Санкции вплотную подошли к воротам Центральной Азии - Exclusive
Поддержать

Санкции вплотную подошли к воротам Центральной Азии

В Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан приезжали сразу нескольких высокопоставленных западных чиновников. По сути, это последнее предупреждение властям центрально-азиатских стран о возможности введения вторичных санкций, если они не примут меры по предотвращению реэкспорта санкционных товаров в Россию.

Эти визиты состоялись в преддверии принятия европейцами 11 пакета санкционных мер против России, где, как ожидается, будет сделан большой упор на вторичные санкции против государств, уличенных в обходе санкционного режима. По определению ими весьма вероятно могут стать участники общего Евразийского экономомического союза (ЕАЭС) с Россией и ее близкие торговые партнеры.

По данным европейцев, только за прошлый год экспорт из ЕС в Кыргызстан увеличился на целых 300%, при этом продукции двойного назначения (например, чипов, которые могут использоваться Россией в производстве военных дронов) на 700%. Схожая ситуация с Казахстаном и Узбекистаном, где отмечен значительный рост товаров, подпадающих под санкционный режим. Ранее о реэкспорте была предупреждена Турция, которая немедленно ужесточила контроль, а вслед за ней и Казахстан объявил о введении системы электронного контроля за транзитными грузами.

О вероятности введения вторичных санкций и необходимости усиления мониторинга за соблюдением санкционного режима третьими странами говорит сам факт назначения 13 декабря прошлого года бывшего Генерального секретаря Европейской Комиссии Дэвида О Салливана на специально созданный по данному вопросу дипломатический пост спецпосланника по санкциям. Ранее О Саллливан был также секретарем Еврокомиссии по торговле.

Со стороны США для обеспечения санкционного режима в Центральную Азию были командированы ассистент Министра торговли Элизабет Розенберг и заместитель секретаря по контролю за экспортом Бюро промышленности и безопасности США Мэтью Аксельрод, которые, как и их европейский коллега, посетили и намерены далее навестить все страны, являющиеся партнерами России по ЕАЭС, а также Узбекистан, Турцию, ОАЭ и др. По итогам визитов, среди прочих мер, США намерены создать в регионе постоянно действующие представительства Управления по контролю за иностранными активами (OFAC).

В ближайшее время Европейская Комиссия намерена провести первые слушания по итогам состоявшихся визитов для того, чтобы определить, какие меры будут введены в случае нарушения санкционного режима третьими странами, а также в целом выработать свою политику в данном направлении. Однако, есть немало открытых вопросов и политических дилемм.

В частности, после принятия санкционных мер против России (и фактически, по признанию некоторых экспертов, почти исчерпав их) торговый оборот между Россией и ЕС на самом деле снизился довольно незначительно, хотя и коснулся таких ключевых российских отраслей, как нефтегаз и финансы, а также существенным образом снизил возможности российского военно-промышленного комплекса производить современное оружие. При этом санкции не коснулись таких отраслей как атомная энергетика, поставки российского никеля, древесины и удобрений. Даже после значительного сокращения европейского экспорта в РФ, объем европейского импорта из России снизился в денежном выражении всего на чуть более 10 млрд евро (с 186 до 171 млрд.) При этом европейцы, безусловно, несмотря на значительные экономические издержки, тем не менее никогда не согласятся на какое-либо облегчение санкционного режима и возможности России снижать свое санкционное давление за счет импорта через третьи страны. Иными словами, нет основания сомневаться в том, что вторичные санкции будут приняты незамедлительно против третьих стран и тут, в отличие от России, если они будут введены против центрально-азиатских государств, их эффект будет гораздо более разрушительным в виду гораздо большей зависимости от Запада, где речь может идти, например, об инвестиционном капитале, банковских услугах, частичном или полном закрытии европейского рынка для некоторых видов товаров.

Тут необходимо иметь в виду, что ЕС является крупнейшим инвестором и торговым партнером Казахстана с долей почти 40% всей внешней торговли РК. Схожая ситуация в разной степени относится и ко всем другим центрально-азиатским странам. Именно поэтому правительства ЦА заверили представителей США и Европы в том, что они будут твердо придерживаться санкционного режима. Так, по итогам круглого стола с Элизабет Розенберг в Астане, председателем агентства по финмониторингу РК Мадиной Абылкасымовой были предприняты немедленные меры по комплаенсу на казахстанских фондовых рынках в отношении российских и белорусских субъектов. В ходе визита на прошлой неделе Дэвида О Салливана в Ташкент президент Узбекистана Мирзиеев также заверил американцев о безусловном намерении соблюдать санкционный режим.

