«Рост ВВП, триллионы, тонны, тысячи км! А Человеку от этого лучше жить стало? Непонятно»
В 2021 году президент Касым-Жомарт Токаев утвердил Концепцию развития государственного управления РК до 2030 года. Судя по ней, в стране должна выстраиваться «человекоцентричная модель» путём ежегодного повышения качества государственного управления. Но с этим явные проблемы. Exclusive.kz объясняет основную причину этого явления, завершая цикл публикаций об отчёте правительства по исполнению бюджета 2023 года.
– В настоящее время назрел этап реформы системы государственного управления, который должен стать периодом более глубинных изменений с акцентом на решение следующих проблемных зон: отсутствие должного взаимодействия между гражданами и государством; недостаточная эффективность стратегического планирования и подходов по проведению реформ; функции государственного аппарата, не ориентированные на потребности населения и бизнеса; административный характер государственных услуг; неконкурентоспособная государственная служба; неэффективный квазигосударственный сектор; неразвитое местное самоуправление; чрезмерное регулирование, препятствующее развитию бизнеса; низкий уровень доверия граждан к судебной и правоохранительной системам, – говорилось в созданной в 2021 году и по-прежнему действующей принятой Токаевым Концепции развития государственного управления в разделе «Анализ текущей ситуации».
Всё перечисленное – далеко не новость. Exclusive.kz, как и многие другие казахстанские СМИ, регулярно их упоминает в своих аналитических материалах. Да и Акорда, как можно заметить, их не отрицает, и даже признает в политическом документе.
Но каким образом с этими проблемами предлагают бороться?
– В период реализации Концепции планируется усовершенствовать законодательство в сфере государственного управления; обеспечить повышение эффективности деятельности государственного аппарата и профессионализации государственных служащих, в том числе путем дальнейшего развития системы государственного планирования; принять меры по развитию регуляторной политики с целью снижения административного давления на бизнес; трансформировать судебную и правоохранительную системы; продолжить формирование и внедрение сервисной модели государства. Основные ожидаемые результаты к 2030 году: повышение эффективности государственного управления, открытости и подотчетности государственного аппарата, профессионализма государственных служащих, – говорится в документе.
Для повышения качества государственного управления ежегодно утверждаются бюджетные программы (обязательства по исполнению госбюджета) с планами развития центральных государственных органов, в которых обозначаются так называемые «показатели прямых результатов». Это некие определенные параметры, по которым администрация президента, правительство и другие государственные органы, анализируя исполнение республиканского бюджета за год, могут понять, смогли ли они добиться желаемого качества своей работы или нет.
В аналитическом отчёте правительства об исполнении республиканского бюджета утверждается, что в 2023 году «по реализуемым Администрацией Президента 4 бюджетным программам из 28 прямых результатов достигнуты 28; из 4 конечных результатов достигнуты 4». То есть всё выполнено согласно плану, а, значит, по логике, казахстанцы определённо должны были заметить повышение качества госуправления.
Что ж это за показатели качества-то такие?
Первая, базовая, бюджетная программа «Услуги по обеспечению деятельности Главы государства» содержит три показателя прямого результата:
1) количество проведенных мероприятий с участием президента (510 из 510);
2) количество проведенных ревизий контрольных поручений на дублирование и актуальность (3 из 3);
3) количество контрольных мероприятий и региональных инспекций (100 из 100).
Вторая бюджетная программа «Услуги по прогнозно-аналитическому обеспечению стратегических аспектов внутренней и внешней политики государства», предполагает «научно-аналитическое и информационно-методическое обеспечение деятельности президента Республики Казахстан». У неё семь показателей прямого результата:
1) количество подготовленных научно-аналитических и информационных материалов в связи с внеплановыми оперативными запросами Руководства Администрации Президента (сделано 290 из запланированных 180);
2) количество социологических исследований «Слышащее государство: общественно-политические настроения и социальное самочувствие казахстанцев» (1 из 1);
3) количество выпущенных книг (2 из 2) и брошюр (3 из 3);
4) количество закупленных рабочих станций и ноутбуков (41 из 41);
5) количество закупленных принтеров, сканеров и копировальных аппаратов (3 из 3);
6) количество закупленных лицензионных программных обеспечений (1 из 1);
7) количество закупленных «прочих основных средств» (57 из 57, что под этим термином имеется ввиду, не обозначено).
– Обеспечено 100% проведение прикладных исследований прогнозного характера по стратегическим проблемам внешней, внутренней и экономической политики Республики Казахстан, – утверждается в отчёте правительства.
Третья бюджетная программа – «Услуги по обеспечению сохранности архивного фонда, печатных изданий и их специальному использованию», имеющая цель «формирование и пополнение Национального архивного фонда и организация всестороннего использования архивных документов». У неё показателей прямого результата столько же, сколько и у второй:
1) количество отснятых кадров страхового фонда для повышения безопасности сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях (159073 при плане 157000, перевыполнение связано с внеплановой оцифровкой документов Администрации Президента Республики Казахстан за 2008 год);
2) количество принятых на государственное хранение дел для расширения источниковедческой базы по новейшей политической истории Казахстана (12647 при плане 5400, перевыполнение объяснено внеплановым приемом дел от ликвидированных организаций и от организаций, у которых нехватка производственных помещений для хранения документов);
3) количество оцифрованных дел для создания электронного архива (15076 при плане 15000);
4) количество исполненных запросов для обеспечения установленных Конституцией Республики Казахстан прав граждан (1324 запросов при плане 380 в связи с ростом запросов граждан по поиску документов, связанных с историей политических репрессий XX века и участию в декабрьских событиях);
5) количество проведенных основанных на архивных документах выставок «для пропаганды отечественной истории и формирования исторического сознания населения» (7 из 7);
6) количество закупленных рабочих станций (10 из 10);
7) количество закупленных «прочих основных средств» (44 из 44).
И последняя, четвертая, бюджетная программа Администрации Президента – «Услуги по обеспечению деятельности Службы центральных коммуникаций» для «обеспечения эффективного механизма взаимодействия в информационной сфере органов государственной власти со СМИ по продвижению и разъяснению государственной политики в казахстанском обществе». Эта программа – абсолютный рекордсмен по количеству прямых результатов, ей назначили сразу 11 необходимых показателей.
Речь в ней идёт, во-первых, о количестве проведенных брифингов и пресс-конференций «в целях информирования общества о государственной политике, разъяснения инициатив президента Республики Казахстан» (297 при плане 280). Во-вторых, о количестве созданных материалов «по продвижению государственной политики» на интернет-портале Службы центральных коммуникаций и аккаунтах в социальных медиа и интернет-порталах (201419 при плане 200000!!!), а также о количестве «пресс-мероприятий нового формата» (таким словом названы «прямые линии с регионами, видеомосты, мероприятия с участием экспертов с подключением, социальных сетей и мессенджеров», их проведено 70 при плане 40).
Далее следуют выполненные и даже перевыполненные нормативы по созданию информационно-справочных материалов, отчеты, дайджестов, созданных и продвинутых на страницах и аккаунтах в социальных сетях и мессенджерах сообщений и прочее. При этом, охват пользователей официального сайта и аккаунтов СЦК в социальных сетях Facebook, Instagram, YouTube один в один соответствует планам – 12 780 000 при запланированном 12 780 000, как и количество просмотров видеороликов – 2 430 000 просмотров при запланированных 2 430 000. Такому точному соответствию плану и результату может позавидовать любой маркетолог.
– Показатели перевыполнены из-за увеличившейся активности центральных и местных исполнительных органов в рамках исполнения инициатив Главы государства. Обеспечено 100 % своевременное и качественное продвижение государственной политики и инициатив Президента Республики Казахстан, – хвастаются в отчёте.
Как можно заметить, абсолютно все обозначенные администрацией президента показатели прямого результата – это не качество, а количество. И именно в этом заключается главная претензия к ним.
Аналогичные «показатели прямого результата», в которых даже не пытаются проанализировать качество проделанной работы, а лишь подсчитывают сухое ничего не обозначающее количество, содержатся в бюджетных программах и всех других госорганов. Информация о всех их «достижениях», успешных выполнениях практически всех показателей, содержится на 718 страницах отчёта правительства.
Но дело в том, что даже если за год президент примет участие в тысячах мероприятий, а его администрация сделает десятки соцопросов о настроении граждан и продолжит публиковать сотни тысяч публикаций с десятками миллионов охватов и просмотров, неблагодарные граждане и бизнес по-прежнему этого не оценят. И дело даже не в том, что официальные сообщения грешат однообразно унылой и однотипной информацией. И даже не в том, что количество – это далеко не качество. Дело банально в том, что проделанные задачи не связаны с поставленными целями.
И эта не какая-то неизвестная, «неожиданно свалившаяся» информация. Ровно год назад, на тот момент глава ВАП Наталья Годунова, прямым текстом говорила об этом же в своём заключении к отчету правительства Алихана Смаилова по исполнению госбюджета в 2022 году. Эта цитата массово распространялась и стала крылатой среди тех, кто отслеживает политическую и экономическую ситуацию в стране.
Рост ВВП, триллионы, тонны, тысячи км! А Человеку от этого лучше жить стало? Непонятно! Не определишь! Никак не определишь! Потому что условия задачи неправильно определены. Финансирование не только бюджетных организаций, но и отраслей экономики через любые инструменты должно давать мультипликативный эффект в виде новых рабочих мест и повышения заработных плат. А у нас финансирование отраслей экономики растет, а населению от этого не намного лучше.
– говорила тогда Годунова.
В той же самой речи она отмечала, что имеющиеся статистические данные не дают целостного представления о результатах работы госорганов, показатели заявленных «достижений» корректируются под факт исполнения, изменения объемов финансирования в большинстве своем не влияют на значения, а результаты неверных прогнозов властей «скрываются за красивыми отчетами и недостоверной статистикой».
Прошёл год, так ничего и не изменилось… И о каком повышении качества государственного управления и, уж тем более, ощутимости развития государственных органов для граждан в таком случае может идти речь?
Читайте предыдущие материалы и новости Exclusive.kz об отчёте правительства Республики Казахстан по исполнению Республиканского бюджета 2023 года:
› Казахстан никак не может определиться со своим будущим, чтобы ему соответствовать.
› Правительство Казахстана ежегодно не справляется с планированием госбюджета.
› Сколько денег получает правительство Республики Казахстан благодаря грантам зарубежных организаций?.
› В чём провинились подчинённые Алихана Смаилова.
› Правительство впустую тратит деньги Нацфонда.
› Парламент принял отчет правительства по исполнению бюджета.
1 Комментарий
[…] интеллекта присутствует та же самая проблема, которая была у национальных и бюджетных программ, – в качестве целевых индикаторов, которыми будет […]