Сакен Нарынов: он создал свою Вселенную
Это парадокс: в нашей стране, где мы так любим рассказывать, какие мы крутые, приводя в качестве доказательства самые нелепые рейтинги, несколько лет назад почти незаметно прошла информация о том, что работы казахстанского архитектора Сакена Нарынова вошли в число 20-ти лучших проектов мира.
Два года подряд: в 2008-м и 2009-м. Если сегодня открыть сайт Всемирного сообщества архитекторов worldarchitecture.org, то можно увидеть девять (!) проектов Нарынова и страницу, ему посвященную – Saken Narynov’s Top-Art, где приводятся слова известного ученого Мартина Гарднера (США), последователя Альберта Эйнштейна:
«Уважаемый Сакен Нарынов! …Ваша модель из двух слитых воедино бутылок Кляйна с входным и выходным отверстиями очень красива. Насколько я знаю, никто раньше не думал об этом…»
Объяснять, что такое бутылка Кляйна – долго и все равно будет непонятно. Это примерно так же, как рассказывать о ленте Мёбиуса – еще одном «объекте творчества» Сакена Нарынова.
Потому что Сакен Нарынов – не только заслуженный архитектор РК, но и «Изобретатель СССР» (было такое очень почетное звание), автор нескольких изобретений в области архитектуры и геометрии, и множества разработок в разных областях – архитектуре, прикладной геометрии, строительстве, промышленном дизайне и т.д.
А еще он – художник и ученый, и все его работы – симбиоз искусства и науки, это мысли и смыслы, и даже если вы в первый раз слышите это имя, вы наверняка их видели.
Две закрученные параллельные прямые – «Модель Галактики Лебедь-А» – перед Казахским техническим университетом имени К.Сатпаева в Алматы.
Огромная чаша, монумент дружбы народов «Достык» – в Астане.
Гигантский асык «Алтын сака» – в Атырау. И последнее – это было реальное волшебство. Этот бронзовый асык высотой в 3,5 м, длиной 4 м и шириной 1,5 м стоял на постаменте с надписью «Асығың алшысынан түссін!», дословно – «Пусть асык встанет на ребро!», по смыслу – «Да сопутствует вам удача!». В начале 2000-х, когда памятник открывали, его установили именно так – «алшы», то есть в том уникальном положении, о котором мечтает каждый игрок в асыки. Он был установлен на одной точке с двумя поворотами, внутри бронзовой заливки была сделана так называемая «ежовая» конструкция, которая равномерно распределяла вес асыка – такая же конструкция находилась в фундаменте.
А потом его решили «деконструировать», то есть перенести. Но в этом случае перенос означал разрушение уникального художественного и инженерного решения памятника, – о чем писала искусствовед, тогда директор Центра современного искусства Сорос-Алматы Валерия Ибраева.
«Асык, словно упавший с неба – это пожелание стране удачи и благоденствия. После презентации его бетонной версии в Алматы, когда у подножья памятника был устроен поэтический айтыс, старые, заслуженные поэты сказали устроителям: вы подарили нам два часа детства…
Неужели нам для самоутверждения больше нужны бронзовые бездушные истуканы, чем произведения, наполненные воспоминаниями детства, поэзии и искусства?»
Памятник все равно перенесли. А потом сделали это еще раз. Окончательно разрушив идею Сакена Нарынова. Но, наверное, в этом и заключается сила таланта: после асыка художник создал еще несколько грандиозных проектов, провел персональные выставки, и, наконец, открыл в Алматы, за Атакентом, свое общественное пространство – «художественный проект всей моей жизни», говорил Сакен Нарынов.
Он разрабатывал его 20 лет, и у него получился волшебный замок – или крепость? Сложная композиция арок (кстати – из разобранного старого здания), лестницы и мостики, а во дворе – конечно, скульптуры Сакена Нарынова. Он отдал его в аренду молодым художникам: здесь мастерские, школа искусств, самое большое пространство казахстанских дизайнеров одежды, студия, библиотека и т.д.
…Именно отсюда, от этого уникального здания, в воскресенье, 6 июля, Сакена Нарынова проводили в последний путь – он так хотел. Его друзья и ученики говорили о нем и о том, как много его идей не были реализованы. Идей блестящих, грандиозных, признанных мировым сообществом. Хочется верить, что однажды мы все-таки увидим их воплощение – теперь это уже наследие. Огромное наследие Сакена Нарынова.
У меня в этом наследии есть любимая работа – она называется «Вселенная моего деда».
«У казахов есть миф об Айдахаре, тело которого на земле, ноги в воде, а голова на небесах, – рассказывал Сакен Жомартович. – И вот этот дракон – это Вселенная. Днем он себя съедает, а ночью вырастает в ту же величину, поэтому Вселенная вечна и постоянна. Но все же есть два варианта, когда она может прийти к своей кончине: первый – если она станет есть слишком много, ночью она на ту же величину не вырастет, и второй – если она будет, наоборот, мало съедать, но при этом расти и тогда не вместится в Богом заданный объем. Это макрокосмос и микрокосмос. И это относится к нам ко всем. Если я, например, буду всех обманывать и все брать себе, то от этого избытка я могу погибнуть. А если я замкнусь, дескать, я уже все понял, мне никто не нужен – это вторая моя смерть. То есть мы должны у природы брать то, что мы можем потом ей отдать…».
Сакен Нарынов отдал очень много – нам всем. Как написал в Фейсбуке кинодокументалист Булат Нусимбеков: «Он был больше, чем архитектор, художник, скульптор. Он создал свою Вселенную, где были параллельные миры, кубы Мироздания. В каждой клеточке его Вселенной хватало места для всех стран и народов».
Иллюстрация на обложке: В. Заикина
Комментариев пока нет