Несколько отличная ситуация, похоже, складывается с Кыргызстаном. Так, по данным аналитического центра САВАR, если рост торгового оборота между Казахстаном и Россией по итогам 2022 года составил всего 6%, то между Кыргызстаном и Россией он вырос за год сразу на 40.3%, где доля кыргызского экспорта в Россию увеличилась на астрономические 240% (против 25% из Казахстана и 49% из Узбекистана).

При этом кыргызская сторона не только создала какой-то информационный «блэкаут» по поводу итогов визита в Бишкек Э.Розенберг среди местных СМИ, но и прозвучали заявления о западном давлении на суверенитет Кыргызстана. Другим настораживающим обстоятельством является имеющий место низкий уровень таможенного контроля в Кыргызстане и, как следствие, высокий объем контрабанды. Так, например, согласно информации ведущего Южнокорейского издания Korean Times, при общем падении корейского экспорта в Россию за 2022 год на 37%, ее экспорт в Кыргызстан увеличился на целых 231.4%, что, по мнению корейцев, свидетельствует о том, что КР реэкспортирует товары в Россию, однако ее официальные данные показывают совершенно другие цифры.

Схожая ситуация с разными экспортно-импортными данными была ранее и на казахстанско-китайской границе, однако она претерпела значительные изменения после принятых мер на Хоргосе и введением Казахстаном электронного контроля за транзитными товарами. На этом фоне власти Кыргызстана заявили о намерении развить альтернативные маршруты в Россию в обход Казахстана через Узбекистан и Туркменистан (и далее через Каспий до российских речных портов). Представляется, что объявленный визит в Москву кыргызского президента С.Жаппарова на празднование 9 мая, где он будет, возможно, единственным зарубежным президентом, скорее всего имеет цель обсудить дальнейшее развитие двусторонних кыргызско-российских отношений в свете все возрастающей вероятности западных санкций в отношении Бишкека.

С другой стороны, необходимо учитывать, что введение вторичных санкций против текущих партнеров России по ЕАЭС может вызвать и противоположный эффект с нежелательными для самого Запада политическими последствиями. Такой шаг вместо отчуждения региона от санкционной России может, напротив, бросить слабые экономики ЦА в объятия России и тем самым значительно ослабить политику ее изоляции. С учетом огромного влияния Кремля в Кыргызстане, где она размещает свою крупнейшую военную базу в регионе, такой сценарий весьма вероятен.

Большой вопрос также стоит и по Китаю ввиду глобального противостояния и растущего антагонизма с Западом по тайваньскому вопросу. И это уже не вопрос завтрашнего дня, а современная реальность. Центральная Азия (и теперь Россия) являются важным альтернативным сухопутным коридором для энергоресурсов в Китай (в сравнении с контролируемыми США морскими транспортными путями) и Китай не будет безучастно наблюдать, будучи не заинтересованным в дестабилизации ситуации на своих западных границах. В этом контексте предстоящий визит президента Казахстана Токаева в Пекин во второй половине мая будет играть очень важную роль.

Немаловажно также, против кого же вводить санкции – против правительств, которые на самом деле заинтересованы в соблюдении режима, или частных компаний и лиц, причем как продавцов, так и самих производителей, отправляющих товары в третьи страны в больших количествах, очевидно зная о вероятности их ре-экспорта? Учитывая твердое намерение Запада обеспечить эффект принятых санкций, вторичные санкции скорее всего будут смело приниматься в отношении как правительств, так и производителей.

Ну и в-третьих, большой проблемой является тот факт, что нет заявленных конечных целей санкций против России, согласованных между ЕС и США, что в значительной степени придало бы предсказуемость мерам и их последствий. Однако, надо иметь в виду, что динамика и твёрдость изоляционистских устремлений Запада против России является не вопросом какого-то короткого промежутка времени, а будет действовать после окончания войны в Украине десятилетиями, что ставит перед центрально-азиатскими странами (особенно членами ЕАЭС) необходимость принятия нового геостратегического вектора своего развития. Санкционное саморазрушение, конечно же, не входит ни в чьи намерения, но все будет в итоге зависеть от того, насколько члены ЕАЭС будут готовы сами закрыть свои границы с Россией, ведь их открытость уже негативно отражается на благосостоянии простых граждан, страдающих от инфляции и дефицита со всеми последующими социальными угрозами.

Куат Домбай

Политический обозреватель




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *