Родители намерены судиться с минпросвещения
Казахстанцы против продления учебного года в школах до 31 мая – это показал независимый онлайн-опрос. В исследовании приняли участие 49585 респондентов, из которых 63,6% – родители, 30,8% – педагоги, и 5,6% представляли другие заинтересованные группы.
Опрос инициировали 12 общественных организаций: Ассоциация родителей школьников «Сапалы білім», Центр поддержки семьи «ШАДИ», Институт равных прав и равных возможностей Казахстана, Международная академия наук инженерии, экологии и образования, Казахская лига экспертов образования, Республиканская ассоциация учителей физической культуры и другие.
89,5% участников опроса высказались против продления учебного года да 31 мая, 4,8% заняли нейтральную позицию. На вопрос «какие основные проблемы, на ваш взгляд, могут возникнуть при продлении учебного года до 31 мая?» 62,8% ответили, что жаркая погода в конце учебного года негативно влияет на работоспособность учителей и успеваемость детей. 59,5% считает, что продление обучения снижает мотивацию детей к получению новых знаний. 41,2% опрошенных полагают, что нынешние учебные программы и материалы учебников не рассчитаны на дополнительные две недели обучения. 20,6% уверены: материальная база школ не готова к новшествам. 25,5% ответили, что дополнительное обучение негативно скажется на здоровье их детей.
– Типовые учебные планы, рекомендованные Министерством просвещения для работы в режиме 36 учебных недель, связывают «с сокращением учебной нагрузки», – говорит представитель Казахской лиги экспертов образования Гульнар Абишева. – Чиновники, придумавшие новшество, утверждают, что дополнительные две недели разгрузили учебный процесс школьников. Фактически же, учебная нагрузка во всех классах в среднем увеличилась на 2 часа. Увеличение количества уроков в день означает, что у учащихся остается меньше времени на отдых, что может привести к стрессу, перегрузке и усилению тревожности. Кроме того, рост продолжительности обучения означает, что ученики больше времени проводят в школе, а не в семье. Так, например, ранее ученик 4 класса осваивал учебную программу всех предметных областей за 850 часов в год, теперь же для этого ему потребуется 972 часа. При этом, на вариативную часть дается всего 1 час – причем только на занятия физической культурой. Таким образом, у школьников нет возможности посещать различные развивающие кружки, консультации, так необходимые ребятам с низкой успеваемостью.
Увеличение учебного года вызвало проблемы и у педагогов: они связаны с планированием учебного процесса. Дело в том, что все типовые учебные программы, учебники и учебные пособия написаны именно из расчета на 34 недели. Раньше педагоги распределяли дополнительные часы по своему усмотрению: кто-то две последние недели учебного года повторял изученный за весь год материал, кто-то изучал какую-либо тему на час дольше, чем обозначено программой. Теперь перед педагогами встал вопрос, как использовать дополнительные часы при продлении учебного года?
Также у педагогов могут возникнуть трудности и с оценкой знаний школьников. Увеличение часов на изучение определенных разделов приводит к тому, что объем содержания суммарного оценивания за раздел (СОР) также увеличивается. Следовательно, на его выполнение требуется больше времени. Кроме того, рост промежутка времени между СОР и суммарным оцениванием за четверть (СОЧ) негативно сказывается на качестве оценивания знаний учащихся. Педагог разрабатывает задания только по указанным в спецификации целям – соответственно, увеличение изученных тем может привести к усложнению заданий, либо к изменению спецификации каждым педагогом индивидуально. Поэтому для эффективного оценивания знаний обучающихся необходима корректировка Типовых учебных программ по всем образовательным областям.
Впереди планеты всей
Чтобы не быть голословными в своих суждениях, эксперты в области образования изучили международный опыт. Выяснилось, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) в среднем продолжительность обязательного образования для учащихся начальных классов – это 799 часов в год, а для учащихся средней школы – 913 часов. В Казахстане эта цифра значительно выше: начальная школа при 36 учебных неделях в год дает 841,5 часа обучения, а основная и средняя школа предусматривает от 1098 до 1296 часов в зависимости от класса.
Это говорит о том, что учащиеся в Казахстане будут тратить на обязательное обучение значительно больше времени по сравнению со средним уровнем стран ОЭРС.
При этом большее часов в классе не обязательно означает более высокое качество образования. Важно учитывать и такие факторы, как качество преподавания, содержание учебных программ, внедрение новых технологий, методик и общий уровень поддержки обучения.
Стоит отметить, что в странах ОЭСР продолжительные каникулы между учебными годами (до 12 недель), в то время как в Казахстане сокращено количество каникулярных дней в летний период. В большинстве стран ОЭСР зимние и весенние каникулы – до четырех недель. У нас же сокращены и весенние каникулы.
Страны ОЭСР также обеспечивают значительную гибкость в учебных планах и распределении времени обучения, что позволяет учителям и школам адаптировать обучение под конкретные цели и задачи.
Но, видимо, международный опыт для казахстанских чиновников от образования – не указ.
– За годы в нашем обществе выработался социальный стереотип, что обучение длится 34 недели и завершается 25 мая, – говорит президент ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана», детский психолог Маргарита Ускембаева. – Система подобного образования была введена с 1948 года, на что были соответствующие научные обоснования. Это связано и с климатическими условиями, и с устойчивостью биоритмов. К концу весны детский организм со временем перестраивается и не готов активно заниматься. Речь не идет о снижении мотивации к обучению – ее попросту нет. Для меня удивителен тот факт, почему, принимая столь важное решение для обучения детей, чиновниками от образования не было учтено ни их мнение, ни мнение родителей, ни общественности.
Депутат парламента и член комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова обратила вниманин, что на внедрение новшества из бюджета нашей страны выделяются немалые средства. Дополнительные две недели обучения, согласно инсайдерской информации, обойдутся Казахстану в 250 млрд. тенге. При принятии подобных политических решений не мешало бы прислушаться к мнению гражданского общества, экспертного сообщества, – считают специалисты.
На днях экспертная группа общественных объединений нашей страны провела разговор с министром просвещения РК Гани Бейсембаевым. Активисты привели веские аргументы в пользу 34-недельного учебного года – во благо и обучающихся, и педагогов. К слову, полностью поддерживает предложение о возврате учебного года к прежним срокам – с 1 сентября по 25 мая с сохранением каникул в прежнем формате и Ассоциация учителей физической культуры. Активисты надеются, что министр проанализирует их доводы и примет правильное решение. Со своей стороны, представители гражданского общества согласны проводить мониторинг, готовить аналитику в сфере образования. Но в то же время, если их мнение не будет услышано, адвокат Жангельды Сулейманов готов подать в министерство просвещения иск в суд по 40 пунктам.
Комментариев пока нет