Реальности плевать на государственную пропаганду
Медиарынок нашей страны ждут тектонические изменения. Все совпало: распад существовавших медиаимперий, качественный рост казахоязычной аудитории, война в Украине, снижение запрета на публичность, влияние социальных сетей, кризис госинформподдержки, угасание региональных СМИ. Но, судя по всему, в Жана Казахстане сохраняется старый подход: контроль вместо развития.
Гибель последней медиаимперии
В публикации мы уже писали о том, что на наших глазах стремительно распадается последняя медиаимперия, созданная Рахатом Алиевым и Даригой Назарбаевой. Несмотря на то, что она долгое время была и экономически эффективной, и политически влиятельной, и даже использовалась как отмывочная контора, век ее оказался недолог. На ее примере мы видим, что любому клановому проекту приходит конец, если его основа изначально построена на административном ресурсе. До сих пор «бриллиант» медиакороны Назарбаевых – «Евразия+ОРТ» продолжает выплачивает миллиардные долги своих бывших акционеров. По данным Счетного комитета, по итогам 2021 года остаток долга составил Т3,3 млрд, но это не мешает им получать щедрые субсидии от государства. «Первый канал «Евразия», как и другие российские СМИ, включены в госинформзаказ. А теперь представьте, что «Казахстанская правда» или «Хабар» финансируются Кремлем. Абсурд? Конечно! Но только не с нашей стороны.
Можно предположить, что это делается для того, чтобы «контролировать» филиалы российских медиа в Казахстане. Но в Январе российские СМИ полностью контролировали «картинку» происходящих событий, даже не воспользовавшись услугами местных коллег. Даже России уже не нужны плохие клоны своих медиа. Это все, что нужно знать о нашей пропаганде.
Губительная господдержка
По данным счетного комитета, с 2019 по 2021 годы на проведение госинформполитики было направлено более Т153 млрд. Львиная доля этих средств (79,4%) приходится на три подведомственные министерству организации, в том числе: АО «Казтелерадио» – Т9 059,5 млн тенге (5,6%), АО «Хабар» – Т51 173,5 млн тенге (31,4%), АО «Казахстан» – Т69 072,0 млн тенге (42,4%)».
Госинформзаказ подается министерством информации и общественного развития как мера, без которой медиа-рынок перестанет существовать. Увы, но в этом есть большая доля истины. Но нужны ли нам медиа, неспособные работать на конкурентном поле? Поэтому нужно честно признать, что госзаказ – это не столько поддержка, сколько способ контроля СМИ, даже если они не выполняют свою функцию – повышение доверие между властью и обществом. Скорее, наоборот.
По данным uchet.kz, СМИ, наименее зависимые от поступлений из бюджета, гибче реагируют на изменения рынка и их доходы растут. Низкий уровень доходов государственных каналов (по данным gr5.gosreestr.kz, прибыль «РТРК «Казахстан» за последние годы варьировалась от 60 до 100 миллионов тенге, что составляет не более 1% их доходов) создают дисбаланс между эффективностью и расходами. Еще один пример: расходы на сотрудников на телеканале Хабар в 193! раза превышают расходы на таких же сотрудников веб-сайта Lada.kz, который входит в ТОР 10 СМИ Казахстана по данным mediametrics
Однако, несмотря на господдержку, ее получатели находятся в перманентном кризисе эффективности и выживания. В начале этого года случилось беспрецедентное – забастовка сотрудников «Хабара», а на днях журналисты провели свой первый митинг.
При этом, внешне все выглядит вполне впечатляюще: на апрель 2022 года в Казахстане зарегистрировано 4873 отечественных СМИ, и 278 иностранных. Наибольшее количество – 1447 – зарегистрировано в Алматы и 750 СМИ в Нур-Султане. Однако, надо понимать, что реально действующих СМИ гораздо меньше, поскольку часть из них являются либо корпоративными изданиями с крошечным тиражом, либо давно прекратили свое существование.
Во-вторых, когда наши госорганы говорят о том, что более 90% рынка СМИ являются частными, то надо понимать, что объем госинформзаказа в СМИ составляет более 100 млрд тенге, а весь рынок коммерческой рекламы – около 50 млрд. тенге. То есть государства на медиаполе двое меньше, чем всей экономики. Это не только самый высокий объем господдержки в странах ЦА, но и беспрецедентный факт, свидетельствующий о том, что государство является крупнейшим монополистом не по форме собственности, а фактически. И это большой вопрос не только к нашему антимонопольному органу.
Достоверные данные об эффективности госзаказа отсутствуют, но, судя по данным соцопросов, а главное – Январским событиям, население не подозревает о том, как много для него делает государство. Главным средством коммуникаций стали соцсети и месенджеры, которые, впрочем, теперь МИОР тоже хочет подвести под свое заботливое око. То есть, убив доверие к традиционным медиа, власть ломает голову, как сделать то же самое с социальными сетями.
То есть, вместо того, чтобы повысить влияние традиционных СМИ, которые, как правило, работают в системе существующих законодательных ограничений, связанных с их профессиональной деятельностью, государство пытается загнать в это гетто и социальные медиа.
Однако, проблема в том, что реальности плевать на госинформзаказ. Существующая концепция контроля уже доказала свою губительность. Казахстанские медиа стремительно исчезают и как инструмент идеологии, и как пропаганда, и как бизнес. Что происходит в таких случаях? Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что если страна не имеет своих медиаимперий, то ее имеют чужие медиаимперии.
Дело в том, что медиа – это часть большой и сложной экосистемы, в которую входят и власть, и бизнес, и общество. Без любого из этих трех компонентов она просто не работоспособна. Медиа – не идеальная, но безальтернативная буферная зона информационного обмена. Но контролировать ее сегодня, в эпоху информационного шторма, не просто глупо, но и попросту нереально.
Альтернатива проста, но пока практически не реализуема – не контролировать, а развивать свое информационное пространство, стимулировать не импорт, а экспорт своего контента. Именно на это должен быть направлен госинформзаказ. Но как переключить сознание наших отраслевых чиновников? Трудно сказать. Неужели для этого понадобится еще одна шоковая терапия?
1 Комментарий
Здесь главная мысль: «…стимулировать не импорт, а экспорт своего контента. именно на это должен быть направлен госинформзаказ»… Импортеры — потребители из корыта чужого труда, а экспортеры — производители результатов своего труда, в данном случае — труда своих мозгов. Т.е. у импортеров контента мозг спит и не думает просыпаться, а у экспортеров мысли — мозги пашут и дают хлеб. Боратизацию осуществляет к сожалению государство. Потому нет науки (АН), нет изобретений (патентов), нет писателей (великих книг), нет СМИ-организаторов, а есть лежачий «хозяин», которому прорубили дырку в земле, положили трубы и качают за бугор масло земли, а «хозяйн» еще и просит проходящих: дарагой, найди еще дырочку, качай еще — ибо нет даже геологии… В грамотнейшей стране — безграмотнейшее управление. Ибо цели развития нет. Есть попугайническое подражание: повторить мантры чужие (контент) и успокоиться…