим для этих действий является то, что все они в конечном итоге причиняют существенный вред социальным, национальным, родовым, расовым, религиозным отношениям и могут привести к конфликтам между гражданами разных национальностей на этой почве.
Способы распространения идей, взглядов, призывающих к расовой, религиозной или национальной розни (вражде) могут быть различны: публичные выступления, распространение литературы и т.п. Уровень общественной опасности этого преступления будет тем выше, чем больше лиц будет охвачено этой пропагандой или агитацией.
Субъективная сторона, как это вытекает из содержания ч.1 ст.147 УК, выражается в форме прямого умысла. Это означает, что данное уголовное правонарушение может быть совершено только тогда, когда лицо сознаёт, что совершает указанные в статье действия и желает совершить их публично или с использованием масс-медия и т.п., Например, производство футболок с принтом названий казахских родов или жузов в целях популяризации этнической сувенирной продукции. За это вас вряд ли привлекут к уголовной ответственности, поскольку умысел производителя направлен не на возбуждение национальной розни, а на расширение товарного ряда на потребительском рынке. Но даже в этом случае кто-то может усмотреть посягательство на конституционное положение, заявляющее о единстве народа Казахстана.
В заключение необходимо отметить, что уголовная ответственность по ней наступает при совершении любого описанного в ней действия, но при условии их публичности либо при помощи масс-медия.
Само же преступление будет считаться оконченным с момента совершения лицом, одного из действий, указанных в диспозиции ст.174 УК РК. Но надо отметить, что понятийный аппарат ч.1 ст.174 УК РК лишен конкретики.
Его содержание не раскрывает тех понятий, которые в неё включил законодатель. Иными слова, в диспозиции статьи названы, например, такие деяния как разжигание социальной и т.п. розни, а в чем это должно конкретно проявляться, в данной норме нет. Или, например, термин «сословная рознь». Как его понимать если в Казахстане еще с времен СССР нет сословий? В этом случае, на наш взгляд, законодатель должен был либо отказаться от упоминания этого вида розни, либо его пояснить. Без этого возникает вопрос, что и кто имеется в виду?
Поэтому необходимо предельно четко описать, что, собственно, является противоправным, какие именно действия должны преследоваться по закону. Это изменит и дух закона, и его букву. В этой норме в полном объеме необходимо раскрывать содержание каждого термина, а именно, дать определение понятия «разжигание». Его обиходное значение ясно. Но в данном случае речь идет о юридическом значении термина. А каково оно? Тем более, ранее законодатель в этой же статье использовал другой термин «возбуждение». Разъяснение этого термина должно быть в законе, а не в филологических словарях. Кроме того, в этой норме нужно дать толкование и всех видов розни («социальной», «национальной», «родовой» и т.п).
Говоря иными словами, из диспозиции данной нормы должно быть сразу видно за совершение какого общественно опасного деяния лицо будет нести ответственность и в чем состоит её суть.
При этом, наказание должно быть соразмерно преступлению, и законодатель поступил бы более справедливо и нравственно, если бы не подвергал человека пусть за противоправные, но все-таки словесные действия, к длительному лишению свободы.
Например, в ст.225-1 УК Франции предусмотрена ответственность за дискриминацию, а в ст. 225-2 предусмотрено наказание за дискриминацию без отягчающих обстоятельств. В частности, в ней закреплено: «Дискриминация, определенная в статье 225-1, совершенная в отношении физического или юридического лица, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом...»
Кроме того, нормы, предусматривающие ответственность за разжигание национальной розни в публичных местах и в СМИ, также содержатся в Законе о свободе печати от 19 июля 1881 года (включенного с последующими изменениями в официальное издание УК Франции). Соответствующая правовая регламентация предусмотрена в ст.23 и части 5 ст.24 названного Закона. В ст. 24 о наказании говорится, что те, кто с использованием одного из средств, указанных в ст.23 Закона, подстрекает к дискриминации, ненависти или насилию в отношении лица или группы лиц в силу их происхождения или их принадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии, наказываются лишением свободы на срок от одного месяца до года и штрафом от 2 тысяч до 300 тысяч или одним из этих наказаний.
В ФРГ ответственность за возбуждение национальной (расовой) розни регулируется двумя нормами УК ФРГ (параграфами 130 и 131). Параграф 130 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, а параграф 131 предусматривает ответственность за публичное распространение произведений, возбуждающих расовую рознь и наказывается лишением свободы на срок один год или штрафом.
Уголовный кодекс Швеции (раздел 8 глава 16) гласит: «»Если лицо публично или иным образом, в заявлении, либо в другом сообщении, которое распространяется среди населения, угрожает этнической группе или любой другой аналогичной группе лиц и выражает пренебрежение путем уничижительного упоминания о расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении и вероисповедании, оно приговаривается к тюремному заключению за агитацию против этнической группы на срок не более двух лет, или если преступление является малозначительным, то к штрафу«.
Аналогичные виды и размеры наказания можно встретить и в УК Казахской ССР 1959 года с изменениями и дополнениями.
Так, например, ст.60 «Нарушение национального и расового равноправия» предусматривала следующие виды наказания. По части первой – лишение свободы на срок до трех лет или штраф до двух тысяч рублей; по части второй -. лишение свободы на срок до пяти лет или штраф до пяти тысяч рублей; по части третьей – лишение свободы на срок до десяти лет.
Резюмируя, следует отметить, что ст.174 УК РК, нуждаются не только в конкретизации понятийного аппарата, содержащихся в ней действий, но и в научном обосновании мер наказания за их совершение. Чем скорее это произойдет, тем меньше вероятность совершения ошибок. При этом вполне понятно, что законы абсолютно всем нравиться не могут, как бы они ни были совершенны. Но для уважения закона необходимо одно непременное условие – его ясность, четкость и справедливость. Только такой закон или его нормы и способны защитить государство и его граждан.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.