Сколько мог бы зарабатывать Казахстан на прокачке российской нефти?
Министерства энергетики Казахстана и России ведут переговоры об увеличении объёмов транзита российской нефти в Китай сразу на 25%.
Российская Федерация, экспортирующая ежегодно через Казахстан в Китай около 10 млн тонн нефти, намерена нарастить эти объемы до 12,5 млн тонн. Об этом сначала сообщили в российском правительстве. Затем информацию подтвердил и министр энергетики Ерлан Аккенженов.
«На сегодняшний момент ведутся переговоры. Российская сторона просит дополнительно 2,5 млн тонн», – сказал 17 июня глава Минэнерго, отвечая на вопросы журналистов.
По его словам, процесс подписания итоговых документов потребует времени. Сначала необходимо внести изменения в соответствующее межправительственное соглашение, которое затем должно быть ратифицировано в парламенте.
Сформирована рабочая группа при Минэнерго двух стран. АО «КазТрансОйл» (дочернее предприятие национальной компании «КазМунайГаз») и российская государственная компания «Транснефть» обсуждают технические вопросы, в том числе такие, как строительство дополнительных нефтеперекачивающих станций (НПС) на территории Казахстана. Об этом рассказал заместитель генерального директора АО «КазТрансОйл» Абай Бейсембаев.
Стороны не сообщают во сколько обойдется проект, и кто будет его финансировать. Известно, что транзит российской нефти играет важную роль в обеспечении сырьем Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). При этом стоимость транспортировки российской нефти через Казахстан в два раза дешевле, чем тариф на прокачку казахстанской нефти через Россию, хотя протяженность казахастанского маршрута почти вдвое длиннее.
Связанные СССР
Большая часть нефтегазовой инфраструктуры, которую сегодня используют Казахстан и Россия, была построена в советское время и, соответственно, она взаимосвязана. ПНХЗ строился с расчетом, что будет перерабатывать сорта сибирской нефти. С распадом СССР каждая из стран большинство таких вопросов решала сама. Хотя Казахстан по многим инфраструктурным мощностям остается зависимым от РФ. Например, карачаганакский сырой газ (около 9 млрд куб. м в год) по-прежнему перерабатывается на Оренбургском ГПЗ. Проблему с обеспечением ПНХЗ собственной нефтью республика решила частично. Завод проектной мощностью 6 млн тонн в год сейчас в среднем ежегодно перерабатывает около 5,5 млн тонн нефти: 1 млн тонн казахстанской и 4,5 млн тонн российской. При этом КазМунайГаз (КМГ), которой на 100% принадлежит ПНХЗ, поставляет свою часть сырья на завод через Россию, отправляя сначала по экспортному нефтепроводу «Атырау-Самара», который выходит из страны в Западно-Казахстанской области. Далее сырье попадает в трубопроводную систему «Транснефти» в Самарской области РФ и возвращается обратно по маршруту Юргамыш, Омск, заходя в Казахстан в Павлодарской области, на севере республики.
Казахстанская нефть в основном добывается на западе страны. По внутренней инфраструктуре (железная дорога и трубопроводы) качать нефть с запада на север накладно. Поэтому КМГ забирает недостающие 4,5 млн тонн в Павлодаре из российской нефти, идущей в Китай, и возвращает их собственной нефтью на НПС «Атасу» в Карагандинской области, куда она доставляется по трубопроводному маршруту Кенкияк-Кумколь-Атасу с месторождений Актюбинской и Кызылординской областей. С Атасу нефть уже отгружается по экспортному трубопроводу «Атасу-Алашанькоу» в КНР.
До 2017 года Россия экспортировала через республику в Китай около 7 млн тонн нефти в год. Но с этого периода увеличила поставки до 10 млн тонн. Казахстан поставляет в КНР по наземному маршруту только около 1 млн тонн нефти в год. Остальной объем казахстанской нефти, экспортируемой в КНР, идет через РФ – сначала по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) или «Атырау-Самара» далее по системе «Транснефти», а затем на черноморских терминалах отгружается на танкеры, и транспортируется уже морем. В 2023 году КНР импортировала 5,7 млн тонн казахстанской нефти, а в 2024-м – 2,9 млн тонн.
Российская нефть забирает основную часть трубопровода «Казахстан-Китай» общей проектной мощностью 20 млн тонн в год. Однако, по мнению экспертов, казахстанские экспортеры не заинтересованы поставлять нефть по наземному маршруту, то есть напрямую из Казахстана в Китай, потому что цена нефти на китайской границе остается слишком низкой – примерно на уровне цены Brent минус $5,70. Кроме того, основные центры потребления нефти в КНР расположены на ее восточном побережье, куда возможна поставка танкерными перевозками.
Кроме того, 20 млн тонн мощностей казахстанско-китайского экспортного нефтепровода обеспечивает только участок «Атасу-Алашанькоу», а остальная часть – Атырау-Кенкияк-Кумколь – способна прокачивать не более 10 млн тонн в год.
Контракт на 100 млн
В феврале 2022 года контролируемая правительством РФ российская нефтяная компания «Роснефть» и китайская CNPC заключили десятилетний контракт на поставку 100 млн тонн нефти стоимостью $80 млрд. Сырье должно транспортироваться через территорию Казахстана на китайские НПЗ, расположенные на северо-западе страны.
Возможно, перед началом войны с Украиной власти России решили заручиться гарантией долгосрочной закупки своей нефти китайскими потребителями, зная, что будут проблемы с поставками в страны Европы, которые были основными импортерами российской нефти.
В 2024 году в РФ было добыто 516 млн тонн нефти, а экспортировано 240 млн тонн, около 80% из них в Индию и Китай. До 2022 года около 50% российской нефти закупали страны Евросоюза и США. На КНР приходилось около 30%, а Индия вообще не была в числе крупных импортеров.
После того, как три года назад Россия напала на Украину, большинство стран запада отказалось от российской нефти, «Большая семерка» и Европейский союз в декабре 2022 года ввели потолок цен на российскую нефть на уровне $60 за баррель при импорте морским транспортом.
Однако, ряд государств Евросоюза продолжает закупать российские углеводороды. В прошлом году Венгрия, Словакия, Франция и другие страны импортировали из РФ нефть и газ более чем на 21 млрд евро. Полностью отказаться от российских энергоресурсов европейцы хотят с 2027 года и ищут альтернативных поставщиков. Венгрия и Словакия ведут переговоры в том числе и с Казахстаном. Кроме того, ЕС намерен снизить потолок цен до $40 за баррель. Поэтому России надо перенаправить оставшиеся европейские объемы на другие рынки.
В прошлом году Китай импортировал свыше 108 млн российской нефти (20% от всего импорта КНР) стоимостью $60,2 млрд. Из них по трубопроводам поставлено около 40 млн тонн: 30 млн по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) напрямую из РФ в КНР, 10 млн – транзитом через Казахстан. Российский участок этого маршрута – нефтепровод «Туймазы – Омск – Новосибирск-2» (ТОН-2), казахстанский – «Прииртышск – Атасу – Алашанькоу». При этом оба направления загружены полностью. Чтобы увеличить поставки, придется расширять мощности нефтепроводов.
Сколько заработает Казахстан
В марте 2024 года Мажилис ратифицировал казахстанско-российское межправительственное соглашение о транспортировке 10 млн тонн российской нефти через Казахстан в КНР, подписанное в 2013 году. Документ продлил действие соглашения о транзите еще на 10 лет – на 2024-2033 годы. Тариф на прокачку нефти утвержден на уровне $15 за тонну.
Тогда в Министерстве энергетики Казахстана заявили, что за 10 лет ожидаемая выручка за транзит российской нефти через территорию республики достичь $1,7 млрд. При этом за предыдущие 10 лет – с 2014 по 2023 год – по этому маршруту, по данным ведомства, было отгружено 90,9 млн тонн российской нефти, а общая выручка составила $1,3 млрд.
Несмотря на увеличение транзита российских энергоресурсов через Казахстан в Китай, Узбекистан и другие страны Центральной Азии, республика остается сильно зависимой в этом вопросе от России. На сегодня около 98% казахстанской экспортной нефти транспортируется через территорию РФ: по КТК, по трубопроводному маршруту «Атырау-Самара-Новороссийск или Усть-Луга», по морскому и трубопроводному маршруту «Актау-Махачкала-Новороссийск», нефтепроводу «Дружба». Экспорт российской нефти через Казахстан составляет всего 4,2% от общего объема продаж РФ за рубеж.
Сегодня от 70 до 80% казахстанской нефти экспортируется в страны Европы. А наиболее предпочтительным вариантом доставки груза потребителям в этом регионе является транзит через Россию. Согласно расчетам ценового агентства Argus, стоимость транспортировки нефти по КТК составляет $38 за тонну, по маршруту «Самара-Новороссийск или Усть-Луга» – $31, по «Махачкала-Новороссийск» – $41, по нефтепроводу «Дружба» – $29 за тонну. Тогда как альтернативный маршрут – по нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), в обход России, составляет в среднем около $130 за тонну.
Если сравнить тариф КТК, по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, то он более чем в два раза выше, чем стоимость прокачки российской нефти по нефтепроводному маршруту «Прииртышск – Атасу – Алашанькоу»: $38 vs $15. При этом российский участок КТК составляет чуть больше 1 тыс. км, а казахстанский участок нефтепровода «Россия-Казахстан-Китай» – свыше 1,7 тыс. км.
Республика заработала бы от транзита российской нефти не $1,7 млрд, а гораздо больше, если бы стоимость прокачки повысили до паритетного уровня.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Казахстан — не сырьевой придаток России! Пора честно и трезво развивать отношения на основе выгоды для Казахстана!