Россия должна превратиться из хозяина Центральной Азии в ее высокого гостя
Саммит лидеров центрально-азиатских государств в Чолпан-Ате, в отличие от прежних подобных мероприятий, не оправдал некоторых надежд на жесткие заявления, но и прозвучавшие инициативы отличались «альтернативностью». Главный же (пусть и скрытый) посыл – Россия должна превратиться из хозяина в регионе в высокого гостя.
Гостеприимство по очереди
Если говорить протокольным языком, то прошедшая встреча глав государств ЦА – это Консультативная встреча. Это название говорит само за себя, а в нынешней геополитической ситуации она выглядит довольно оптимистично. Но чтобы понять важность нынешней встречи, а также ее отличия от всех предыдущих, нужно коротко рассказать о том, чем закончились предыдущие.
Итак, инициатива о проведении консультативных встреч из уст президента Узбекистана Шавката Мирзиеева прозвучала на довольно высоком уровне – на 72-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН. Тогда, в сентябре 2017 года Мирзиеев едва сменил Ислама Каримова, и поэтому его слова вызвали интерес даже в американской прессе. Назарбаева тогда на мероприятии не было, но именно Астана стала местом первого саммита в марте 2018 года. Вторая, в ноябре 2019-го, состоялась в Ташкенте, а вот на следующий год встретиться не удалось – пандемия и необходимость соблюдать дистанцию внесли свои коррективы. Да и очередная революция в Кыргызстане (должны были съехаться в Бишкек), сменившая президента, тоже не добавила бы настроения гостям, не говоря уже о хозяине. В прошлом году саммит прошел в Туркменистане – в красочной туристической зоне «Аваза».
Если говорить коротко, то большого или, по крайней мере, запоминающегося «выхлопа» не было. Мероприятия больше походили на поочередный прием дорогих (во всех смыслах) гостей, с катаниями на яхтах, фольклорными выступлениями в национальных костюмах, угощениями и так далее. Набор рассматриваемых тем тоже был стандартным – наркотрафик и «афганская угроза», проблемы воды и трансграничных рек, взаимная торговля и проблемы энергетики. По большому счеты, эти и другие проблемы продолжают оставаться, а если и есть решения, то они в большей степени появляются в результате двусторонних встреч на уровне президентов или правительства. При этом периодически обостряются конфликты между соседями – из-за той же воды или более застарелых проблем. Но президенты на встречах предпочитают выдавливать из себя улыбки, жать друг другу руки и подписывать очередные совместные заявления, о которых забывают, возвратившись на родину. Национальные СМИ тоже отделывались формальными публикациями, делая упор на выступлениях своих лидеров, а общество порой даже не знало о прошедших встречах.
Выход Токаева
Так, при первом взгляде, было и на этот раз, но это только на первый. Встреча в Кыргызстане стала новостью, приковавшей к себе внимание еще пару недель назад – когда было объявлено о месте и времени саммита. Было замечено больше аккредитованных журналистов, хотя, судя по всему, там был какой-то лимит или брали «только своих», которые, в основном, концентрировали внимание только на выступлении своих президентов. Западная пресса пока особого интереса не проявила, лишь отметив сам факт события, но то, что зарубежные посольства внимательно следили за ним – это безусловно.
Надо отметить, что большее, чем в прошлые разы внимание саммиту уделили российские информагентства, и сделали они упор на инициативах главы Казахстана. В принципе, их было немало, да и его коллеги тоже выдвинули ряд достойных предложений. Так, Мирзиеев, кроме прочего, поднял тему продовольственной безопасности и обеспечения друг друга отечественной продукцией. На полях саммита был ряд двусторонних встреч, а президент Кыргызстана Жапаров практически открыто стал говорить, что надо что-то делать с границами и, мол, давайте жить дружно, делать Ферганскую долину процветающей.
Но все-таки именно выступления Касым-Жомарта Кемелевича были более конкретными. Хорошо это или плохо, будут они реализованы или нет – покажет время, но то, что именно Токаев задал тон саммиту, стало ясно всем. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд.
