Шри Ланка: к чему приводит правление семейных кланов - Exclusive
Поддержать

Шри Ланка: к чему приводит правление семейных кланов

На протяжении практически двух десятилетий четыре брата Раджапакса и их сыновья управляли Шри-Ланкой как семейным бизнесом – причем беспорядочным. Своими грандиозными строительными проектами и расточительностью они обременили Шри-Ланку непосильными долгами, ввергнув страну в худший с момента обретения независимости экономический кризис. Теперь династия пала.

Махинда Раджапакса сыграл значительную роль в установлении династии Раджапакса. Став в 2005 году президентом, он правил железной рукой в ​​течение десяти лет, ограничивая гражданские свободы, расширяя президентские полномочия (включая отмену ограничения на количество сроков полномочий) и заключая с Китаем одну невыгодную сделку за другой. На протяжении всего этого процесса он держал свою семью возле себя, а его младший брат Готабая занимал пост министра обороны страны.

Но в 2015 году Махинда проиграл президентские выборы, и Раджапакса ненадолго были отстранены от власти. За это время парламент восстановил ограничение на президентский срок, исключив еще одно президентство Махинды. Тем не менее, семья быстро разработала план восстановления своей династии: Готабая откажется от своего американского гражданства и будет баллотироваться в президенты.

У Готабая были все шансы на победу. В конце концов, он был министром обороны в 2009 году, когда Махинда отдал приказ о завершающем военном наступлении против повстанцев “Тамильского тигра”, положившему конец жестокой 26-летней гражданской войне. Благодаря этому братья Раджапакса стали героями среди сингальского большинства Шри-Ланки.

Надо отметить, что при завершающем наступлении было убито почти 40 000 мирных жителей, что вызвало международные обвинения в совершении военных преступлений.

Организация Объединенных Наций охарактеризовала это как “серьезное посягательство на весь режим международного права”. По словам Сарата Фонсека, военачальника военного времени, Готабая приказал казнить без суда и следствия сдавшихся лидеров повстанцев. В Калифорнии, где он ранее проживал, Готабая предъявлены гражданские иски в совершении военных преступлений.

Но братья Раджапакса просто представляли себя верными блюстителями интересов сингалов. И, во многом благодаря своим этнонационалистическим убеждениям, Готабая одержал победу на выборах 2019 года, после чего сразу же назначил Махинду своим премьер-министром. Затем Махинда посадил в кресла министров и назначил на другие государственные должности двух своих сыновей, двух других своих братьев и племянника.

В том же году, в результате взрывов, устроенных исламистскими экстремистами в пасхальное воскресенье, были убиты 277 человек и сотни ранены. Это нападение обнажило напряженность, назревавшую с 2009 года: несмотря на то, что военное наступление привело к маргинализации тамилов, большинство которых составляют индуисты, окончание войны посеяло семена религиозного раздора между сингальцами, большинство которых составляют буддисты, и мусульманами Шри-Ланки, которые составляют одну десятую населения страны. Террористические взрывы в Пасхальное воскресенье по новой вооружили Раджапакса в разжигании Сингальского национализма.

Помимо углубления этнических и религиозных разногласий, Готабая стал последователем своего брата в создании имперского президентства, примером чего является принятие в 2020 году конституционной поправки, расширяющей полномочия президента по роспуску законодательного органа. И он помог подтолкнуть Шри-Ланку дальше в спираль экономической смерти, созданию которой способствовал его брат, не в последнюю очередь благодаря своим отношениям с Китаем.

Во время правления Махинды, благодаря тому, что Китай защищал Раджапакса от обвинений в военных преступлениях в ООН, он выиграл крупные инфраструктурные контракты в Шри-Ланке и стал ведущим кредитором страны. Долги перед Китаем в основном накопились из-за строительства памятников династии Раджапакса в родном районе Хамбантота.

В качестве примеров можно привести “самый пустой” аэропорт в мире, крикетный стадион с большим количеством мест, чем население столицы округа, и морской порт стоимостью 1,4 миллиарда долларов, который оставался в основном незадействованным, пока в 2017 году не был передан Китаю в аренду на 99 лет. Самым экстравагантным проектом, поддерживаемым Китаем является “Порт-Сити” стоимостью 13 миллиардов долларов, который строится на отвоеванной у моря земле недалеко от центра столицы Коломбо.

Принцип действий Китая заключается в том, чтобы заключать сделки с сильными мира сего и использовать уязвимость их стран, с целью получить стратегический плацдарм. О своих важнейших целях в Шри-Ланке Китай намекнул в 2014 году, когда две китайские подводные лодки совершили отдельные необъявленные визиты в Коломбо, войдя в недавно построенный контейнерный терминал, принадлежащий в основном китайским государственным компаниям.

Таким образом, Китай получил рычаги влияния на страну, расположенную рядом с некоторыми из самых важнейших морских путей в мире, а Шри-Ланка все больше погрязла в долгах, включая “скрытый долг” перед Китаем по кредитам, публичное раскрытие которых было запрещено их условиями. Но высокомерие помешало Раджапаксам признать надвигающийся кризис. Наоборот, в 2019 году они ввели резкое снижение налогов, что уничтожило треть налоговых поступлений страны.

Затем разразилась пандемия, разрушившая туризм и швейную промышленность – два основных источника валютных поступлений Шри-Ланки. Совсем недавно война в Украине, спровоцировав резкий рост мировых цен на энергоносители и продукты питания, помогла истощить валютные резервы Шри-Ланки, вызвав нехватку топлива, продовольствия, лекарств и электроэнергии. Это стало последней каплей для многих жителей Шри-Ланки, которые массово вышли на улицы.

9 мая, Махинда неохотно ушел в отставку со своего поста премьер-министра, пытаясь успокоить протестующих. Но протесты продолжали бушевать, их кульминацией стал штурм демонстрантами президентского дворца на побережье. Готабая сбежал за несколько минут до того, как сообщил о своем решении уйти в отставку.

В Шри-Ланке фотографии протестующих, развалившихся на президентской постели и готовящих еду на заднем дворе его дворца, стали символом народной власти. Но они также должны послужить предупреждением политическим династиям во всем мире, от Азии до Латинской Америки. Когда семья доминирует над правительством или партией, ответственность как правило страдает, что зачастую приводит к катастрофе. Это может привести к падению даже самой укоренившейся династии – и быстро.

Это также урок для других стран с крупной задолженностью. Если только они не предпримут мер по обеспечению устойчивости своих долгов, кризис может накрыть их ближайшее время.

Что касается Шри-Ланки, ее следующим лидерам придется решить проблему нехватки предметов первой необходимости, восстановить разрушенную экономику, восстановить верховенство закона и привлечь к ответственности тех, кто стал причиной нынешней катастрофы. Но в стране, где политика – это кровавый спорт, не следует недооценивать проблему преодоления разрушительного наследия Раджапакса.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Брахма Челлани

Профессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, является автором книги Вода, мир и война: противостояние глобальному водному кризису (Rowman & Littlefield, 2013).




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *