English version

Шансы приобрести автомобиль по льготному автокредитованию тают день ото дня

Общество — 31 мая 2022 10:09
2 -1

Хотя проект министерства индустрии и инфраструктурного развития был запущен в апреле этого года, а фактически стартовал в конце мая, количество выделенных на него автомобилей, судя по информации банков, уже на исходе. При этом, сумма финансирования по программе льготного кредитования, составляет порядка 100 миллиардов тенге.

Изображение 1 для Шансы приобрести автомобиль по льготному автокредитованию тают день ото дня

Чтобы выяснить, как обстоят дела с выдачей льготного автокредита, мы обратились в банки второго уровня, которые обслуживают эту госпрограмму. Оператор Нalyk Bank подтвердил, что программа запущена и востребована у жителей нашей страны. Кредитование покупки легковых автомобилей осуществляться при ставке вознаграждения 4 процента годовых при сроке финансирования до семи лет. Сумма кредитования – не более 10 миллионов тенге при стоимости транспортного средства не более 15 миллионов тенге.

– Сначала вы обращаетесь в автосалон, выбираете автомобиль, – пояснил оператор Нalyk Bank. – Представитель автосалона даст вам счет на оплату автомашины. Срок его действия не более пяти дней. Далее вы обращаетесь в банк со своим удостоверением личности. При наличии супруги или супруга потребует документ, подтверждающий семейное положение. Счет на оплату через банк можно произвести и без VIN-кода машины, но все же желательно его иметь. Также из банка потребуется выписка, подтверждающая ваш доход. Кроме того, для пенсионеров нужна справка об освобождении от пенсионных выплат. Для военнослужащих и не участников зарплатного проекта нашего банка потребуется предоставить большее количество документов. После прохождения всех процедур и одобрения заявки, банк выдает вам гарантийное письмо, с которым вы и отправляетесь в автосалон.

Сколько времени займет вся процедура одобрения заявки и получения кредита оператор Нalyk Bank ответить затруднился. Зато он пояснил, что гарантийное письмо будет действовать порядка 25-30 календарных дней.

– Пока по ныне действующей программе льготного автокредитования в Нalyk Bank не выдавали гарантийных писем для покупки легковых автомобилей, – говорит сотрудник банка. – В данное время мы работает по старым заявкам, которые подавались полгода назад по акции льготного автокредитования. Одобрение льготного кредитования зависит от наличия денег на счету заявителя, а также от того, есть ли у него кредиты или задолженности в других банках. В данное время в рамках программы можно взять автомашины KIA, Hyundai, Chevrolet, Jac, Lada. Для этого нужно обратиться в такие автоорганизации как ТОО Hyundai Trans Auto и ТОО Сырыарка АвтоПром.

Но буквально через несколько дней другой оператор Нalyk Bank предоставил уже менее обнадеживающую информацию.

– Программа по льготному автокредитованию в нашей стране была запущена 24 мая, – сообщил приветливый женский голос. – Однако, существует лимит машин, и он практически уже исчерпан. По этой причине в ТОО Сырыарка АвтоПром заявки уже не принимаются. Они принимаются только в Hyundai Trans Auto.

В Банке ЦентрКредит (BCC), где в целом условия льготного автокредитования аналогичные, обязательным является предоставление справки об отчислениях в пенсионный фонд за последние полгода. В BCC обещают выдать ободрение или отказ по составленной вами заявке буквально за 15 минут. Сам же кредит придется ждать около месяца.

– Мы оформляем заявки на льготное кредитование автомобиля KIA. Заявки принимает только ТОО Hyundai Trans Auto. Сырыарка АвтоПром приостановил их прием, так как там… уже закончились автомобили, – «обрадовали» в Центр Кредите.

И это при том, что госпрограмма только началась! Как случилось, что обещанные казахстанцам автомобили по программе льготного кредитования закончились за считанные дни, остается загадкой. Ведь, по словам вице-президента Ассоциации казахстанского автобизнеса Анары Макашевой, «автомобилей в рамках льготного автокредитования в салонах страны предостаточно и проблем в их приобретении быть не должно».

– Ежемесячно в стране производится больше чем семь тысяч авто, – сообщила Макашева. – Наши производители говорят, что рост составит более 20 процентов по отношению к прошлому году. Ожидается, что производители выпустят более 100 тысяч авто.

По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса только за два месяца этого в стране было выпущено 12 408 легковых автомобилей. В пятерке самых популярных брендов (включая экспорт) – Hyundai (5 298 единиц), Chevrolet (2 674 единицы), Lada (1 904 единицы), Kia (1 859 единиц) и JAC (781 единица). За первые два месяца 2022 года Казахстан экспортировал в Узбекистан, Россию, Беларусь и Таджикистан 891 автомобиль на 9,4 млрд. тенге, против 508 единиц годом ранее (+75%).

В то же время, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития в очереди за льготными автокредитами сегодня стоит более 15 тысяч казахстанцев.

На льготные автокредиты МИИР до 2027 года планирует направить 250 миллиардов тенге – 150 миллиардов из госбюджета и еще 100 миллиардов – из собранных в виде утильсбора «Оператором РОП».

В то же время, далеко не все казахстанцы довольны повторной льготной программой автокредитования. Прежде всего, потому, что в банках (в чем мы убедились и сами) дают крайне нечеткую и порой противоречивую информацию.

Кроме того, и в автосалонах, куда обращаются жители страны, выявляются любопытные подробности.

– Первым делом в автосалоне тебе дадут прайс-лист с печатью и датой обращения, – делится алматинец Руслан Саматов (фамилия изменена). – С ним нужно идти к менеджеру банка и подавать заявку, а затем ждать решения. Указанная в заявке машина уже должна находиться в автосалоне. Но ней уже должно быть установлено дополнительное оборудование, без которого продажа невозможна. Стоимость допоборудования начинается от 700 тысяч и доходит до порядка двух миллионов тенге.

Это делается для того, чтобы автосалоны могли заработать на таких аксессуарах, как автосигнализации с автозаводом и GPS-наблюдением, тонировка, ветровики, резиновые напольные ковры для пассажиров и на багажнике, защита картера и защитная сетка на решетку и т.д. И мало кто задумывается о том, рассчитывали ли на это те, кто решил воспользоваться льготным кредитованием.

Другим «сюрпризом» станет то, что для получения льготного автокредита в банке необходимо оплатить страхование КАСКО, причем на весь период займа. О чем первоначально, то ли умышленно, то ли по незнанию умалчивают операторы банков. И стоит такой вид добровольно-принудительного страхования стоит как минимум 200 тысяч тенге в год. А на весь семигодовой период кредитования сумма и вовсе выльется в 1,4 миллиона тенге.

Так что, если, к примеру, человек берет машину без первоначального взноса за 10 миллионов тенге, то переплата под четыре процента годовых на семь лет выйдет около 1,5 миллиона тенге. Добавим к этой сумме порядка двух миллионов тенге, которые уйдут на дополнительные опции, и как минимум 1,4 миллиона тенге за КАСКО.

В итоге переплата за новую машину стоимостью в 10 миллионов составит порядка пяти миллионов тенге. Так что получается не четыре процента, а целых 12 процентов годовых. Вот такой выгодный автомобиль, получается.


Анна Ямпольская

Поделиться публикацией
Комментариев: 2

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. MontetailK: 23.06.2022 в 21:26