Руслан Султанов: Электронная коммерция разрушит административные барьеры - Exclusive
Поддержать

Руслан Султанов: Электронная коммерция разрушит административные барьеры

В прошлом году товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии составил 7,7 миллиардов долларов. Правительство намерено в ближайшие годы увеличить этот товарооборот в два раза. О том, насколько это реально и что может этому помешать рассказал Exclusive.kz председатель правления Economy Research Institute Руслан Суланов.

В Алматы проходит 13-й Центрально-Азиатский торговый форум. За 12 лет он стал признанной региональной платформой для ведения диалога по вопросам торговой политики. Организаторами мероприятия выступает Агентство США по международному развитию USAID, а также Банк Реконструкции и Развития.

– Форум направлен на укрепление сотрудничества, предпринимательства и торговой политики в регионе. Но, учитывая геополитическую нестабильность в целом, и в частности в нашем регионе, не рискованно ли в настоящее время развивать логистические пути?

– Наоборот, я считаю, именно в условиях нестабильности нам нужно расширять количество партнеров, налаживать связи для взаимодействия и торговли. А страны Центральной Азии – это наши главные партнеры, с которыми мы можем серьезно развивать нашу торговлю, наши транспортные коридоры. Лучше работать вместе, чем порознь. Это даст больший эффект, потому что конкуренция важна и необходима, но лишь здоровая конкуренция между предпринимателями. Страны Центральной Азии в совокупности – это большой рынок с огромным потенциалом для совместных проектов.

– В своем выступлении на планерном заседании форума, вы сказали, что будущее за электронной коммерцией. Наш регион готов к этому?

– Вы знаете, с учетом развития технологий, изменения в любой сфере, в том числе и в торговле, будут проходить постоянно. Если мы посмотрим на мировые изменения в технологиях, с момента проникновения интернета, все уже глобально изменилось, а технологии начали ещё более ускоряться. Уже появился ИИ, ChatGPT и это не предел.

Мы привыкли к тому, что такие платформы как Alibaba, PayPal и eBay считаются электронной коммерцией. Это обычный вариант B2B, когда бизнес через платформу продает клиенту какой-то товар. Для нас это был мощный рывок во время пандемии, когда мы пересмотрели подходы в развитии торговли и начали сами активно развиваться. Но все меняется, и появляются новые идеи. Посмотрите, как сравнительно за небольшой период изменилось наше государство. Вот для меня eGov mobile – это тоже электронная коммерция, это площадка, где уже государство предлагает свои услуги. Поэтому и взаимодействие B2B через электронные площадки тоже будет серьезно меняться.

– О развитии новых площадок для электронной торговли между странами мы говорим очень давно. Но с тех пор ничего не изменилось, по крайней мере, с нашей стороны. Что мешает? Нет государственной поддержки?

– Вот вы сами сказали – поддержка. Но вначале от бизнеса требуется инициатива. Если эта инициатива по созданию платформы будет продвигаться государством, но бизнес не увидит её эффективности или целесообразности, проект умрет. Любая платформа, которая интересна бизнесу, будет жить и без государственной поддержки. Тем более, давайте признаем, что на самом деле в IT-сфере разработка таких приложений в первую очередь зависит от интереса самого бизнеса, а интерес государства играет здесь меньшую роль. Здесь даже меры господдержки уже не столь важны. Потому что технологии слишком быстро меняются. Ведь если еще вчера мы делали IT-проекты с помощью профессиональных разработчиков, которые работали в международных компаниях, имели гигантский опыт, то сейчас этим занимаются студенты первого и второго курса. Да, они обладают меньшим опытом, но они делают эти проекты уже сами. Они не боятся, что ничего не получится. Они пробуют и делают, ведь коды открыты. Это классно.

– Хорошо. Но как же тогда таможенные ограничения при экспорте и импорте товаров, ограничения по потребнадзору?

– Я думаю, со временем эти барьеры исчезнут. Все ненужные для продвижения бизнеса ограничения будут постепенно отмирать. Сейчас это сопротивление старого и нового. Но я ведь не зря сказал про молодежь. Она просто мыслит иначе. Сегодняшние молодые люди, которые разрабатывают что-то новое, горят новыми идеями, они постепенно разрушат те барьеры, которые есть у них на пути, в том числе и на пути их бизнеса.

– А если все-таки говорить о транспортно-логистических путях, о твердой инфраструктуре, а не об облачных технологиях, здесь уж точно без решения вопросов на высоком политическом уровне не обойтись.

– Мы привыкли доставлять товары автомобильным, железнодорожным транспортом и авиаперевозками. Но мы же не знаем, какие технологии дальше будут. Может, начнет развиваться авиатранспортная отрасль. Ведь еще совсем недавно мы думали, что электромобили – это еще совсем далекое будущее.

