Российское зерно снова угрожает сельскому хозяйству Казахстана - Exclusive
Поддержать

Российское зерно снова угрожает сельскому хозяйству Казахстана

В Казахстан после отмены запрета вновь импортируется российское зерно, которое вытесняет казахстанскую продукцию. Учитывая также проблемы с железнодорожным сообщением, зерновой рынок Казахстана рискует просто обвалиться.

«Мы чью экономику поддерживаем?»

В Палате предпринимателей Костанайской области сельхозпроизводители обсудили ключевые проблемы отрасли. Наиболее актуальные из них – импорт российской пшеницы и демпинг цен на зерно.

С 21 августа по 31 декабря 2024 года в Казахстане действовал жёсткий запрет на импорт пшеницы. Причины – избыток прошлогоднего урожая и большой сбор зерна в 2024-м. Рынок в это время оказался перегружен пшеницей, цена которой стала серьезно снижаться. Причем тогда продавали зерно и ниже себестоимости – это, подчеркивали эксперты, внесло серьезную сумятицу на экспортные рынки.

Но с 1 января этого года запрет на импорт российского зерна сняли, и теперь аграрии обеспокоены тем, что товар из соседней страны снова пойдет наплывом в Казахстан. Директор Ассоциации Светлана Михайленко подчеркнула, чтобы остаться на плаву казахстанскому зерну нужна поддержка государства.

– Субсидирование экспорта однозначно необходимо. Но и этот процесс нужно контролировать. Допустим, бизнесмен покупает у фермера за 50 долларов, а 40 – это для него субсидии. Значит, цена у фермера должна быть 80. Здесь нужно держать руку на пульсе. Вот зернопереработчики получали льготные кредиты, а активно закупали зерно из РФ. Мы какую экономику поддерживаем в этом случае? В правилах при получении льготных денег нужно прописывать, что они выдаются для поддержки казахстанских производителей. Иначе это может привести к сокращению производства местного зерна, – пояснила она свою позицию.

Сейчас, по ее мнению, в страну пойдет поток российского зерна, и чтобы ситуацию держать под контролем нужно специальное ведомство.

– Регулятором по ввозу пшеницы пока не создан отдельный орган, предлагаем сделать Продкорпорацию, а критерии по определению, кому разрешить ввоз, должны приниматься коллегиально с учетом мнения бизнеса. Мы предлагаем разрешить ввоз зерна только по железной дороге. Ввоз автотранспортом оставить только для доставки семян, – отметила директор Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области.

Если этого не сделать, добавляет Светлана Михайленко, и ее поддержали другие аграрии, зерновой рынок обвалится. Просто потому что темпы развития сельского хозяйства соседней страны совершенно другие и климат, и почвы, и господдержка тоже.

Руководитель мельничного комплекса «Асалия» Дулат Шаяхметов подчеркнул, что как переработчик, он бы брал российское зерно, так как оно по факту оказывается намного чище.

– Почему наши зернопроизводители не уделяют этому должного внимания? До 15% в пшенице – сор, битое зерно, полынь и так далее. Открой склад фермера из РФ в дальней деревне – зерно практически идеально, и нам такое предпочтительней. Я думаю, местным агробизнеснесменам нужно задуматься над этой проблемой, – пояснил он.

По мнению присутствующих на совещании аграриев, обязательно нужно вести контроль за демпингом, и если цены на завезенную продукцию в Казахстане будут ниже, чем средние в стране-поставщике, то при необходимости инициировать антидейпенговое расследование в рамках ЕАЭС.

По нашим железным дорогам до Китая не доехать

– Мы взяли урожай, но не знаем, как из пункта А вывести его в пункт Б. Не можем его довести до места назначения. В этом плане проблемы с железной дорогой. Это те же заторы. Я считаю, что не только сельхозтоваропроизводители должны иметь встречные обязательства, но и представители железной дороги, госорганов, банков, – отметила Светлана Михайленко.

Руководитель мельничного комплекса «Асалия» Дулат Шаяхметов полностью с ней согласен. По его словам, сейчас отгрузить муку в Китай они практически не могут.

– Для отгрузки продукции в этом направлении необходимо войти в реестр импортеров в КНР, требования которого постоянно добавляются новыми пунктами. На сегодня у нашего предприятия есть и ЖД тупик, склады, площадка для хранения контейнеров, но и это не гарантирует получения разрешения для импорта нашей продукции в Поднебесную, – отмечает бизнесмен.

По словам руководителя отдела территориальной инспекции Костанайской областной Бауржана Казбаева, сейчас разработан алгоритм действий для экспорта продукции растениеводства в КНР. Агробизнесменам нужно через областную теринспекцию заполнить анкету, опросник и заявку. Затем следует фитосанитарная проверка. Итоговое разрешение дает уже главное таможенное управление КНР.

При этом, как отмечают специалисты, китайская сторона не предоставляет обоснованных причин отказа. Но самая большая трудность, возвращаются агробизнесмены, все же проблема с логистикой на железной дороге. Заместитель директора ТОО «КТЖ-ГП» Костанайское отделение ГП» Думан Жалкыбаев уверяет, что они делают все, что в их силах, чтобы не допустить простоев.

– Чтобы избавиться от пропускной ограниченности у нас на участках идет строительство вторых путей. По проблемным вопросам озвученным – это от нас не зависит. Выводятся поезда по освобождению инфраструктуры Алматинского и Карагандинского отделений. Поезда потихоньку забираются. Отметили, что есть транзитные поезда. Все нити занимает, значит, Западная Европа, Западный Китай, который через весь Казахстан идут. Есть такие поезда номенклатурные, поэтому пропускную способность, ту, которую имеем, максимально мы используем, – пояснил Думан Жалкыбаев.

Так, по Костанайскому отделению за прошлый год на Китай отгружено более 15 тысяч зерновых грузов в контейнерах – это более 881 тысяч тонн продукции. Переработчики отмечают, что эта цифра могла быть и больше.

По итогам совещания агробизнесмены предложили внедрить в работу меры, которые должны разрешить сложные ситуации. Это, к примеру, получение международных сертификатов. Сейчас, по отзывам специалистов, немало примеров, когда эти документы получили компании, у которых нет активов, а те, кто инвестирует в предприятия, разрешение на отправку продукции в Китай порой ждут годами. Так же важно достигнуть договоренности с Россией о выравнивании условий в торговле зерном и возможности ограничения экспорта дешевой российской пшеницы в Казахстан.

Ассоциация сельхозтоваропроизводителей Костанайской области считает, что решать озвученные проблемы необходимо на уровне Правительства, Министерств иностранных дел и сельского хозяйства РК.

Татьяна Мороз




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *