Шакен Айманов: очарованный городом-садом
Никто не снимал в художественном кино Алматы так красиво и с такой любовью, как Шакен Айманов.
Бежал я, пятнадцатилетний, по алматинскому «броду» – самой прекрасной километровой части бывшей улицы Калинина (сейчас – имени Кабанбай батыра) и вдруг остановился как вкопанный, увидев напротив гостиницы «Алматы» киоск «Горсправка», софиты и крутящихся специалистов, настраивающих свет. Рядом на скамейке мирно беседовали Шакен Айманов, оператор Марк Беркович, актрисы Амина Умурзакова и совсем юная красавица Шолпан Алтайбаева. К ним можно было подойти поближе и даже послушать, о чем они говорят, что я и сделал. Так и простоял до вечера у съемочной площадки до конца киношной смены. На хлопушке прочитал: «Ангел в тюбетейке». И через год помчался смотреть музыкальную комедию чуть ли не в день премьеры.
Помню, очень удивился, когда междугородний автобус, на котором приезжает в город Тана – героиня Умурзаковой – спускается в Алматы с горы Коктобе, чего не было и не будет никогда. Но Айманов так решил, чтобы показать экс-столицу необыкновенно привлекательной. Тана изрядно поколесила по самым прекрасным улицам города, и наконец, ее автобус припарковался у платформы почившего не так давно автовокзала Саяхат.
Фильм этот, простенький по сюжету, можно смотреть бесконечно. Может быть, так сильно его любят только алматинцы. Но, честное слово, приятно вглядываться в знакомые улицы и слушать хиты, написанные для фильма Александром Зацепиным. Его, кстати, открыл для кино Айманов, пригласив никому неизвестного выпускника алматинской консерватории на музыкальную комедию «Наш милый доктор». Эта картина вышла на экраны на двенадцать лет раньше «Ангела в тюбетейке». И в ней помимо Зацепина были и другие открытия: впервые снялась в кино младшая сестра Гульфайрус Исмаиловой Роза Исмаилова, первую главную роль сыграл Юрий Померанцев, блистательные дуэты получились у Рахии Койчубаевой и Евгения Попова, а также у Евгения Диордиева и рижской актрисы Валентины Старжинской.
Через много лет, уже после трагической гибели режиссера, прочитал в очерке о нем, опубликованном в одиннадцатой книге из серии «Актеры советского кино»: «Студия, а не улочка должна носить его имя», – писал киновед Михаил Сулькин. Ещё через несколько лет так и случилось: «Казахфильму» присвоили имя Шакена Айманова. И теперь понятно – почему не имени, предположим, Мажита Бегалина или Султана Ходжикова – мастеров таких же именитых и по-режиссерски более крепких. Айманов, в отличие от коллег, серьезно занимался администрированием, консультировал молодых режиссеров, снимался и снимал. Его ранние фильмы критиковал сам Мухтар Ауэзов, советовавший оставить режиссуру. По большому счету, критики были правы. Ничего особенного и выдающегося в фильме-концерте «Наш милый доктор» не было. После ХХ съезда КПСС, и даже раньше, после смерти Сталина, киношники даже растерялись, не поверив, что теперь позволено много. И начали с малого – с музыкальных комедий: в Москве Эльдар Рязанов снял «Карнавальную ночь», в Тбилиси зажглась звезда Лейлы Абашидзе в «Стрекозе» и «Занозе», а у нас Шакен Айманов снял три музыкальных фильма – «Наш милый доктор», «Песня зовёт» и «Ангел в тюбетейке». Он продвигал на всесоюзный экран и певческое искусство Казахстана: в его картинах пели и играли Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев и младший брат режиссера, оперный певец Каукен Кенжетаев.
Всего Айманов поставил десять фильмов. Самые значительные и глубокие из них – военная драма «Земля отцов» (по сценарию Олжаса Сулейменова) с участием аксакала казахского кино Елюбая Умурзакова и юного Мурата Ахмадиева и, безусловно, истерн «Конец атамана» с Асанали Ашимовым.
Ну, а кинороли Айманова все хорошо знают. Дебютировал он, мелькнув в эпизоде в историко-революционной картине «Амангельды». После войны сыграл зловещего завистника и отравителя Шарипа у Григория Рошаля в байопике «Песни Абая». Подобную роль предполагал дать актеру и Ефим Дзиган, приступивший в Алматы к съемкам картины о Джамбуле. Но, услышав, как читает стихи акына Айманов, как он поет и играет на домбре, переменил свое решение и доверил заглавную роль Айманову. Айманов действительно знал, как играть Джамбула – вместе со старцем он участвовал в декаде казахского искусства в Москве в 1936 году и наблюдал за ним в и на сцене, и в повседневной жизни.
Параллельно актер служил в академическом театре драмы имени Ауэзова. Играл Амангельды Иманова, Отелло, Хлестакова, Сатина в «На дне» и Тихона в «Грозе». Каким он был театральным актером, можно судить по эпизоду в «Нашем милом докторе», в котором он вместе с Хадишой Букеевой репетирует сцену из «Укрощения строптивой».
Еще одна роль, о которой он мечтал долгие годы – Алдар Косе. Айманов сам поставил фильм и сам же сыграл заглавную роль.
Последний раз Шакен Кенжетаевич появился на экране в телефильме «У подножья Найзатас», cыграв аксакала Бейсембая.
15 февраля исполняется 110 лет со дня рождения актера, режиссера и сценариста, Народного артиста СССР Шакена Айманова (1914 – 1970).
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
2 Комментария
Спасибо большое за профессиональный и ёмкий обзор творчества нашего любимого Шакена Кенжетаевича Айманова!
Спасибо за добрую память о замечательном Мастере