– А что может Казахстан поставлять на экспорт кроме сырья?

– У нас есть достаточно широкий перечень. Если мы говорим про пищевые продукты, то по ассортименту мы производим все товары. Когда приходим в магазин и видим продовольственные товары, то не замечаем, что это почти весь наш ассортимент. Если мы говорим про промышленные товары, вентиляторы, аккумуляторы, трансформаторы, одежду, то и это мы производим. Просто мы хотим, чтобы наше производство конкурировало на равных с Турцией, Китаем, с Америкой. А вот это уже будет тяжело.

– Почему?

– Потому что эффект масштаба у нас совершенно не работает. У нас всего 20 миллионов человек, а вы хотите, чтобы наш товар был по цене конкурентоспособен с Китаем. Это нереально, потому что Китай экспортирует на весь мир. У Китая совершенно другие меры господдержки, у Китая рынок 1,5 миллиарда человек. Когда ты производишь на этот рынок, ты можешь и маржу заложить всего в 5% и будешь получать достаточный доход. А в Казахстане хоть 50% ставь, все равно доход окажется меньше, чем в Китае.

Почему мы будем всегда по конкуренции проигрывать даже России? Там 140 миллионов человек, против наших 20 миллионов. Тот же самый эффект масштаба. И вот когда нам говорят, что мы должны выходить на экспорт, этот момент не учитывают. Да, на экспорт нужно выходить. И отдельный предприниматель так и делает. Многие сегодня экспортируют свой товар и в Китай, и в Германию. Но у них штучный товар.

Может нам и не нужно выходить на зарубежные рынки со своим текстилем или производить свои айфоны. Конкуренцию Китаю здесь мы точно не составим. Вот вы знаете, где Китай сейчас производит свои мобильные? Они уходят во Вьетнам, потому что Китай дорожает. А во Вьетнаме дешевая рабочая сила. А наши граждане готовы получать копейки за свой труд? Нет, не готовы. Поэтому давайте определимся: либо мы производим массы сегмента, но тогда и цена нужна другая, либо мы должны делать что-то более дорогое, но эксклюзивное, своё know how. А это уже вопрос постоянного развития технологий. Вот и всё. Но опять-таки развитие технологий требует огромных финансовых вливаний и прежде всего в науку. На разработки уходят порой десятилетия. А мы хотим сразу и дешево. Но так это не работает.

Когда мы говорим, что хотим покупать отечественную продукцию или когда мы говорим, что её нет, на самом деле это неправда. Она есть. Вот только стоит гораздо дороже китайской. А создавать дешевле у нас не получится еще и потому, что оборудование мы покупаем зарубежное. Если мы хотим качество, то берем европейское. Сырьё тоже не все есть в Казахстане. Часть сырья для производства на этом зарубежном оборудовании тоже импортируется.

– Но, наверное, все-таки самая главная проблема у нас – это логистика? Поэтому и товар выходит дороже.

– Да. Но не только логистика. По логистике мы можем стать дешевле? Нет, с учетом особенностей нашей территории. Соответственно, по логистике у нас уже минус. Теперь остаются рабочие силы и налоги. Вот и всё. Я думаю, там каждый сам должен ответить – в чём мы можем конкурировать?

– Что ж, возвращаясь к форуму, хотелось бы уточнить, какой рынок из стран Центральной Азии нам наиболее интересен? И что мы можем предложить им такого, чего у них нет?

– Как я уже говорил, мы должны выходить на все центральноазиатские рынки. И наш бизнес туда выходит, товары экспортируются. Вот только с Туркменистаном сложнее. В силу очевидных причин их рынок пока закрыт. Думаю, что нам всем нужно занимать те ниши, которые позволили бы нам дополнять друг друга.  

Например, на границе Узбекистана и Кыргызстана уже создают два центра. Если мы там поставим свои производства – один проект с узбеками, другой с кыргызами, и что-то там совместно производить, то торговля наладиться уже с другими странами. Мы сможем продавать им наш общий товар. Вот когда мы сделаем что-то такое дорогостоящее и технологичное и продавать будем дальше, тогда появится другой совершенно уровень развития сотрудничества между нашими странами, потому что тогда мы будем не конкурировать между собой, а искать новые ниши и вместе двигаться дальше. Это самое важное и самое сложное, кстати. Нам предстоит очень тяжелый путь с точки зрения изменения сознания и подходов бизнеса. Тогда мы уже не будем воевать за зерно, муку или какие-то другие товары. Мы будем двигаться вместе. И здесь, конечно, много будет зависеть от новых идей и научных разработок. Это очень долгий и сложный процесс. Нужны лишь нормальные условия и время, чтобы можно было реализовать те совместные проекты, которые дадут мультипликативный эффект.

Мадия Торебаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.