Ya Metrika Fast


English version

Сегодня для обучения детей нужны новые инструменты – и это не о рояле

Общество — 2 февраля 2024 10:00
2
Изображение 1 для Сегодня для обучения детей нужны новые инструменты – и это не о рояле

Сольфеджио может быть инновационным – считают в авторской школе Жании Аубакировой, и это не «разрушение основ» классического музыкального образования, наоборот: это возможность по-настоящему качественно обучить музыке современных детей – тех, кому сложно «просто слушать» урок. Значит, нужны новые инструменты – и речь не о пианино, скрипке или трубе, а о современных мультимедийных средствах, что активно используются сейчас не только на уроках сольфеджио, но во время всего процесса обучения в школе Жании Аубакировой, где с первых дней работы (школа открылась еще в 1990-х) были готовы к экспериментам. О том, почему сегодня для успешного обучения детей важно сочетать учебную, познавательную и игровую формы – Мария Игнатенко, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в школе Жании Аубакировой и автор программы «Инновационное сольфеджио».

Из «досье» Exclusive.kz

Мария Игнатенко, выпускница Алматинского музыкального коледжа имени П.И.Чайковского, победитель международного конкурса «Лидер XXI века: Лучший студент», организованного национальным инновационным научно-исследовательским центром «BILIM-ORKENIETI» и «Академия лучших студентов Республики Казахстан» в честь 30-летия СНГ. Лауреат межуднародного конкурса молодых музыкантов «STUDYING OF MUSICAL LITERATURE OF DIFFERENT COUNTRIES» (г.Баку). Награждена нагрудным знаком «За свои лидерские качества и талант, вносящий вклад в развитие молодежной политики среди СНГ».

Изображение 2 для Сегодня для обучения детей нужны новые инструменты – и это не о рояле

Завоевала 1 место в номинации «Педагоги дополнительного образования» регионального этапа Республиканского конкурса «Панорама Педагогических идей» от АО «Национальный центр повышения квалификации “Орлеу”».

Чингиз Айтматов

Лектор курсов повышения квалификации «IT технологияларды балаларға қосымша музыкалық білімге кіріктіру» в РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» Министерства образования и науки РК.

– Несмотря на то, что основной формой в школе всегда является учебная, но все-таки, как я убедилась на собственном опыте, не стоит пренебрегать игрой, – рассказывает Мария. – Дидактические игры – частые «гости» на моих занятиях. Это могут быть какие-то интерактивные игры, игры на закрепление материала, могут быть игры, что я сама разрабатываю – распечатываю задания, ламинирую их и затем раздаю детям. Порой такие игровые задания формируются с учетом индивидуальности ребенка или же для определенной группы детей. Все это делается для закрепления знаний, для выработки того или иного практического навыка. Использую игры с психологическим подтекстом – на развитие межполушарных связей, на развитие чувства ритма, на развитие слуха и воображения. Игра занимает очень важное место в психологическом самосознании ребенка, да и взрослого, любого человека. Поэтому ее нужно обязательно использовать в обучении, как один из эффективных инструментов познания.

– Едва ли не главная проблема учителей, что существует, наверное, с первых дней возникновения школы – это то, что разные ученики воспринимают учебный материал по-разному.

– Именно поэтому я использую во время занятий индивидуальный подход. Да, дети все разные, у каждого свой темперамент, скорость психологических реакций, свой индивидуальный психологический портрет. И свой уровень знаний, свое эмоциональное состояние во время урока – конечно, индивидуальный подход необходим. Поэтому я подбираю для учеников разноуровневые задания. Конечно, это занимает больше времени и от учителя требует больших усилий, однако все окупается лучшим усвоением учебного материала каждым ребенком, его активной включенностью в процесс урока.

Главная задача педагога, по мнению Марии (и это заложено в самой миссии школы Жании Аубакировой) – как выявить такие индивидуальные особенности и таланты? У Марии имеется свой метод.

– Когда в начале учебного года я только знакомлюсь с классом, я начинаю «мониторить» его, присматриваюсь к каждому ученику, стараюсь в ходе уроков определить какие-то особенности их поведения, восприятия, их психологические реакции на разные ситуации в учебном процесса, – рассказывает она. – И как бы составляю особый психологический профиль на каждого ученика. Это делается порой почти бессознательно, в ходе уроков, в ходе общения. И тогда я лучше понимаю, какие формы и методы обучения я смогу использовать в дальнейшем.

Одновременно я часто использую и групповые методы обучения. В таком случае сочетаю соревновательный и творческий «моторы» в процессах.

Класс, к примеру, делится на две группы, каждая получает свое задание и роли. Нужно за определенный период его решить. И ребята, в ходе обсуждения, столкновения разных точек зрения, ищут ответ, стремясь опередить своих соперников. Дети учатся налаживать коммуникации друг с другом, обсуждают вместе вопросы, предлагают свои решения, создают проекты. Это зачастую помогает им усваивать учебный материал, одновременно давая им выявить их собственные, индивидуальные качества.


Группы могут быть разной величины. Например, я даю одно задание на парту, то есть на двух человек, и они совместно решают его. В процессе работы этой команды происходит взаимообогащение знаниями двух учеников, а поиск решения укрепляет межличностные связи.

Самый рабочий инструмент для подачи ученикам материала – это метод «от простого к сложному», им пользуются все педагоги, – говорит Мария Игнатенко. – Это проявляется во всех аспектах построения урока, даже при выборе слов, с которыми я обращаюсь к ученикам. Простые, доходчивые объяснения учебного материала, постепенно, шаг за шагом, усложняющиеся от урока к уроку – весь этот путь и учитель, и ученик должны пройти вместе, от начала и до конца.

Во время пандемии Мария вела педагогическую практику.

– Я тогда еще училась в музыкальном колледже и пришла преподавать в музыкальную школу. Уже тогда мне казалось, что сама методика преподавания нуждается в обогащении и дополнении. В это время я попала на республиканской конкурс, где представила свой проект обновленного метода обучения детей сольфеджио. И заняла там, кстати, первое место. Мои идеи оказались востребованы! Это стало для меня отличной мотивацией для продолжения работы в этом направлении. В дальнейшем меня пригласили для чтения лекций в Институт повышения квалификации педагогов в Караганде, где моя уверенность в том, что я действую в правильном направлении, только укрепилась. Там я провела семинары по использованию новых технологий при онлайн-обучении музыке и увидела, с каким интересом эти идеи воспринимали другие педагоги, участники наших обсуждений. Принести на уроки музыки, сольфеджио онлайн-ресурсы, облачные технологии – тогда это казалось фантастичным.

А в феврале 2022 года Марию пригласили работать в авторскую школу Жании Аубакировой – и оказалось, что фантастика может стать реальностью.

– В то время случился карантин в школе, вспоминает Мария Игнатенко, – и нам пришлось налаживать учебный процесс «по удаленке». Поначалу это было непросто, но от урока к уроку я старалась применять новые формы подачи материала детям, которые оказались в непривычной обстановке, одни, дома, перед монитором… Самым важным здесь было найти контакт с детьми, которые неожиданно попали из шумной атмосферы класса в онлайн. Многие просто не представляли, как учиться в таких условиях. А учителя на понимали, как учить. А я еще преподавала сольфеджио, тот предмет, где важны и теория, и практика. И вот тогда мне на помощь пришли всевозможные онлайн-ресурсы, начиная от различных музыкальных сайтов, до музыкальных онлайн-тренажеров, позволяющих учащимся закреплять полученные навыки. Это потребовало много дополнительного времени, труда и усилий, но я на своем опыте убедилась, что такая система обучения действует. Музыке можно обучить онлайн! Если построить правильную структуру обучающего процесса, подобрать нужные методики и формы подачи материала и, конечно, получить адекватный ответ от обучаемого. Потому что в онлайн-обучении музыке заинтересованность ученика в результатах должна быть не меньше, чем учителя.

Кстати, когда карантин кончился и дети вернулись в школу, учителя заметили, что им труднее стало удерживать внимание детей на уроке. Потому что за этот период онлайн-обучения дети уже привыкли получать информацию из гаджетов, у них уже сформировалась даже некая потребность в их использовании при обучении. Это говорит о том, насколько пластична человеческая психика и познавательные ресурсы человека, которые в любой ситуации могут приспособиться для получения знаний. И здесь у меня родилась идея создать программу инновационного обучения сольфеджио. Мне хотелось масштабировать тот опыт, который я получила во время карантина, обогатив его новой методологией и инструментами.

То, что на уроках стало трудно удерживать внимание детей, стало для Марии мотивом для создания программы «Инновационное сольфеджио». В ее трактовке это соединение классической программы обучения сольфеджио с современными мультимедийными инструментами, для восприятия этого учебного предмета детьми нового поколения.

Их часто называют поколениями «альфа и бета», но это факт – сегодняшние дети очень отличаются даже от своих родителей, уверена Мария.

Для этого поколения характерны такие особенности, как скорость восприятия информации, способность быстро воспринимать текстовой и графический контент, у них повышенная социальная мобильность, то есть жизнь идет как бы в нескольких измерениях, они сильно зависят от современных технологий…

– Сама программа обучения основана на игровой форме, подстраивающейся под возраст и развитие ребенка. Каждый образовательный модуль программы оснащен игровыми модулями, способствующими усвоению учащимся тем и усилению внимания ребенка к предмету. – говорит Мария Игнатенко.

Программа также включает в себя различные онлайн-тренажеры – для обучения и закрепления навыков. Методика обучения использует приемы ассоциативного мышления и различные аспекты неформального образования. Все это понадобится ученикам не только во время обучения, но и позже, во взрослой жизни, – убеждены в школе Жании Аубакировой.

Каким Мария Игнатенко видит своего ученика после выпуска? На этот вопрос у молодого педагога есть ответ. Это образованный, адаптированный к быстро меняющейся ситуации человек, способный раскрывать свой творческий потенциал, ставящий высокие гуманные цели. Современный человек должен уметь работать с информацией, правильно оценивать ее, анализировать, делать выводы, на основе гуманных принципов, которые школа стремится у него воспитать.


Дмитрий Слинько

Поделиться публикацией
Комментариев: 2

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Ага: 12.02.2024 в 10:14

    Респект преподавателю!

  2. Аноним: 08.02.2024 в 21:30

    Супер!