Российская АЭС на турецкой земле: угрозы и возможности - Exclusive
Поддержать

Российская АЭС на турецкой земле: угрозы и возможности

Exclusive.kz продолжает разбираться в возможностях и рисках строительства АЭС на примере строительства крупнейшей в мире АЭС в Турции, которую строит «Росатом». Казахстану рано или поздно предстоит решать те же вопросы при строительстве АЭС, политическое решение о строительстве которой, судя по всему, принято окончательно.

Напомним, сооружение атомной электростанции «Аккую» в Турции является первым в мире проектом АЭС, реализуемым по модели BOO (build-own-operate, строй-владей-эксплуатируй). Решение об этом было принято в 2010 году. Российские подрядчики принимают на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. Генеральный заказчик, инвестор проекта и владелец станции после запуска — АО «Аккую Нюклеер» (Akkuyu Nükleer Anonim Şirketi). Генеральный проектировщик станции ОАО — «Атомэнергопроект». Генеральный подрядчик строительства станции — ЗАО «Атомстройэкспорт» (дочернее предприятие «Росатома»). Технический заказчик — ОАО «Концерн Росэнергоатом». Консультант по вопросам лицензирования — ООО «ИнтерРАО-УорлиПарсонс». Научный руководитель проекта — НИЦ «Курчатовский институт». Генеральный конструктор реакторной установки — ОАО ОКБ «Гидропресс».

Основной объём поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта приходится на российские предприятия, но предусмотрено максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран.

Электростанция после ввода в эксплуатацию планирует вырабатывать 35 млрд кВт•ч электроэнергии в год.

Несмотря на все риски и препятствия, проект реализуется почти по намеченному плану. Уже в декабре 2011 года АО «Аккую Нюклеер» получила все разрешительные документы, необходимые для начала строительства АЭС. Весь комплекс работ в этом направлении был выполнен в установленные сроки и в полном объёме.

Чтобы решить один из ключевых вопросов – кадровый, уже в 2011 году была запущены программы подготовки турецких кадров на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Первый выпуск студентов по этой программе состоялся в марте 2018 года. После прохождения обучения в учебно-технических центрах «Росатома» выпускники войдут в состав эксплуатационного персонала АЭС «Аккую». Всего за период с 2011 по 2022 гг. было подготовлено более 300 специалистов из Турции. А с 2021/2022 учебного года в программу семи профессионально-технических лицеев провинции Мерсин включён учебный курс дисциплины «Введение в атомную энергетику». Кстати, работают сегодня на АЭС и казахстанские кадры.

В июне 2017 года Управление по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK) выдало АО «Аккую Нуклеар» лицензию на генерацию электроэнергии на срок до 15 июня 2066 года (49 лет). Тогда же было подписано предварительное соглашение о ключевых условиях (term sheet) с тремя частными турецкими компаниями — Cengiz Holding, Kolin Insaat и Kalyon Insaat, которые впоследствии должны были получить 49 % «Аккую Нуклеар». Окончательное акционерное соглашение планировалось подписать к концу 2017 года.

В октябре 2017 года ТАЕК выдало ограниченное разрешение на строительство, которое позволяет приступить к выполнению строительно-монтажных работ на всех объектах атомной электростанции, за исключением зданий и сооружений, важных для безопасности «ядерного острова». После получения лицензии на строительство началось сооружение всех зданий АЭС без ограничения.

В марте 2018 года стало известно, что частные турецкие строительные компании вышли из проекта, так как не смогли договориться по коммерческим вопросам. Представители «Росатома» начали переговоры о вхождении в проект государственной турецкой энергокомпании EUAS ICC.

Но на этом неприятности не закончились В мае 2019 года турецкий регулятор (TAEK)обнаружил трещины в фундаменте АЭС «Аккую». Выяснилось, что «Росатом» несколько раз перезаливал бетон при возведении фундамента АЭС «Аккую» из-за обнаруженных трещин. В российской компании тогда заявили, что это происходило в тестовом режиме и стройка продолжается по графику

Как раз после этого инцидента в сентябре прошлого года у «Аккую» появился новый подрядчик: «Концерн Титан-2», на 50% принадлежащий «Росатому» (стоимость работ — $10 млрд). Но тогда не сообщалось, что одна из возможных причин смены подрядчика — трещины в фундаменте.

«Трещины появились в прошлом году в процессе подборки бетонной смеси, то есть во время пробной заливки бетона. На стадии подборки смеси могут возникать трещины, это нормальный рабочий процесс», — пояснил РБК источник в «Росатоме», добавив, что в результате была подобрана смесь, которая исключает появление трещин.

Когда в июле прошлого года «Росатом» решил сменить подрядчика строительства АЭС в Турции. В ответ турецкий подрядчик счел действия компании «Аккую Нуклеар», турецкой «дочки» «Росатома», неправомерными

«Руководством проекта принято решение о соответствующей реорганизации состава участников строительных работ — в частности, о прекращении действия контракта с компанией IC İçtas Inşaat Sanayi ve Ticaret A.Ş., которая завершает свою работу на проекте АЭС «Аккую», — сообщили в компании.

Кто придет на смену, там не уточнили.
Генеральным подрядчиком строительства АЭС выступает Tıtan2 — совместное международное предприятие российского АО «Концерн Титан-2» и турецкой компании IC İçtas Inşaat Sanayi ve Ticaret A.Ş.

«Заказчик проекта Akkuyu Nükleer A.Ş. письмом, направленным 26 июля 2022 года, расторг контракт между сторонами несправедливо, статус генерального подрядчика Tıtan2 IC İçtaş İnşaat A.Ş. в проекте был прекращен неправомерно», — говорилось в заявлении IC İçtas Inşaat Sanayi ve Ticaret A.Ş., поступившем в РБК.

Беспрецедентный контракт

В августе 2019 года Сбербанк России и дочерняя компания Росатома — АО «Аккую Нуклеар» подписали договор о предоставлении банком кредита на строительства АЭС «Аккую» в размере 400 млн долларов на семь лет. Это первый подобный опыт сотрудничества Росатома и Сбербанка в таких крупных проектах. До сих пор с российской стороны проект осуществлялся за счет средств федерального бюджета России и средств «Росатома».

Однако, с самого начала проект сопровождался критикой специалистов и, как ни странно, в первую очередь, российских, которые считали условия реализации дискриминационными и высокорискованными для России. В частности, ООО «Институт проблем энергетики» посчитал его экономически невыгодным для России прежде всего из-за отсутствия финансовых обязательств со стороны Турции, поскольку все расходы несет российский бюджет, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики. Кроме этого, турки не брали на себя обязательства по строительству ЛЭП и подстанций для выдачи мощностей.

Российские специалисты также подняли вопрос спроса на электроэнергию АЭС, так как станция расположена вблизи курортной зоны Анталья, где отсутствуют крупные промышленные предприятия. Кроме того, цена на электроэнергию зафиксирована на 25 лет, без учёта инфляции доллара, роста мировых цен на электроэнергию и изменения курса валют. В соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства, а также запрет на национализацию АЭС. Проектная компания получила беспроцентный кредит на строительство, что является беспрецедентным в практике долгосрочных международных инвестиционных контрактов.

Неоднократно высказывались сомнения в политической целесообразности проекта, в том числе политика Турции по расширению её влияния на Южном Кавказе, участие в маршрутах по транспортировке углеводородов в обход России (НабуккоТрансадриатический газопроводБТД). Существует также вероятность начала военной ядерной программы, с применением полученных турецкими специалистами АЭС знаний.

Скептики тогда боялись, что существует риск замораживания бюджетных средств, потраченных на стройку, из-за затягивания сроков строительства АЭС, приостановке эксплуатации блоков по предписаниям надзорных органов, демонстраций местного населения против АЭС, неготовности сетей и т.д.

По истечении срока действия СПЭ Проектная компания обязуется отдавать турецкой стороне 20% чистой прибыли в течение всего срока эксплуатации АЭС. Так турецкая сторона оценила долю стоимости пустой земли под АЭС в общей стоимости АЭС. При этом, проектная компания несет ответственность за вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отходами, а следовательно будет производить необходимые платежи в фонды обращения ОЯТ и РАО и снятия с эксплуатации: впервые 15 лет – по 26,3 $ млн. в год в каждый фонд в среднем в долларах до 2030 г.

 Объем работ по выводу из эксплуатации в Соглашении никак не прописан. Турецкая сторона наверняка потребует создания «зеленой лужайки», имея в виду, что АЭС находится вблизи курортной зоны Анталья. В этом случае стоимость вывода из эксплуатации становится соизмерима со стоимостью строительства самой станции. Высока вероятность, что таких накоплений у Проектной компании не будет. В результате, за всё придется платить российскому бюджету. Отсутствует статья и о форс-мажорных обстоятельствах, а также не прописано положение о невозможности национализации Проектной компании.

 Особенности контрактного соглашения делают АЭС «Аккую» уникальной, поскольку она находится под юрисдикцией турецкой стороны, а сама АЭС является российской. При этом, все обязательства по страхованию рисков эксплуатации АЭС берет на себя. В соответствии с международными конвенциями ответственность за ядерный ущерб абсолютно и исключительно возлагается на эксплуатирующую организацию. Сама Проектная компания наверняка не сможет покрыть этот ущерб, поэтому покрывать его будет российский бюджет.

И это далеко не весь перечень аргументов российских специалистов, которые считают, что Турция показала блестящий пример, как надо заключать сделки в свою пользу.


Действительно, беспроцентное кредитование Проектной компании деньгами российского бюджета до сих пор не встречалось в практике международных инвестиционных контрактов. Обычно для таких долговременных инвестиций, как строительство АЭС, принимается минимум 5% годовых. Но и тогда при стоимости продажи электроэнергии – 12,35 центов США за кВт.ч., эта АЭС окупится только через 33 года (вместо обещанных Росатомом 15 лет), при этом, возврат средств должен составить $49 млрд, а не $20 млрд.

Эксперты считают высокой вероятность, ограничения стоимости электроэнергии в Турции на уровне 5 – 6 центов США за кВт.ч (без НДС и других налогов) на оптовом рынке. Это не позволит поднимать стоимость электроэнергии от атомной станции. В результате, оставшаяся часть электроэнергии: 30 % электроэнергии от 1 и 2 блоков и 70 % от 3 и 4 блоков АЭС – будут продаваться по ценам, близким к себестоимости, что поставит под сомнение возврат инвестиций, заложенных в строительство АЭС. И это уже не говоря о постоянной инфляции доллара на мировом рынке.

В турецких СМИ проект также критиковался. В частности, недовольство вызвало то, что в тексте Соглашения прописано обязательство со стороны Турции в течение первых 15 лет после ввода в эксплуатацию покупать произведённую на ней электроэнергию по фиксированной цене $0,12 за 1 кВт*ч (по данным издания «Ahwal News», сравнившего эту цену с ценой заключённого между Россией и Египтом аналогичного контракта, цена $0,12 за 1 кВт*ч является завышенной в два раза).

И все это, не считая ее величества геополитики, самым системным признаком кризиса которой становятся масштабные санкции. Об этом в нашей ближайшей публикации.

Так же вы можете читать по теме: Брать ли Казахстану пример у Турции, разрешившей строить свою первую АЭС «Росатому»?

Карлыгаш Еженова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *