Скандал в Алматинском метро – сотрудники бьют тревогу
Катастрофа с большим количеством человеческих жертв – таков прогноз ряда сотрудников алматинского метрополитена, где в будние дни в часы «пик» курсируют 11 электроподвижных составов, которые максимально заполнены. Один состав перевозит более 900 пассажиров. Многие из них обращали внимание на скрип и скрежет во время движения состава.
– В Алматинском метро курсируют поезда южнокорейской фирмы Hyundai Rotem, – рассказывает член Гильдии юристов Казахстана Алия Балыкбаева. – Данная фирма рекомендовала закупать тормозные колодки и диски для них у немецкой фирмы Becorit GmbH. – Однако, победителем тендера на закупку стала китайская компания Chongqing Bliss Machinery Co. Ltd из города Чунцин. Позднее выяснилось, что колодки этой компании не соответствовали технической спецификации и представляли угрозу безопасности пассажиров.
По словам Балыкбаевой, ситуация стала возможной после назначения в конце 2023 года на должность и.о. Алматинского метрополитена Алмасбека Орынбекова, который впоследствии стал его директором. Судя по информации из открытых источников, директор метрополитена имеет образование в сфере налогообложения и всю свою жизнь проработал в налоговой инспекции Караганды, Карагандинской области. Он не имеет опыта работы на крупных предприятиях. После того, как сотрудники компании стали обращаться в госорганы по поводу своих опасений по безопасности работы метрополитена, его руководство начало их массовое увольнение.
Одним из первых тревогу забил тревогу начальник отдела безопасности охраны труда ГКП «Метрополитен» Роллан Балгабаев, а также начальник дистанции пути К. Алибаев. В ответ руководство обвинило Алибаева в том, что тоннели метрополитена… загрязнены копотью и сажей и вынесли ему дисциплинарный выговор.
– Примечательно, что нигде в мире метрополитен не моется вручную, – заметила Алия Балыкбаева. – Это делают только в Алматы, так как в помывочном оборудовании отсутствует дизельное топливо. Во время ночного обхода тоннелей метрополитена были собраны обломки некачественных тормозных колодок, которые рассыпаются во время движения состава.
Сотрудники подземки направили письма в Администрацию Президента, акиму Алматы, министру труда и социальной защиты, однако на эти обращения, которые подписали 39 человек, не последовало никакой реакции. В то же время на сегодняшний момент из ГКП «Метрополитен» уже уволено 70 человек, выразивших свою гражданскую позицию.
Примечательно, что профсоюз метрополитена за полтора года не заступился ни за одного незаконно уволенного работника. Более того, когда некоторые работники выразили желание выйти из данного профсоюза и вступить в независимый профсоюз, им пригрозили увольнением.
Прибыльные китайские колодки
– Еще до объявления тендера о госзакупках колодок, на этапе поставки, наше руководство уже знало, что закуп планируется у определенного поставщика – китайского производителя, колодки которого не соответствуют техническим нормам и не могут применяться в подвижном составе алматинского метрополитена, – говорит Роллан Балгабаев. – Однако не было предпринято никаких мер по включению данного поставщика в реестр недобросовестных. Товар был закуплен в Китае по цене 9,5 тысяч тенге за единицу, а метрополитену в рамках договора о госказупках обошелся в 46 тысяч 800 тенге. Убыток для бюджета Казахстана составил 75 млн. тенге.
Позднее руководство метрополитена предоставило официальное письмо компании Chongqing Bliss Machinery Co. Ltd, в котором утверждалось, что колодки для поставки в метрополитен Алматы были закуплены у немецкой компании Becorit GmbH. Однако, данная информация не соответствовала действительности. Сотрудник метрополитена обратился в Германию для экспертизы купленной по тендеру продукции. Компания Becorit подтвердила, что это не их тормозные колодки, а подделка, включая логотип Becorit.
По нашим жалобам в июле прошлого году органы транспортной прокуратуры начали проверку деятельности метрополитена Алматы с привлечением государственного аудитора. Главная транспортная прокуратура сообщила, что по результатам проверки выявлены признаки несоответствия поставленных тормозных колодок их технической спецификации.
В апреле этого года межрайонный экономический суд Алмалинского района обязал поставщика тормозных колодок выплатить материальный ущерб в 44 млн. тенге в госбюджет. А вот метрополитен опять оказался непричем.
По словам Балгабаева, есть и другие нарушения, которые работники метрополитена не решаются озвучивать. Например, сбой дают источники бесперебойного питания.
– Сегодня нужно заменить 70 штук источников бесперебойного питания, которые сняты с производства, – говорит юрист Балыкбаева. – Но в итоге за год заменили всего 4 штуки.
– Это установлено в ходе рассмотрения гражданского дела по иску уволенного П Андреева. – начальника службы АСС, добавила член Гильдии юристов Казахстана Алия Балыкбаева. – Именно Андрееву вменили то, что он не обеспечил их работу, что привело к простою поезда на 57 минут. Как же он может обеспечить такую работу, не имея собственного бюджета? Мой поручитель неоднократно безрезультатно отправлял заявки на закупку ИБП и обучение сотрудников.
В марте этого года на портале гозакупок был объявлен еще один конкурс – на те же тормозные колодки в том же количестве (по 1008 правых и левых), но закупаемая цена была ниже по сравнению с прошлогодней в два раза. Выяснилось, что из технической спецификации материал Becorit … исключен и сужен круг потенциальных поставщиков.
В то же время на портале гозкакупок объявлен еще один конкурс… на закуп тормозных дисков на сумму более 232 млн. тенге. Специалисты утверждают, что именно некачественные тормозные колодки привели в негодность тормозные диски. Вот такая «экономия» получилась.
Тем временем Роллан Балгабаев через согласительную комиссию добился восстановления на работе.Однако, он опасается, что после выхода его, как и его незаконно уволенных и восстановленных на работе коллег, сократят. Он все же верит, что наше правительство и президент услышат их голоса и будут приняты меры по безопасности городского метрополитена.
1 Комментарий
Ответственным госорганам необходимо обратить внимание на нелицеприятные факты в системе гостиничных услуг, что негативно сказывается на общем впечатлений туристов от посещений замечательного города Алматы.
В частности, в мини-отеле Silk Way, что расположен по адресу Толе би, 82а. В принципе он расположен очень удобно — в центре города, однако все это перечеркивается отношением администраторов к проживающим. В особенности, в день отъезда: администратор в самой грубой форме переворачивает всю постель, осматривая простыни, наволочки, а также полотенца, включая полотенца для ног; если заметит какие-то помарки, то требует штраф, утверждая, что это не отстирывается (многие, кто с этим столкнулся, говорят, что легко отсчитывается под краном холодной водой). Нельзя исключать, что персонал может самостоятельно наносить эти помарки, пока вы отлучаетесь на завтрак, поскольку очень быстро и целенаправленно ищет и находит помарки.
Понятно, что подобным образом сводятся на нет усилия городской власти по формированию благоприятного туристического климата в Алматы.