Во-первых, это предложение помощи в делимитации границ – одной из главных проблем региона. И это не слова – опыт Токаева, как дипломата, и тот факт, что Казахстан довольно успешно решил этот вопрос, дает повод ему так говорить. Во-вторых, это налаживание логистических коридоров. Сюда входят как общая тема с «выстраиванием товаропроводящей системы», что позволит наладить товарооборот и вывести нашу продукцию на рынки ЕАЭС и всего мира, так и более конкретное – строительство железной дороги Мазари-Шариф-Кабыл-Пешавар. В этом плане президент Казахстана в лишний раз повторил уже сказанное ранее: «В новых геополитических реалиях роль нашего региона в продвижении и развитии трансконтинентальной торговли стремительно возрастает. В этих условиях Казахстан активно развивает Транскаспийский международный транспортный маршрут».
Открытие казахстанских вузов у соседей – это тоже довольно конкретное предложение, которое может заинтересовать некоторых из них. Все это подтверждает, что Акорда всерьез восприняла «консультативную встречу», пожелав использовать ее, как площадку для выражения готовности перейти от деклараций к делу.
ЦА без России
Не секрет, что превентивный интерес к нынешнему саммиту был связан с вопросом – будет ли на нем как-то обсуждаться «российский вопрос». Конечно, наивно было бы полагать, что центрально-азиатские лидеры вдруг приняли бы совместное заявление, хотя бы намекающее на осуждение действий Кремля. Да и открыто говорить о том, что из-за антироссийских санкций страдают наши страны (кстати, Казахстан больше всех). Но ряд моментов из выступления Токаева, в том числе про альтернативную логистику, дает это понять. Впрочем, другие коллеги-президенты тоже так или иначе говорили, что надо вместе противостоять возникшим угрозам (не только с юга), а «между строк» можно было прочитать: «Парни, тут нам надо что-то делать, причем, срочно и сообща, а то мы каждый в отдельности заигрываем с Москвой, а тут вон оно как…».
Однако эту «консультативную встречу» уж никак нельзя назвать мероприятием, на котором обсуждали бы или осуждали «старшего брата». Напротив, даже поднимались вопросы участия России в наших совместных проектах. Так, тот же Токаев упомянул «внерегиональное сотрудничество», а также то, что Центральной Азии важно принять концепцию многовекторности (назвал это «многосторонним форматом). «На мой взгляд, мы не должны замыкаться в зафиксированных географических пределах. В работе консультативных встреч лидеров Центральной Азии могли бы принимать участие в качестве приглашенных гостей высокие представители и других сопредельных государств, например, России и Китая», – предложил казахстанский президент.
Дальше – больше
Теперь многое зависит от того, как будут продвигаться выдвинутые инициативы и будут ли продвигаться в принципе. Важны будут внутригосударственные и двусторонние решения по этим и другим вопросам. Также важна реакция Москвы и Пекина на это событие. И здесь, к слову, важна не только реакция российских и китайских СМИ, но и вполне конкретные шаги руководства этих стран или соответствующих ведомств.
И, конечно же, важны «консультативные встречи» руководства наших правительств, профильных министерств и даже общественных деятелей. Но впереди маячит еще одно важное мероприятие на межгосударственном уровне, причем, с теми самыми «высокими представителями сопредельных государств», но на этот раз не с Востока или Севера, а с дальнего Запада.
В ноябре в Самарканде (Узбекистан) намечается конференция «Европейский Союз – Центральная Азия». Это мероприятие тоже ежегодное, но, опять-таки, новые геополитические реалии заставляют взглянуть на него иначе. Во встрече примут участие министры иностранных дел пяти центрально-азиатских государств, а также верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, заместитель председателя Европейской Комиссии Жозеп Боррель и комиссар ЕС по международному сотрудничеству Ютта Урпилайнен. Есть еще одно отличие от предыдущих встреч. Самаркандская конференция «ЕС – ЦА»» станет первым региональным саммитом по взаимосвязанности в рамках новой стратегии Евросоюза «Глобальные ворота», принятой в прошлом году.
Если говорить языком дипломатии, то конференция «направлена на укрепление сотрудничества и станет частью усилий ЕС по оказанию помощи странам Центральной Азии в модернизации, стимулировании инвестиций, цифровизации, содействии внутрирегиональной торговле и диверсификации транспортных и торговых маршрутов». Осенью мы еще вернемся к этому событию – ведь за эти несколько месяцев много чего может измениться в мире, в регионе и в наших странах. Но напоследок скажем, что в том же Самарканде 15-16 сентября намечается еще один саммит – на этот раз Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Комментариев пока нет