English version

Реализует ли Макрон мечту Токаева о «среднем государстве»

Политика — 2 ноября 2023 11:35
1 -1

Визит Эммануэля Макрона президент Казахстана назвал «историческим». Это дежурная фраза, пронизанная дипломатическим этикетом, может показаться слегка гиперболизированной. Однако, его точно можно назвать значительным событием регионального значения. Вопрос, как обычно, в реализации и как это отразится на обозримом будущем.

От Миттерана до Макрона

Стопа французского президента не впервые вступает на казахскую землю. Первым сюда с официальным визитом прибыл легендарный Франсуа Миттеран – еще в достопамятном 1993 году. Потом настала затяжная пауза в 16 лет – в 2009-ом в Астану приезжал Николя Саркози, а еще через пять лет наведывался другой Франсуа – Олланд. Таким образом, со времени последнего визита главы Пятой республики прошло почти десятилетие. Зато Нурсултан Назарбаев мотался во Францию шесть раз, начиная с 1992-го по 2015-ый включительно.

Необходимо признать, что отношения между Астаной и Парижем все это время, говоря официальным языком, развивались в поступательно ритме. Хотя, после того, как Назарбаев уже определился со своим статусом диктатора, французская общественность стала каждый раз напоминать об этом, когда общение происходило на высшем уровне. Кстати, не только в казахстанском, но и во французском сегменте социальных сетей стали появляться различные мемы, основой для которых был подарок Назарбаева Олланду в виде зимнего варианта шапана и бөріка.

Но больше всего по понятным причинам под шквал критики попал «Сарко» (Николя Саркози), когда возникли подозрения его причастности к коррупционному скандалу, связанному с продажей вертолетов Казахстану, который вполне тянул на «Казахгейт-2». Но потом французское правосудие переключилось на другие вещи, и Саркози стал первым президентом, осужденным за коррупционные преступления.

В общем, длительная пауза общения на высшем уровне, ограничиваясь существующими рамками. Акорда и Елисейский дворец прямо не общались по политическим мотивам, в том числе из-за того, что казахский диктатор становился токсичным, да и ситуация вокруг невыдачи Мухтара Аблязова добавляла негативные оттенки.

И это было до тех пор, пока в конце ноября прошлого года, практически сразу после вступления во второй президентский срок Касым-Жомарт Токаев не направился в Париж. Да, полетел он туда через Москву, но визит в Россию был скорее данью традиции. Что касается нынешнего приезда Эммануэля Макрона в Астану, то его можно назвать своеобразным политическим алаверды – ответным визитом.

Что хотел-то?

Анонсируя поездку своего президента в страны Центральной Азии, французские СМИ прежде всего отмечали экономический интерес Парижа к региону. Но при этом в качестве дежурного напоминания говорилось об авторитарности Казахстана и Узбекистана, подчеркивая их статус «постсоветских республик». В свою очередь ряд мировых и европейских информационных агентств, включая Bloomberg и AFN, больший упор делали на необходимости увода Астаны и Ташкента от российской зависимости. Первый, вообще, прямо написал, что «Макрон приземлился на задворках России».

Но энергетические интересы Франции – факт неоспоримый. Казахский уран в зарубежных публикациях ставился на приоритетный уровень, хотя Узбекистан, кстати, тоже является поставщиком топлива для французских атомных станций. Поэтому, если добавить сюда потребность Пятой республики в сырой нефти, то можно сказать, что интерес у Парижа к переговорам с казахами (как и узбеками) был высок.

Но нельзя игнорировать и политический аспект. Во-первых, именно из-за «непростой геополитической обстановки» Франция вынуждена искать новых поставщиков в сфере энергетики (санкицонное противостояние с Россией, переворот в Нигере, Карабахский конфликт и теперь еще палестино-израильская война). Во-вторых, Париж вынужден учитывать общие интересы Евросоюза. А в-третьих, самому Эммануэлю Макрону нужно было восстановить свое реноме, как оппонента Владимира Путина, а не его товарища или посредника.

В целом же эта «поездка с сильным экономическим акцентом» (по выражению французской прессы) для Макрона была неким «три в одном» – решить энергетические проблемы своей страны, заявить себя причастной к влиянию на центрально-азиатский регион и показать, что союзник России может быть другом Франции (Европы). Судя по официальным релизам, это у него получилось.

Кстати, официальный Кремль дал понять, что ничего не имеет против встречи Макрона с Токаевым (или Токаева с Макроном). Мол, Казахстан – это все-таки независимая страна и сама решает, с кем общаться, но при этом «между строк» читалось, что Москва чуть ли не с барского плеча позволяет «младшему брату» решать, что ему на дискотеку надеть.

Приятное с полезным

Именно так, на наш взгляд, можно охарактеризовать интересы Акорды и Казахстана. Токаев уверенно набрал очки, даже несмотря на ляпы его Администрации. Например, в официальные сообщения можно было добавить немного креатива (это французы любят), а в речи шефа – хотя бы чуть-чуть импровизации. Желательно было бы устроить нормальную пресс-конференцию по итогам встречи – пусть с заготовленными, но хотя бы слегка «коварными» вопросами.

Что касается «плюсов», то на этот раз казахский президент разговаривал на государственном языке (пусть даже по бумажке) и заканчивая действительно перспективными проектами и соглашениями. Правда, мы среди них (пока) не увидели какой-либо конкретики по теме строительства АЭС (опять-таки французские СМИ об этом писали наперебой накануне визита, каждый раз подчеркивая предстоящий референдум). Видимо, что-то решалось в кулуарах и пока не закончилось договором о намерениях – но не зря же вместе Макроном приезжали руководители энергетических компаний Франции. Скорее всего, просто была подана заявка на строительство, а посредничество в этом процессе самого французского президента резко повышает вероятность выигрыша в тендере. Теоретически.

Отдельно стоит обратить внимание на транспортно-логистическую сферу, о чем упоминали оба президента и по результатам переговоров, и на прошедшем после этого казахско-французском бизнес-форуме. Это своеобразный конек Токаева, на который он садится при всяком удобном или даже неудобном случаях. Ведь не секрете, что тот самый «средний коридор» в случае его задействования в том виде, о котором все говорят, сулит Казахстану выгоды примерно такие же, которые протоказахи получали от «нефритового», а затем и «шелкового пути».

Кроме этого Акорда получает конкретные идеологические дивиденды сразу на трех уровнях – внутристрановом, региональном и международном уровнях. Это примерно то же самое, о чем Токаев говорил на международном саммите в Астане в июне, с трибуны ООН в сентябре и на Пекинском форуме в октябре. Речь о так называемых «средних государствах», значение которых, по мнению президента одного из них (Казахстана) должно возрасти и на мировом уровне, и в рамках Совбеза ООН. Тем более, сам французский гость без устали говорил о равном партнерстве и уставе ООН. Коротко говоря, Макрон с Токаевым на этот раз действительно дополнили и помогли друг другу в обоюдном поднятии собственного имиджа и помощи своим странам.

И что?

В общем, внешне все выглядело вполне респектабельно. Но, учитывая наш менталитет и хроническое недоверие в обществе, возникает логичный вопрос – а в чем подвох? Действительно, не может быть все так идеально.

Можно предположить, что Акорда заранее поставила Кремль в известность, поклявшись на договоре о ЕАЭС (о ОДКБ), что не будет ругать северного союзника. Да и Эммануэль Макрон, судя по всему, особо не настаивал на этом. Хотя официальные релизы говорили, что на переговорах стороны «обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня», никакой конкретики мы не увидели. Видимо, энергетические и экономические вопросы все-таки перевесили все остальные.

Так что, можно сказать, что Макрон свою часть обязательств перед Францией выполнил – обеспечил энергоносителями. Теперь вопрос за реализацией все подписанного. В первую очередь, возникают определенные риски с этим самым «Средним коридором». Учитывая, растущий в плане напряженности и географии конфликт на Ближнем Востоке, а также позицию Анкары, транскаспийский маршрут может резко сократиться, даже еще не начав по сути работать.

Отсюда возникают определенные опасности с взаимными поставками всего того, о чем были достигнуты соглашения между правительственными делегациями Франции и Казахстана. Кроме этого, нужно учитывать, что уран, в соответствии с международными договорами, может перевозиться только сухим путем, но каким именно он доставляется в Европу, доподлинно неизвестно.

Кое-что в этом плане может решиться уже сегодня – в ходе встречи президента Казахстана с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, а также завтра – на саммите Организации тюркских государств. На него, кроме прочего, приедут главы Турции, Азербайджана, Узбекистана и Туркмении (она в ОТГ представлена в качестве наблюдателя, как и Венгрия), и будет хороший повод обсудить новые транспортные маршруты. Но одно дело в теории, а как будет реализовываться на практике – никто не знает.

Подвоха можно ожидать и со стороны России. Не прямого, а косвенного, в том числе – через прокремлевские пропагандистские СМИ, а также через пророссийское лобби в самом Казахстане (на уровне правительства, парламента и местных властей). Как именно – это отдельный разговор, но срыв некоторых контрактов, в том числе, потенциальная возможность участия французского EDF в строительстве АЭС в РК, вполне возможен. Но главный риск, как нам кажется – это то, что нам не подвластно – ни Казахстану, как «среднему государству», ни Токаеву, как президенту-дипломату. Это резкое ухудшение геополитической обстановки, которая и так меняется быстрее, чем вступают в силу двусторонние и межгосударственные договоры, а сейчас еще и грозит накалом вооруженного противостояния.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.


Максат Нурпеисов

Поделиться публикацией
Комментариев: 1

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Askar: 05.11.2023 в 16:08

    Норм расписали. Рахмет